Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация





Материальная Смысловая

Транспортная

Энергетическая

Миграцияи др. Генетическая Психическая Социальная

Геометрическое Биологическое Психическое Социальное

пространство и пространство пространство пространство

астрономическое и время и время и время

время (биологические образы (образы и смыслы (движение смыслов в

и генетические программы) духовной жизни) определенном социуме)

Генетическая, психическая и социальная коммуникация являются смысловыми, т.к. в качестве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. Все виды смысловой коммуникации взаимосвязаны через личность, которая является субъектом социальной коммуникации.

Социальное пространство – интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальное время – интуитивно ощущаемое людьми течение социальной жизни, зависящее от интенсивности социальных изменений. Смыслы, движущиеся в социальном времени и пространстве от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции. Движение смыслов в социальном пространстве целесообразно рассматривать как коммуникационную деятельность, движение смыслов во времени – как социальную память. Социальная коммуникация, как правило, имеет материальную, чувственно воспринимаемую форму и духовное умопостигаемое содержание.

К ВОПРОСУ 4: ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА И ПОНИМАНИЯ В АСПЕКТЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Одна из ключевых проблем коммуникации – проблема адекватного восприятия передаваемой информации и, следовательно, результативности коммуникации. Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает многочисленные коммуникативные барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации (барьерами коммуникации), являются среда (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта (психофизиологические и социокультурные барьеры).

Проблема смысла, который является идеальным объектом, в науке всегда была предметом разногласий философов, лингвистов, логиков, психологов, в целом всех, кто пытается понять суть данного понятия. Однако нас интересуют смыслы, которые возникают в социально-коммуникационных взаимодействиях. Как известно, в процессе целесообразной коммуникации реципиенты преследуют три основные цели: познавательную, побудительную и экспрессивную. Данные цели определяют основные смыслы коммуникационных сообщений, которые сводятся к продуктам духовной человеческой деятельности: знания, умения, стимулы, эмоции. Кроме того, существуют промежуточные смыслы, соединяющие в себе рациональное, волевое и эмоциональное начала, которые признаются разумом, чувственно переживаются и способны побуждать к действию: идеалы, убеждения, предметы веры.

Знания, умения, стимулы, эмоции являются принадлежностью индивидуальной психики, там они зарождаются, движутся в психическом пространстве и времени. Процесс эффективной коммуникации связан с опредмечиванием (кодированием) своего смысла адресантом и распредмечиванием (декодированием, пониманием) и включением в свою психику, в свою индивидуальную память полученного смысла адресатом. Смыслы могут кодироваться в виде коммуникационных сообщений или утилитарных изделий. При этом в том и другом случае возникает проблема адекватного постижения смысла, который нужно воспринять, декодировать и понять.

Проблема понимания в аспекте общей теории коммуникации теснейшим образом связана с адресатом (реципиентом). Понимание присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации.

Познавательное понимание вступает в действие, когда мы познаем причинно-следственные связи между предметами и явлениями, познаем устройство машины или поведение человека и т.п. Познавательное понимание – предмет гносеологии (теории познания).

Коммуникационное понимание имеет отношение к коммуникационному сообщению, которое, как известно, может представлять собой речь, письмо, рисунок и т.п.

Коммуникационное понимание со времен античности изучается герменевтикой. В Древней Греции в обязанности Гермеса входило истолкование и объяснение передаваемого текста. Герменевтика изначально представляла искусство толкования (интерпретации) иносказаний, символов, произведений древних поэтов (Гомера). В богословии – ориентировалась на толкование Библии. С эпохи Возрождения герменевтика включена в состав классической филологии. С IX в. герменевтика рассматривается как метод «вживания», «вчувствования» в духовную жизнь, в культуру прошлых эпох. Современная герменевтика получила статус философской науки, углубилась в гносеологию и онтологию (М.Хайдеггер, Г.Гадамер, П.Рикёр), коммуникационное же понимание постепенно осталось за ее пределами.

Коммуникационное понимание может проявляться в трех формах:

1) коммуникационное познание: реципиент получает новое для него знание, и коммуникационное понимание сливается с познавательным. Данная форма коммуникационного познания представляет собой творческий познавательный акт, в котором глубинный смысл сообщения оценивается с позиции этического долженствования и прагматической пользы;

2) коммуникационное восприятие: реципиент получает сообщение, но не постигает его глубинный смысл;

3) псевдокоммуникация: реципиент запоминает, повторяет, переписывает отдельные слова или фразы, не вникая даже в поверхностную суть сообщения (движение смыслов ограничивается лишь движением материальной оболочки знаков).

Категория понимания является сложной по причине установления критериев, которые бы позволяли однозначно констатировать факт абсолютного понимания коммуникационного сообщения.

Американские прагматики считают, что таким критерием является поведение человека: если человека попросили закрыть дверь, и он закрыл, то коммуникационное сообщение понято, следовательно, коммуникационное познание свершилось.

Ряд ученых полагает, что сообщение понято правильно, если реципиент может стать автором разумных утвердительных высказываний по поводу его содержания, т.е. может обсуждать раскрытие темы, идейно-художественные достоинства, стиль изложения и т.д.

Есть и мнения, подобные мнению А.Франса, который заметил: «Понимать совершенное произведение искусства, значит, в общем, заново создавать его в своем внутреннем мире». Речь в данном случае идет о таком глубоком понимании, которое включает сопереживание.

Существует мнение-скепсис относительно возможностей понимания людьми друг друга, суть которого выразил Гете в результате изучения работ Спинозы: «Никто не понимает другого; никто при тех же самых словах не думает того, что думает другой; разговор, чтение у различных людей возбуждает различные ряды мыслей». Афористично подобную мысль выразил В. Гумбольдт: «Всякое понимание есть вместе с тем непонимание».

Проблему понимания усугубляет еще и тот факт, что оно всегда сопровождается «приписыванием смысла» со стороны реципиента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.