Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные методы планирования себестоимости




Нами рассмотрен метод калькулирования, известный в мировой практике как абзорпшен-костинг (полного распределения или полного поглощения затрат). При калькулировании себестоимости по системе директ-костинг постоянные затраты не распределяются между носителями затрат - отдельными видами продукции. При этом варианте калькулирования исходят из того, что только переменные затраты (прямые и переменная часть накладных расходов) зависят от загрузки мощностей и объема продукции, и поэтому могут быть отнесены на продукцию прямым счетом. В условиях рынка такой метод дает достоверную информацию о тенденции поведения затрат в условиях увеличения или снижения спроса на продукцию.

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с расширением или сокращением объемов производства

 

Схема многоступенчатого планирования затрат и прибыли, млн руб.

  Целлюлоза товарная Бумага Всего
Сфи Сфа Итого Типогр. офсет. Итого
Объем продаж              
Переменные затраты              
Маржинальный доход по продукции цеха              
Постоянные затраты Цехов - -   - -    
Прибыль цеха - -   - -    
Постоянные затраты Предприятия - - - - - -  
Прибыль предприятия           -  

 

Для организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятий создается сквозная система бюджетов, состоящая из следующих функциональных расходных бюджетов: бюджет фонда оплаты труда; бюджет материальных затрат; бюджет потребления энергии; бюджет амортизации; бюджет прочих расходов; бюджет погашения кредитов; налоговый бюджет.

Эта система частных расходных бюджетов полностью охватывает всю расходную часть сводного бюджета предприятия.

Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают нормы расхода и основную часть сторонних платежей предприятий. Бюджет фонда оплаты труда предусматривает отражение расходов на основную и дополнительную заработную плату, премиальные, платежи во внебюджетные фонды. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятий. Бюджет прочих расходов представляет наименее значительные и наименее важные финансовые расходы, например, командировочные, транспортные, канцелярские расходы.

Бюджет погашения кредитов и займов планируется в целом по предприятию, он позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи предприятия.

При разработке бюджетов структурных подразделений необходимо исходить из положения, что каждый бюджет более низкого уровня управления является детализацией бюджета более высокого уровня управления, т.е. бюджеты цехов составляют сумму бюджетов производств, бюджеты производств составляют сумму расходной части сводного бюджета предприятия.

Примерная схема расходной части сводного бюджета предприятия представлена в таблице.

Система бюджетов предприятия

Функцио- нальные бюджеты Бюджеты структурных подразделений Итого сводный бюджет
Произв.подразде-ления Обслуживающие подразделения Функциональные службы
      ...     ...     ..  
Фонд оплаты труда ФОТ 1 ФОТ 2 ... ФОТ 1 ФОТ 2   ... ФОТ 1 ФОТ 2 ..   Сумма ФОТ
Материа-льные затраты МЗ 1 МЗ 2 ... МЗ 1 МЗ 2 ... МЗ 1 МЗ 2 .. Сумма МЗ
Энерго-потреб- Ление   ЭП 1   ЭП 2   ...   ЭП 1   ЭП 2   ..   ЭП 1   ЭП 2   .. Сумма ЭП
Амор-тизация   А 1   А 2   ...   А 1   А 2   .   А 1   А 2 .. Сумма А
Прочие расходы   ПР 1   ПР 2   ...   ПР 1   ПР 2   .   ПР 1   ПР 2   .. Сумма ПР
ИТОГО Бюджетн. подразд. Сумма Сумма 2 ... Сумма Сумма 2 .. Сумма 1 Сумма 2 .. Сумма бюджетов подразд.
Кредит-ный бюджет   Сумма КБ
Налоговый бюджет   Сумма НБ
Итого сводный бюджет   Сумма СБ.

 

В таблице не отражен тот факт, что расходы подразделений предприятия должны быть распределены по основным видам продукции, по группам постоянных или переменных затрат, что позволит в дальнейшем реально оценить рентабельность товарных групп и осуществлять оперативное управление затратами.

На основе сквозной системы бюджетов строятся калькуляции себестоимости продукции и сметы накладных расходов предприятия.

Сводный бюджет по составу затрат равен сумме бюджетов структурных подразделений и кредитного и налогового бюджетов. Используется в дальнейшем для расчета прибыли предприятия.

Основные резервы снижения себестоимости:

-увеличение объемов производства и реализации продукции. Экономия себестоимости происходит за счет относительного снижения на единицу продукции условно-постоянных затрат предприятия;

-изменение структуры ассортимента. Экономия себестоимости происходит за счет увеличения производства менее материалоемких и трудоемких видов продукции, изменения доли покупных полуфабрикатов;

-улучшение использования времени работы оборудования (рабочих). Экономия на амортизационных отчислениях, затратах заработной платы.

Тема 6. Основы принятия ценовых решений на продукцию предприятия (4 часа).

Классификация видов цен по участию государства в ценообразовании, по стадиям ценообразования, по транспортной составляющей в цене

Технология расчета цены. Структура рынка и ценовая политика предприятия. Основные направления политики ценообразования при различных маркетинговых стратегиях, стадиях жизненного цикла продукции и конкурентных позициях предприятия на рынке. Ценовые стратегии. Антимонопольная политика. Практическое применение теории эластичности.

Этапы ценообразования на предприятии. Методы определения базовой цены. Параметрические методы ценообразования. Внешнеторговые цены.

Ценовая система - это упорядоченная совокупность различных видов цен, регулирующих экономические отношения между участниками национального и мирового рынков.

В зависимости от участия государства в ценообразовании различают рыночные и регулируемые цены. Рыночные цены товара - цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их формирования делятся на свободные, монопольные и демпинговые. Свободная цена - рыночная цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Монопольная цена - рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования в целях извлечения дополнительной прибыли. Демпинговая цена - рыночная цена, сознательно заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем рыночных цен. Используется как средство вытеснения конкурентов с рынка. Как правило, это цены ниже уровня издержек производства.

Регулируемые цены складываются на рынке в процессе государственного воздействия. Формируются на базе нормативного подхода. По условиям формирования делятся на фиксированные и предельные. Фиксированная цена - регулируемая цена твердо установленной величины. Предельная цена - регулируемая цена, ограниченная нижним или верхним пределом, предельным размером снабженческо-сбытовых или торговых надбавок. Пример предельной цены-отпуск на экспорт березовых балансов (Финляндия), пример предельных надбавок – цены в начале перестройки.

Регулирование цен со стороны государства - продукция естественных монополий, услуги транспорта, связи, оборонки, производство драгметаллов. В Испании, Англии регулируются цены на услуги телекоммуникаций, снабжение газом, электроэнергией, водой, перевозки железнодорожным транспортом, услуги здравоохранения, фармацевтические. В Италии установлен верхний предел цен на электроэнергию, в Японии регулируются государством до 60% цен на основные продовольственные товары, в США регулируется 5-10% цен, в основном в аграрном комплексе; Франция, Япония – до 20% цен регулируются. Нужно отметить, что государственное регулирование цен в этих странах, как и в России более эффективно с применением косвенных методов регулирования, т.н. экономическое регулирование через регулирование уровня МРОТ, учетной банковской ставки, налогов, таможенное регулирование, государственные закупки.

Со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ – газ, реализуемый населению, общественный транспорт, жилье, коммунальные услуги, надбавки на лекарства, продукты детского питания.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товара от производителя к конечному потребителю. Оптовые цены изготовителя формируются на стадии производства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты на производство и реализацию продукции, а также обеспечить планируемую прибыль. Для финансового анализа деятельности предприятия. Оптовые отпускные цены включают помимо цен изготовителя косвенные налоги - акциз, налог на добавленную стоимость. Оптовые отпускные цены обеспечивают наполнение доходов бюджета. Оптовые цены закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает посреднические надбавки (скидки). Цена обеспечивает финансовые условия для функционирования посреднического звена. Дифференциация цен по стадиям ценообразования

Себе-стои-мость про- дукции При-быль произ-води-теля Косвенные налоги (акцизы, НДС) Посредническая Надбавка (скидка) Торговая надбавка (скидка)
издержки при-быль НДС издержки при-быль НДС
Оптовая цена Предприятия  
Оптовая отпускная цена (цена реализации)  
Оптовая цена посредника  
Розничная цена
                 

Посреднические надбавки (скидки) на практике могут называться снабженческо-сбытовой надбавкой или скидкой, комиссионным вознаграждением, сбором и т. д. В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в относительном (процентном) выражении. Надбавка - это начисление на цену приобретения товара у поставщика, а скидка - это доля конечной цены реализации товара покупателю, остающаяся в распоряжении посредника.(10000, 13000: +3000, надбавка 30%, скидка 23%)

Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки), которые обеспечивают условия для прибыльной работы организаций розничной торговли. Каналы сбыта учитывают количество посредников. Нулевой канал сбыта отражает взаимодействие производителя напрямую с потребителем, одноуровневый канал сбыта – то же через оптового (розничного) посредника, двухуровневый канал сбыта – то же последовательно через оптового и розничного посредника, трехуровневый – то же через оптового, мелкооптового, розничного посредника.

Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от производителя к потребителю транспортные расходы включены в состав цены.

При цене, например, франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конечного пункта назначения оплачивает покупатель сверх цены приобретения товара. При такой цене потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов, покупке товаров в близлежащих географических пунктах. Цена франко-склад потребителя показывает, что в цену включены все транспортные расходы. Этот метод предполагает формирование производителем единой цены для покупателей независимо от их местоположения. Такая цена выгодна покупателям, которые удалены от места производства. Промежуточные между ними цены включают затраты по транспортировке продукции до станции отправления, затраты по погрузке продукции в вагоны на станции отправления, непосредственно транспортные затраты по доставке продукции до станции назначения, затраты по выгрузке из вагонов на станции назначения. В соответствии с этими расходами различаются: цена франко-станция отправления, цена франко-вагон станция отправления, цена франко-вагон станция назначения, цена франко-станция назначения.

Дифференциация цен по транспортной составляющей в цене

Виды расходов, включаемых в цену продукции
Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспорти-ровке продукции до станции назначения Расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя
Франко-склад поставщика  
Франко-станция отправления  
Франко-вагон станция отправления  
Франко-вагон станция назначения  
Франко-станция назначения  
Франко-склад потребителя

Технология расчета цены – это совокупность методов ценообразования, позволяющих достичь оптимального сочетания в цене интересов продавца и покупателя. Включает следующие блоки:

 
 

 


Выбор метода ценообразования, установление базовой цены, скидок, надбавок

 

Стратегия и тактика ценообразования зависят от структуры (типа) рынка, на котором действует предприятие.

1.Чистая конкуренция. Самый массовый тип рынка. Продавец конкурирует с множеством предприятий, торгующими одинаковыми товарами. Цены одного продавца не оказывают влияния на цены другого, реализующего ту же продукцию. Это самая мобильная в плане пересмотра цен рыночная структура, которая реагирует не на цены других продавцов, а на колебание рыночной конъюнктуры. Цена задается рынком, предприятие корректирует объемы выпуска
, ориентируясь на цену. Проблема продавца заключается в том, чтобы уложиться со своей себестоимостью в установившуюся рыночную цену товара. Пример рынка – «ларечный» бизнес. Одинаковый товар по разным ценам, исходя из соображений расположения ларька.

2.Монополистическая конкуренция. Второй по массовости тип рынка, на котором в рамках одной товарной номенклатуры продавцы предлагают покупателям различные варианты товаров; купля-продажа осуществляется не по единой рыночной цене, а в широком ценовом диапазоне. Развита неценовая конкуренция. Этот рынок менее мобилен по сравнению с первым типом, в связи с чем продавцы стремятся к увеличению объема продаж, прежде всего, за счет «позиционирования» товара, предлагая наряду с дорогой продукцией для потребителей с высоким уровнем доходов продукцию по более низким ценам потребителям с низкими доходами. Цена на рынке монополистической конкуренции - функция параметров качества предлагаемой покупателям продукции. Пример: рынок плит, бумаги, картона, изделий.

3. Олигополистическая конкуренция. Рынок небольшого количества крупных фирм с большим предложением и много покупателей. Доступ новых продавцов на рынок затруднен; продавцы чутко реагируют на изменения цен и маркетинговых стратегий конкурентов. Изменения цен на рынке осуществляется после проведения тщательных маркетинговых исследований. Пример, рынок газетной бумаги.

4. Чистая монополия: конкуренция отсутствует, единственный продавец на рынке назначает любую цену, какую могут выдержать покупатели. Монополистами могут быть крупные компании и мелкие с определенным экономическим поведением (например, Тбилисская фабрика по производству мундштучной бумаги для сигарет в СССР).

Наиболее эффективной формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии, контроль за ценами.

В хозяйственной практике существует понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего субъекта (ХС). Если доля ХС на рынке определенного товара превышает установленную величину (в России не ниже 35%, в Англии - 33 %), то ХС оценивается как монополист, занимающий доминирующее положение на рынке. Эту величину устанавливает ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП. Крупным слиянием признается такое, при котором приобретается контрольный пакет акций или более 35% акций. ГКАП может принимать решения и о принудительном разделении ХС.

В настоящее время действует «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», в который включены все предприятия, производящие более 35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для этих предприятий установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения свободных цен, государственного регулирования республиканскими и местными органами, а также обязательное предоставление статистической отчетности по затратам, объемам производства и качеству.

5. Монопсония: несколько фирм предлагают товар единственному покупателю (например, воооружение - государству). Не имеет отношения к ценообразованию.

Таким образом определение типа рынка дает продавцу знание степени свободы в установлении и изменении цены на продукцию. Однако этого недостаточно, поскольку существуют строгие зависимости между ценой и спросом на товар.

Концепция жизненного цикла товаров определяет необходимость в течение всего периода существования товара на рынке проводить в отношении него несколько модификаций ценовой политики. Данная концепция исходит из необходимости планирования производства продукции с связи с результатами деятельности предприятия, с получаемой прибылью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.