КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Двухступенчатые (многоступенчатые) модели(модели типа two-step flow) Первая применена в 1940 г. во время избирательной кампании в штате Огайо, в 1955г. более подробно разработана социологами Лазарсфельдом и Мертоном. Многоступенчатость социальной коммуникации обусловлена тем, что чаще всего передача информации от коммуниканта к реципиенту осуществляется не сразу ко всем потребителям коммуникации, а принимают и осмысливают ее лидеры, обладающие соответствующими качествами («opinion leaders» – «лидеры мнений»), а на следующей ступени именно они начинают распространять полученную (и интерпретированную) информацию среди своего окружения. Следовательно, информация масс-медиа достигает целевой аудитории в два этапа: 1этап – ее получение очерченной группой влиятельных и активных людей – «лидеров мнений» – через формальные каналы масс-медиа, 2 этап – лидеры передают послание при непосредственном контакте членам своей группы, т.е. в межличностном общении, выступая при этом интерпретатором полученного сообщения, своеобразным «фильтром». Передача массовой информации от источника к ее получателю при посредничестве лидеров – главный инструмент формирования общественного мнения. Подобный элемент коммуникационной модели – «информационный привратник» – представлен в линейной модели Курта Левина. «Информационные привратники» – люди, которые воспринимают и оценивают входящий поток сообщений на основе собственных критериев степени важности новостей и интерпретируют их для своей малой группы. Многоканальные модели позволяют анализировать коммуникацию не только в техническом, социальном, но и в психологическом смысле. Например, двухканальная модель В.П.Морозова (российский психолог; в основе – переосмысленная схема Шеннона; см. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999, С.312) обусловлена наличием вербального (речевого, лингвистического) и невербального (экстралингвистического) каналов коммуникации и функциональной асимметрии мозга, между которыми наблюдается теснейшее взаимодействие. Две категории обратных связей – система контроля говорящим процессов образования его собственных сообщений и система контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя.
Источник ® Сигнал ® Приемник речи акустический слушатель (говорящий человек) (свойства голоса) (его слух, мозг, психика)
Таким образом, линейные модели отражают технологический (технократический, или трансляционный, механистический) подход к описанию коммуникации, представляя статическую модель коммуникации, циркулярные и ступенчатые – интеракциональный (деятельностный, диалогический), представляя динамическую (когнитивную) модель коммуникации. К ВОПРОСУ 4: СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В зависимости от пространственно-временной среды различаются четыре типа коммуникации: материальная, генетическая, психическая, социальная. Три последних образуют класс смысловой коммуникации, в которой социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве (см. схему):
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |