Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности публичного выступления




Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).

Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – «ответ на спорный вопрос», «способ решения проблемы». При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи.

Основные виды аргументов. В основной части как информирующей, так и аргументирующей речи используются аргументы (довод, доказательство), поэтому эти два типа речей очень близки между собой.

Аргументы делятся на две группы:

- аргументы рациональные, или «аргументы по делу»;

- аргументы иррациональные (психологические), или «аргументы к человеку», «доводы к аудитории».

К аргументам рациональным относятся:

- факты;

- обращение к авторитетам;

- законы, теории, аксиомы, традиционно принятые в данном обществе.

К иррациональным аргументам относится обращение к чувствам, желаниям, интересам адресата. Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства собравшихся (присутствующие оцениваются как рассудительные, благородные, здравомыслящие люди, т.е. дается положительная характеристика аудитории), материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей.

Оба вида аргументов в риторике различаются по их силе и выделяются исчерпывающие, главные и спорные аргументы.

Исчерпывающие аргументы, чаще всего один, – это такие аргументы, которые полностью доказывают правоту какого-то мнения, положения. Такие аргументы встречаются редко.

Главные аргументы – это различные факты, убеждающие в реальности чего-либо. Теоретики судебной речи отмечают, что самые сильные аргументы должны быть даны в конце судебной речи.

Спорные аргументы могут служить «за» и «против» доказываемой позиции.

Основные виды доказательств. Любое доказательство состоит из трех элементов: тезиса, аргументов, логической связки (формы логической связи) между тезисом и аргументами. Аргументы необходимо не только подобрать, но и правильно использовать для доказательства выдвигаемого положения (тезиса).

Различают прямое и косвенное доказательство.

Прямое доказательство строится следующим образом:

- даны аргументы;

- из них выводятся истинные суждения;

- истинное суждение доказывает выдвигаемый оратором тезис.

Такое доказательство называется индуктивным доказательством. Оно особенно продуктивно тогда, когда оратор располагает в качестве аргументов неопровержимыми яркими фактами. Это доказательство продуктивно потому, что на аудиторию, особенно в споре, наиболее убедительно действует конкретное, образное.

Дедуктивный метод в доказательстве чаще всего опирается на известные аудитории общие положения, истинность которых не вызывает сомнения. Такое доказательство состоит, таким образом, из известного общего положения (большой посылки), связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключения.

Например:

Ни один нечестный человек не будет избран мэром.

Х нечестен.

Следовательно, Х не будет избран мэром.

Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения (метод алиби). Метод доказательства от противного часто используется в науке (см. геометрия). «Метод исключения» называется еще «методом алиби», так как часто используется в судебной практике. В этом случае истинность тезиса доказывается путем выявления ложности всех возможных альтернатив (ср., например, обсуждение кандидатур на должность).

Исходя из сказанного можно сделать вывод о методах опровержения противоположного тезиса. Наиболее простой и надежный способ – это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате чего рушится вся система доказательства; в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса.

Подготовка публичного выступления. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Речь нужно репетировать.

Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли выступления. Если запутались – не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи.

Готовясь к речи, вы можете составить «шпаргалку» – несколько небольших листков бумаги – карточек, которые удобно держать в руке. Они должны содержать цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить – смотрите в «шпаргалку»!

Составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного – развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи.

Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи – аудиторию, помещение.

Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: ваша цель – запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть.

На листке плана оставьте широкие поля – на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишите фактическую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь на ходу.

Особо следует сказать об импровизированной речи. Если у вас есть около 5 минут на подготовку

1) сформулируйте четко тему и главную, центральную мысль, которую вы хотите передать;

2) сформулируйте важнейшие позиции основной части – две-три;

3) сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний;

4) подумайте, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы;

5) подумайте о переходах; если есть время, сформулируйте их.

Импровизированная речь должна быть короткой (около 5 минут), отчетливой структуры, ясной для слушателей, яркой и образной, даже парадоксальной. Именно она предоставляет возможность научиться применять шутку, "шоковую технику" парадокса, не бояться высказывать свое мнение.

Обдумывая импровизированную речь, не волнуйтесь и не пытайтесь сразу, при подготовке, все облечь в слова, следуйте плану работы. Темы для импровизации можно придумывать самим: лучше выбрать такие, которые связаны с абстрактными понятиями, ключевыми моментами человеческой жизни, чтобы упражнения пригодились вам в дальнейшем (в ситуациях поздравления, тоста, приветствия и т.п.): красота, любовь, радость, верность; можно использовать пары–оппозиции (молодость и старость, долг и чувство, горе и радость и т.п.)».

Основные источники поиска необходимой литературы: библиотечные каталоги, указатели по периодической печати, журналы по специальности, газеты, энциклопедии, библиографические указатели, статистические справочники, литературные справочники, библиографические обзоры, брошюры, Internet. При подготовке публичных выступлений конспектирование неизбежно.

Существует несколько способов конспектирования. Наиболее удачным нам представляется так называемое проблемное конспектирование. В этом случае из изучаемой литературы на карточку выписывается то, что относится к одной какой-то проблеме. Необходимо выделить, где выписаны цитаты (они берутся в кавычки), где передаются только мысли автора в изложении читающего. Поскольку должны приводиться точные аргументы, факты, данные, нужно иметь на карточке точные сведения об изучаемой работе: автор, название книги или статьи, выходные данные книги или журнала, где помещена статья, страницы, на которых расположен конспектируемый материал.

 

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, индивидуальных особенностей оратора, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Однако в риторике существуют общие правила подготовки публичного выступления, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре, в том числе следующие этапы:

1) выбор темы и определение основного содержания выступления;

2) определение цели выступления;

3) составление предварительного плана;

4) поиск и отбор материала;

5) работу над композицией;

6) работу над речевой формой выступления;

7) репетиция выступления;

8) произнесение речи;

9) анализ выступления.

Готовясь к выступлению, следует учитывать общие требования к публичной речи:

1) решительное начало выступления;

2) драматизм;

3) сдержанную эмоциональность;

4) краткость;

5) диалогичность;

6) разговорность;

7) установление и поддержание контакта с аудиторией;

8) понятность главной мысли;

9) решительный конец.

 

Для совершенствования мастерства публичного выступления оратору необходимо проводить объективный самоанализ своих выступлений. Схема анализа может быть такой:

1. Насколько удачно начало выступления?

2. Есть ли драматизм в изложении?

3. Удачны ли примеры, иллюстрации?

4. Адекватны ли громкость, темп, язык и стиль выступления?

5. Удачно ли завершено выступление?

6. Удалось ли уложиться в регламент?

7. Хорошо ли держался оратор?

8. Интересно ли изложена тема? Оригинален ли стиль изложения?

9. Ясна ли основная мысль изложения?

10. Убедительно ли выступление?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.