Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оратор и аудитория




В современной риторике выделяется несколько типов ораторов.

Судебный оратор. Этот тип оратора сложился еще в античности. В России генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления – коллегиях. Порядок говорения был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за речь. Судебная риторика, появившаяся в результате судебной реформы Александра II, введшего суд присяжных, особо выделила и создала новый вид красноречия – судебное ораторство. Оно потребовало знаний и навыков ведения судебного разбирательства в условиях состязательности сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями, поскольку художественная литература в к. XIX в. стала самым влиятельным типом речи.

В судебных речах использовались аналогии с художественными образами, и эти аналогии были средством аргументации.

Педагог–оратор. Образ преподавателя в России – образ профессионала, знающего свое дело, человека – гражданина. Это и государственный служащий, и педагог в одном лице.

В годы революций в России сложился тип оратора–агитатора. Этот оратор выступает перед толпой, т.е. неоднородной по составу аудиторией. Толпа требует призыва к действию, поэтому речь оратора–агитатора кратка и апеллирует к интересам толпы. Оратор–агитатор призывает к действию, часто разрушительному. Такой оратор должен говорить и выглядеть как человек из толпы, чтобы слиться с толпой и быть как бы выразителем ее интересов.

Оратор–пропагандист. Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие (почти монашеское), материалистическое мировозрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим (народу в целом, особенно) свою жизнь и труды. Из художественной литературы пропагандист черпает примеры к действию.

Оратор–государственный служащий. Обычно он выступает на разного рода собраниях, конференциях, заседаниях и соединяет черты ученого мужа и агитатора, так как говорит, с одной стороны, как бы от лица участников собрания, с другой стороны, он советует, как "обернуть дело" ко благу аудитории.

Оратор–проповедник. На Руси издревле именно в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Стиль оратора–проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции.

 

Оратор и его аудитория. Несмотря на то, что выделяются разные типы ораторов, для всех характерны некоторые общие признаки. Чтобы речь была успешной (эффективной), оратор должен учитывать особенности аудитории, перед которой он выступает. При этом имеются в виду возрастные, образовательные, половые и т.п. признаки аудитории. Еще М.В. Ломоносов в «Риторике» предлагал оратору учитывать и возраст, и образование, и воспитание слушателей, а в более поздних русских риториках указывается, что главная задача оратора заключается в том, чтобы «сделать слушателя восприимчивым», поэтому необходимо продумывать психологические приемы воздействия на аудиторию. Ведь речь (коммуникативный этап) – это то, ради чего ведется вся подготовительная работа оратора. Какие же типы аудиторий выделяет риторика?

Уже Аристотель в «Риторике» писал о том, что оратор в содержании и этической направленности своей речи зависит от объема аудитории (один человек, несколько человек, много-мало людей, неограниченное множество) и от типа собрания. От объема аудитории зависит время и условия произнесения речи, типы аргументации.

Аристотель дает также классификацию типов аудитории по способности «заразиться пафосом речи оратора». Эта способность аудитории обусловлена возрастом (молодые–старые), достатком (богатые–бедные), эмоциональным состоянием (счастливые–несчастливые).

Ю. Рождественский пишет: «Молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к решениям и поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожной, она поэтому с трудом поддается эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки.

Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу предлагаемых оратором мыслей и предложений.

Счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.

Реальная аудитория может сочетать в себе разные качества, т.е. быть молодой и бедной, богатой и старой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной.

В современной риторике существует термин «чувство аудитории», что означает коммуникативную стратегию «близости», иначе это называется термином коммуникативность. Коммуникативность – важнейшее качество эффективной (убеждающей, воздействующей) речи. Коммуникативность речи (или «чувство аудитории» у оратора) проявляется в том, что у слушателей возникает ощущение живого общения с говорящим, когда слушатели наблюдают, как с ними разговаривают, как речь создается, а не зачитывается, будучи заранее написанной. Этот эффект общения со слушателями достигается несколькими способами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.