Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика. Расчет предельного размера скидки с цены

Можно предоставить потребителю скидку с цены при увеличении объема продаж (за счет экономии себестоимости, конкретно за счет условно-постоянных расходов): СКО=УПР - УПР/I,

где СКО - скидка на весь объем выпускаемой предприятием продукции; УПР - доля условно постоянных расходов в себестоимости продукции, %; I - индекс роста объема продукции.

Например: Предприятие реализует 20000 т бумаги. Наметилась возможность увеличения объема продаж в 1,5 раза за счет расширения рынка и увеличения степени использования мощности предприятия. Цена реализации бумаги 15 тыс. руб./т, себестоимость - 10 тыс. руб./т, в том числе УПР – 1,8 тыс. руб./т. или 18%. Потенциальный потребитель рассчитывает на снижение цены.

Объем продаж в базисных ценах: 15000∙30000=450 млн. руб. Индекс роста продаж – 1,5. Скидка на объем в процентах: СКО= 18-18/1,5= 6 %.

СКО в рублях= 450 млн. ∙ 0,06=27 млн руб. Новая цена тонны продукции: 450-27/30000= 14100 руб./т. Увеличение прибыли 23 млн. руб.

 

Для отраслей механической и химической деревопереработки важно соотношение цен по потребительским свойствам. Критериями дифференциации цен могут выступать: различия в ценах на древесину разных пород; различия в степени обработки продукции (ламинированные и неламинированные плиты, высокая и низкая гладкость бумаги); различия по размерно-качественным характеристикам (массе бумаги, толщине и площади плит и т.д.).

Важная задача ценообразования – увязка цен на взаимозаменяемую продукцию, например, пиломатериалы и древесно-стружечные плиты, древесная и лигниновая мука. Основным принципом ценообразования здесь выступает требование равенства цен на единицу полезного эффекта. Величина полезного эффекта от замены пиломатериалов древесными плитами определяется:

Эп= Цпм* (Упм/Удп – 1),

где Цпм – цена 1 куб.м пиломатериалов; Упм и Удп – расход пиломатериалов и древесных плит на единицу конечного продукта.

Расход аналогичного показателя при замене в качестве наполнителя премиксов древесной муки лигниновой мукой:

Эп= ΔС/Улм,

где ΔС – снижение себестоимости 1 т премиксов в связи с заменой наполнителя; Улм – расход лигниновой муки на 1 т премиксов.

Если цена на один из взаимозаменяемых товаров с базовыми потребительскими свойствами равна Цо, то цена на аналогичный товар с определенными технико-экономическими преимуществами будет равна: Ц1 = Цо + Эп

Цены внешнеторговые. Расчет внешнеторговых цен учитывает базисные условия поставки товара, которые определены контрактом, а именно: момент перехода права собственности на товар; расходы, связанные с транспортировкой и страхованием продукции, включаемые во внешнеторговую цену. Цены, возникшие на основе международных коммерческих терминов, получили название инвойсных (от invoice- накладная, фактура ), т.е. цен, указываемых в счетах-фактурах. Действующие в настоящее время базисные условия поставок приведены и классифицированы в ИНКОТЕРМС (Международных правилах толкования торговых терминов). Последняя редакция ИНКОТЕРМС действует с 1 января 2000 года. ИНКОТЕРМС фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как: место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара; переход рисков с продавца на покупателя; распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей; получение экспортных и импортных лицензий; обязанность заключения договора перевозки; распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ; распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений; обязанность страхования; распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки, инспектирование товара и др. В ИНКОТЕРМС выделены 4 группы терминов, расположенных в зависимости от возрастания обязанностей продавца по доставке товара покупателю (от минимальных обязанностей в первой группе до максимальных в последней). Каждая группа терминов обозначена индикатором - буквой латинского алфавита (Е, F, С, D) и краткой характеристикой. Группа Е «отгрузка» включает только один термин: EXW (EX Works …)- отгрузка с завода или франко завод (... название места). Согласно данному термину продавец считается исполнившим свое обязательство по поставке товара, когда он передает товар в распоряжение покупателя в своем коммерческом предприятии (со склада, с завода и т.д.). Группа F «Основная перевозка не оплачена» включает три термина: FCA (Free Carrier …) - франко перевозчик (...название места); FAS (Free Alongside Ship …) - франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки); FOB (Free On Board …) - франко - борт (... название порта отгрузки). Термины группы "F" предусматривают, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента передачи его перевозчику в согласованном с покупателем пункте. При этом обязанность по организации основной перевозки лежит на покупателе. Группа С «Основная перевозка оплачена» содержит четыре термина: CFR
(Cost and Freight …) - стоимость и фрахт (... название порта назначения); CIF (Cost, Insurance and Freight …) - стоимость, страхование
и фрахт (...название порта назначения); CPT (Саrriage
Carriage Paid To…) - фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения); CIP (Carriage and Insurance Paid Тo…) -
фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения). Согласно терминам данной группы продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента передачи товара перевозчику в согласованном с покупателем пункте. Однако, в отличие от условий терминов группы F, термины группы С возлагают именно на продавца обязанность заключить договор перевозки до согласованного пункта. Группа D «Прибытие» содержит пять терминов. Это так называемые термины доставки, поскольку на продавца возлагается обязанность за свой счет и риск доставить товар в место, указанное покупателем. Группа DAF
(Delivered At Frontier …) - поставка до границы (... название места поставки); DES (Delivered Ex Ship …) - поставка с судна (... название порта назначения); DEQ (Delivered Ex Quay …) - поставка с пристани (... название порта назначения); DDU (Delivered Duty Unpaid …) - поставка без оплаты пошлины (... название места назначения); DDP (Delivered Duty Paid …) -
поставка с оплатой пошлины (... название места назначения). Условия группы D возлагают на продавца наиболее обременительные (по сравнению с терминами других групп) условия. Продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта и обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места.

 

Инвойсные цены согласно «ИНКОТЕРМС»

Группы ценовых Условий Обозначения Полное наименование цены
    Английский язык Русский язык
Группа Е (отгрузка с завода) EXW EX Works Франко-завод
Группа F (основная перевозка не оплачена) FCA FAS FOB Free Carrier Free Alongside Ship Free on Board «франко-перевозчик» «свободно вдоль борта судна» франко-борт
Группа C (основная перевозка оплачена) CFR CIF   CPT CIP Cost and Freight Соst, Insurance, Freight Carriage Paid To….. Carriage and Insurance Paid To ….. «стоимость и фрахт» «стоимость, страхование и фрахт» «перевозка оплачена до...» «перевозка и страхование оплачены до...»
Группа D (прибытие) DAF DES DEQ DDU   DDP Delivered At Frontier Delivered Ex Ship Delivered Ex Quay Delivered Duty Unpaid Delivered Duty Paid   «поставка до границы» «поставка с судна» «поставка с пристани» «поставка без оплаты пошлины»   «поставка с оплатой пошлины»

Первая группа Е - это единственная цена ЕХ works, которая регулирует передачу товара в распоряжение покупателя на месте изготовления. При этом продавец не несет ответственности ни за погрузку товара на транспортные средства, предоставленное покупателем, ни на оплату экспортных таможенных пошлин и т.д. Согласно терминам второй группы F продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем. Наиболее распространены цены FOB, франко-борт означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар перешел поручни судна в указанном порту отгрузки. Согласно терминам третьей группы С продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара. Например, наиболее распространенная цена CIF, стоимость, фрахт, страхование, означает, что продавец должен оплатить все расходы и фрахт, а также обязан обеспечить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время транспортировки. Четвертая группа D объединяет термины, согласно которым продавец несет все расходы и принимает на себя риски до момента доставки товара в страну назначения. Например, цена DAF, поставка до границы, означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке тогда, когда поставил товар, очищенный от экспортных таможенных пошлин, в согласованный пункт на границе, но до поступления на таможенную границу соседней страны.

Таким образом, если по условиям EXW для продавца предусмотрен минимальный перечень обязательств, то по условиям DDP - максимальный

Фрахт-провозная плата за перевозку груза морским транспортом, франко-пределы, в которых покупатель освобождается от расходов по погрузке, транспортировке и т. д. в связи с включением этих расходов в цену товара. См. Мосягина, финнов

Тема 7. Финансовая деятельность предприятия (4 часа)

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства в распоряжении предприятия, предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы в основном формируются за счет прибыли (от основной и прочих видов деятельности), за счет выручки от реализации выбывшего имущества, за счет различных целевых поступлений, за счет постоянно находящейся в обороте предприятия кредиторской задолженности (по заработной плате из-за разницы в сроках начисления и выплаты, по отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, по расчетам с поставщиками и т.д.), за счет устойчивых пассивов

Источники средств предприятия


.

 

 
 

 


Источники средств

       
   


               
   
Заемный капитал (банк. и пр).))кредиты
 
Резервы и проч. фонды
 
   
 
 

 

 


Нераспределенная прибыль и прочие фонды собственных средств
Обыкновенные акции

 

К устойчивым пассивам относят уставный капитал, который формируется в момент учреждения предприятия; резервный и другие фонды; долгосрочные займы.

Акции – ценные бумаги, удостоверяющие факт взноса владельцем определенной доли в акционерный капитал. Обыкновенныеакции позволяют получить часть прибыли в виде дивидендов по итогам работы предприятия за год, привилегированные-на получение дивидендов по заранее установленной доходности.

Прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности, это универсальный показатель, отражающий эффективность производства, объем и качество выпущенной продукции, производительность труда, уровень затрат. Является источником финансирования научно-технического и социально-экономического развития предприятия, увеличения фонда оплаты труда, а также формирования бюджетных ресурсов, благотворительных фондов и т.д.

С экономической (не бухгалтерской) точки зрения на уровне предприятия различают следующие виды прибыли:

· прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов (А) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (СПРОД):

ПРП = РП - НДС - А - СПРОД.

Пути увеличения прибыли сводятся в основном к увеличению выпуска продукции и расширению рынка продаж, улучшению ее качества, повышению конкурентоспособности; снижению себестоимости продукции за счет рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы, рабочего времени.

· валовая (балансовая) прибыль -сумма прибыли от реализации продукции (ПРП), основных фондов и другого имущества предприятия (ПРФ), доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (ПВН):

ПВ = ПРП + ПРФ + ДВН - РВН

В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, суммы, полученные в виде санкций и возмещения убытков, а также другие доходы от операций, не связанных с производством продукции и ее реализацией.

· налогооблагаемая прибыль есть вспомогательная расчетная величина для исчисления налога на прибыль с учетом льгот по налогу на прибыль. При отсутствии льгот налогооблагаемая прибыль равна балансовой;

· чистая прибыль образуется после уменьшения балансовой прибыли на величину налога на прибыль и других обязательных платежей (например, проценты за кредит сверх учетной ставки Центрального банка, за превышение лимита пользования водой, за превышение норм вредных выбросов и загрязнения окружающей среды и т. д.). Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия;

· нераспределенная прибыль есть чистая прибыль, уменьшенная на суммы дивидендов, создание фондов накопления и потребления, резервных фондов предприятия. Нераспределенная прибыль есть переходящая на следующий отчетный период величина.

Резервный фонд создается на случай прекращения деятельности и расчетов с кредиторами. Фонд накопления представляет собой источник средств для приобретения основных фондов, формирования оборотных средств. Фонд потребления предназначен для социального развития и материального поощрения коллектива предприятия.

Любой вид прибыли выражается в абсолютной сумме, но на их основе рассчитывается множество относительных показателей:

* рентабельность производства. Показывает, насколько эффективно используется имущество предприятия. Определяется в процентах отношением годовой прибыли П (балансовой или чистой) к среднегодовой стоимости основных фондов (ОПФСГ) и нормируемых оборотных средств (СОБ. Н):

Р ПР-ВА = П ∙100 / (ОПФСГ + СОБ.Н).

Справочно. Архангельский ЦБК – 12,5%. Для сравнения Стора Энсо – 6%.

· рентабельность продукции. Показывает результативность текущих затрат. Определяется в процентах как отношение прибыли от реализации продукции к величине себестоимости продукции (СПРОД). Является показателем целесообразности выпуска той или иной продукции:

Р ПРОД = ПРП ∙100 / СПРОД.

В системе директ - костинг рентабельность продукции определяется как отношение маржинального дохода к сумме переменных затрат на производство отдельных видов продукции.

· рентабельность продаж. Показывает эффективность реализации продукции. Исчисляется в процентах как отношение прибыли предприятия (балансовой или чистой) в определенном периоде к объему реализованной продукции в стоимостном измерении (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов): РРЕАЛ = П∙ 100 / РП.

Анализ безубыточности деятельности.

Соотношение объемов реализации продукции, структурных составляющих себестоимости продукции (затрат условно-постоянных СПОСТ и переменных СПЕРЕМ), прибыли дает возможность предприятиям проводить финансовый анализ коммерческой деятельности. Одним из приемов финансового анализа является анализ безубыточности деятельности (критического объема продаж, порога рентабельности, точки окупаемости затрат).

Если прибыль предприятия: ПРП = РП - СПРОД, то РП = СПРОД + ПРП.

Точка безубыточности или порог рентабельности находится в точке, для которой ПРП =0, следовательно, РПКР = СПРОД, где РПКР -есть объем реализации продукции в критическом варианте. Другими словами, точка безубыточности соответствует такому количеству продаж, при котором выручка равна себестоимости на производство и реализацию товаров.

Выразим выручку от реализации через цену на единицу продукции (Ц) и критический объем продаж (qКР), а сумму переменных затрат в составе себестоимости, зависимых от объема продукции, через удельную величину (СПЕРЕМ/ЕД.) и критический объем продаж:

Ц ∙qКРПРОД. или Ц∙qКР =Спост + Сперем или Ц ∙qКР =Спост + Сперем/ед. ∙qКР.

Таким образом, выручка от продаж и переменные расходы в себестоимости продукции выражены через количество продукции в критическом объеме. Отсюда Ц∙qКР - Сперем/ед. ∙qКР = Спост;

qКР∙ (Ц - Сперем/ед.)= Спост.; qКР= Спост / (Ц - Сперем/ед.).

Пример. Цена продукции предприятия -3000 руб./м3, общая сумма условно-постоянных расходов в рассматриваемом периоде - 2,8 млн руб., удельные переменные расходы в себестоимости продукции - 2300 руб./м3. Тогда: qКР = 2800000/ (3000 - 2300) = 4000 м3. Объем продаж больше 4000 м3 принесет предприятию прибыль, ниже 4000 - убытки. При продаже 4000 м3 продукции объем реализации равен сумме затрат на производство и реализацию: 3000 руб./м3 ∙ 4000 м3 = 2800000 + 2300 руб./м ∙ 4000 м3.

Млн руб. Объем реализации планового варианта = 27 млн руб.

2

 

Затраты планового варианта= 23,5 млн руб.

1

 

Затраты критического варианта= 12 млн руб.

 

Условно-постоянные расходы = 2,8 млн руб.

 

0

qКР=4000 qПЛ= 9000 q, м3

Рис. 5. Графический метод нахождения точки безубыточности:

Логическим продолжением анализа безубыточности является анализ, позволяющий определить объем продаж (qПЛ), при котором обеспечивается планируемая величина прибыли:

qПЛ = (СПОСТ + ПРП) / (Ц - СПЕРЕМ /ЕД ).

Продолжение примера. Если предприятие планирует получение прибыли в размере 3,5 млн руб., то объем продаж должен планироваться на уровне:

qПЛ = (2800000 + 3 500000) / (3000 - 2300) = 9000 м3.

Понятно, что полученные результаты анализа характерны для определенного релевантного периода деятельности предприятия, в котором сохраняется постоянной структура себестоимости и цены продукции. Более наглядно расчет точки безубыточности и основных финансовых показателей, связанных с ней, можно представить графически. Точка безубыточности, как видно из графика, находится на пересечении линий себестоимости (линия 1) и выручки от реализации (линия 2).

Повышение продажных цен означает, что можно продать меньше продукции для достижения точки безубыточности, потому что высокая прибыль быстрее перекрывает условно-постоянные расходы, непосредственно не связанные с изменением объемов производства и реализации продукции (амортизационные отчисления, зарплата административно-управленческого персонала, арендная плата, возмещение банковского кредита и т. д.).

Любое увеличение условно-постоянных расходов прямо пропорционально влияет на увеличение критического объема продаж. В еще большей степени увеличение переменных расходов должно быть нейтрализовано дополнительными продажами для покрытия возросших затрат. Разное влияние увеличения постоянных и переменных затрат на рост критического объема продаж объясняется сложившейся структурой затрат, при которой удельный вес переменных расходов в себестоимости продукции достигает 70 и выше процентов.

Финансовый менеджер использует анализ безубыточности для определения влияния на прибыль альтернативных продажных цен, затрат на производство и реализацию, объемов продаж.

 

Налоговая система- это совокупность разных видов налогов, которые поступают в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки. Налоги в России делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются федеральными органами власти и взимаются на всей территории России. При этом суммы федеральных налогов могут поступать в бюджеты разных уровней. Крупнейшие из федеральных налогов - налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, водный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, подоходный налог с физических лиц, сбор за выдачу лицензий на производство этилового спирта.

Региональные и местные налоги, действующие в Санкт-Петербурге - налог на имущество предприятий, земельный налог, транспортный налог. В области – кроме перечисленных в городе - лесные подати.

В зависимости от источников платежей налоги объединяются по группам:

* косвенные налоги, входящие в цену продукции. Например, НДС, акцизы;

* налоги, относимые на себестоимость продукции. Например, транспортный налог;

* налоги, относимые на результаты финансовой деятельности предприятия, т.е. уменьшающие балансовую прибыль предприятия. Например, налог на имущество;

* налоги, относимые на чистую прибыль, т.е. уменьшающие ее величину - налог на прибыль предприятия.

НДС - федеральный косвенный налог, включаемый в цену товаров и услуг, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Определяется как разница между величиной НДС при реализации готовой продукции и величиной НДС в затратах на материальные ресурсы, приобретаемые на производственные нужды.

Перечисление налога в бюджет производят все юридические лица и предприниматели. Освобождаются от налога услуги в сфере образования, научно исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из средств Госбюджета. На продукцию производственно-технического назначения ставка НДС - 18%.

Включение налога в цену продукции означает, что реально плательщиками налога являются потребители продукции предприятия. Предприятия, по существу, являются сборщиками налога, так как в сфере производства легче контролировать перечисление налога в бюджет и проследить за возможными экономическими нарушениями при его исчислении.

Пример. Ниже представлена двухуровневая схема определения величины НДС в условных денежных единицах на абстрактных предприятиях лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Определение величины НДС, перечисляемой в бюджет, у.е.

Последовательность расчета НДС Уровень производства
Лесо- загото-вительное Целлюлозно-бумажное
1.Затраты на приобретение материальных ресурсов 1180 2301
-в том числе НДС 180 351
2. Стоимость материальных ресурсов, относимая на себестоимость продукции 1000 1950
3. Часть добавленной стоимости предприятия в себестоимости продукции (амортизация, зарплата, единый социальный налог, накладные расходы)    
4. Всего себестоимость продукции 1500 2750
5. Прибыль предприятия (часть добавленной Стоимости предприятия в цене продукции при рентабельности 30%)    
6. Оптовая цена изготовителя 1950 3575
7. НДС 351 643
8. Оптовая отпускная цена 2301 4218
9. НДС к уплате в бюджет 171 292

Из данных таблицы очевидно, что сумма налога, исчисляемого как разница между НДС, полученным в цене продукции, и НДС, уплаченным в цене материальных ресурсов, реально равна сумме налога на добавленную стоимость. В лесозаготовительном производстве:

351 -180 = (500 + 450) ∙0,18 =171 у.е.

Предприятие целлюлозно-бумажной промышленности приобретает материальные ресурсы у лесозаготовительного предприятия по оптовым отпускным ценам, включающим в себя НДС (2301 у.е., в том числе НДС - 351). Таблица наглядно демонстрирует нарастание оптовых отпускных цен за счет увеличения НДС при множественности уровней обработки продукции на пути к потребителю.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эластичность спроса по цене | Экономическая эффективность инвестиций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.