Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: бюджет и бюджетная система РФ




Органы власти, осуществляющие финансовый контроль

На макроуровне органами финансового контроля являются Президент, Федеральное собрание (Гос. Дума и Совет Федерации), Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Контрольно-ревизионное управление, Федеральное казначейство, Гос. таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Счетная палата РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, исполнительные органы внебюджетных фондов. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях, независимые аудиторские фирмы и т.д.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществления единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

Задачи Гос. Думы и Совета Федерации:

1)рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и отчета об его исполнении;

2)рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

3)установление предельного размера гос. внутреннего и внешнего долга.

Министерство финансов РФ и все его структурные подразделения осуществляют контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контрля поступления и расходования бюджетных средств и средств гос. внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухгалтерского учета.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет возложен на Федеральное агентство по налогам и сборам и его инспекции на местах.

 

1.Экономическая сущность и функции бюджета.

2. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы.

3. Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

4. Бюджетный процесс.

5. Доходы бюджета.

6. Расходы бюджета.

7. Бюджетный дефицит и источники его финансирования.

 

1.Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях власти с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются гос. централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

В статье 6 БК РФ дается следующее определение бюджета: «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

По месту, занимаемому в финансовой системе, гос. бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию гос. бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную (через него перераспределяется до 50% ВВП и национального дохода страны);

- регулирующую, осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики;

- стимулирующую, бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств;

- контрольную, через гос. бюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

2. Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Оно определяется федеративным устройством государства, наличием органов местного самоуправления. Бюджетное устройство обусловливает формы и методы взаимоотношений органов власти в процессе бюджетной деятельности. Бюджетное устройство РФ предполагает такое взаимоотношение элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В частности, в статье 6 БК РФ дается следующее определение бюджетной системы: «Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов».

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и ее гос. устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с К РФ (ст.71 и132) и БК РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

федерального бюджета и бюджетов гос. внебюджетных фондов;

бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных гос. внебюджетных фондов;

местных бюджетов.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в ФБ, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Федерации. В свою очередь, бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

 

3.Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:

1. Единство БС означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства. А также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями БС – это закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

3.Принцип самостоятельности всех бюджетов включает следующее:

право законодательных органов гос. власти и органов местного самоуправления на каждом уровне БС самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;

законодательное закрепление полномочий по формированию доходов бюджетов;

право органов гос. власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете.

4 .Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос. внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

5. Сбалансированность бюджета, т.е. объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств но означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны использовать определенный бюджетом объем средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность – это обязательное опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на конкретные цели.

 

4. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов. Его содержание определяется гос. и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

· составление проекта бюджета (более 1 года);

· рассмотрение и утверждение бюджета (более 1 года);

· исполнение бюджета в течение бюджетного года (с1 января по 31 декабря);

· составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение(около полугода).

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Задачи бюджетного процесса:

максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов;

определение дохода бюджета по отдельным налогам и другим платежам;

установление расходов бюджета по целевому назначению;

согласование процесса с общей программой финансовой стабилизации4

сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;

повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования);

усиление контроля за доходами юридических и физических лиц при выполнении ими налоговых обязательств;

автоматизация процесса составления и исполнения бюджета.

Принципы организации бюджетного процесса:

единство – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации, единство денежной системы;

самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти;

балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов.

В РФ бюджетный период, т.е. время исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, т.е. совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, т.к. сюда включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и др. действий.

 

5. Доходы бюджета – это то, что государство получает от экономических субъектов и граждан.

В структурном плане доходы государства представлены доходами бюджетов всех уровней, доходами внебюджетных фондов. Эти доходы называют доходами бюджетной системы. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

В состав федеральных налогов и сборов входят:

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

налог на прибыль (доход) организаций;

налог на доходы физических лиц;

ЕСН

гос. пошлина;

налог на добычу полезных ископаемых;

сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

водный налог;

 

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории РФ. Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов. Региональными налогами и сборами являются:

налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);

· транспортный налог;

налог на игорный бизнес;

Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. К ним относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1.Доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниципальной собственности.

2.Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями.

3.Средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

4.Доходы в виде финансовой помощи, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы, за исключением бюджетных ссуд и кредитов..

5.Иные неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления могут быть от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

 

6 .Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Бюджетные расходы классифицируются по следующим признакам:

1)по экономическому содержанию;

2)по функциональному назначению;

3)по ведомственному и целевому признаку;

4)по уровню бюджетной принадлежности.

1)В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие бюджетные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающее текущее функционирование органов гос. власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание гос. поддержки другим отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающими. Они включают в себя закупки товаров и услуг, оплату труда гос. служащих, начисления на зарплату, платежи по внутренним займам и гос. внешнему долгу.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

2)По функциональному признаку все расходы делятся на следующие группы:

-содержание аппарата управления;

-финансирование народного хозяйства;

-финансирование социально-культурных мероприятий;

-финансирование науки;

-финансирование обороны;

-содержание правоохранительных органов;

-финансовая помощь бюджетам других уровней и т.д.

3)Каждая из групп расходов делится по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак позволяет выделять в каждой группе расходов соответствующее Министерство, государственное учреждение, юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. По целевому признаку бюджетные расходы делятся на конкретные виды затрат, например, заработная плата, отчисления из заработной платы, хозяйственные расходы, командировки, расходы на питание и т.д.

4)В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

 

7. Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.

Согласно статье 94 БК источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3)кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.