КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональные системы: структура и принципы формирования
В нашем понимании, понятие «региональная система» более узкое, чем термины «регион», характеризующий «практически любое территориальное образование от небольших ареалов, включающих даже часть одного муниципального образования, до межконтинентальных территориальных систем» (Михеева), или «территория», которая понимается некоторыми исследователями как синоним понятия «региональная система» (Лексин). Оставляя в стороне дискуссию о соотношении понятий «территория», «район» и «регион», укажем на то, что может быть названо значительное число территориальных объектов, являющихся регионами, но не ориентированных на центральные органы управления или не имеющих федеральных программ развития, и в связи с этим не являющихся «региональными системами» в предложенном нами понимании. Под региональной системой мы понимаем части территории государства, характеризующиеся относительной однородностью социально-экономических показателей или пространственной близостью к одному из центров, взаимодействующие с другими частями территории государства и имеющие в обязательном порядке органы управления и/или общие программы развития федерального (центрального) уровня. Сама региональная система как целостное образование может быть разбита на несколько основных взаимосвязанных подсистем: эколого-географическую (природные условия и ресурсы), социальную (население), производственную (промышленность, сельское хозяйство), финансовую; возможно также выделение политической подсистемы (органы власти, политические объединения и т.д.). Функционирование каждой из этих подсистем делает возможным существование региональной системы как единого целого. Взаимодействие разнокачественных подсистем региональной системы, одновременное протекание разнообразных природных и социальных процессов в ее границах превращает ее в один из важнейших объектов междисциплинарного системного подхода. Региональная система является сложной, взаимосвязанной по своим элементам и саморазвивающейся, удовлетворяя всем системным принципам. Принцип целостности (холизма) заключается в несводимости свойств региона к сумме свойств отдельных его элементов — муниципальных образований, предприятий и организаций, населения региона и т. д. При этом целостность региональной системы характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным ее частям, которые возникают в результате их взаимодействия внутри региональных связей. Формирование региональных систем в условиях федеративного государства может происходить различными путями рассредоточения власти: в результате децентрализации, то есть прямой передачи предметов ведения и полномочий на более низкий по иерархии территориальный уровень, или с уровня страны в целом на уровень региональных систем; деволюции — предоставления большей автономии региональным и местным органам управления в проведении политики в рамках имеющегося перечня полномочий; деконцентрации, когда федеральное правительство осуществляет рассредоточение собственной системы управления по территории, осуществляя при этом локализацию сфер ответственности отдельных управленческих органов. Выражением первого из описанных механизмов — децентрализации — в России стало конституционное закрепление федеративного устройства страны в 1993 г. Такой же генезис и у некоторых региональных систем на уровне отдельных муниципальных образований, напрямую управляемых или финансируемых из федерального центра, например, закрытые административно-территориальные образования, город-курорт Сочи и т.д. Более частным проявлением децентрализации можно считать образование новых субъектов федерации; в России, начиная с начала 1990-х гг., это имело место только при разделении Чечено-Ингушетии на две республики. Проявлением деволюции можно считать реализацию субъектами Российской Федерации принципа, изложенного в знаменитой фразе Президента РФ Б. Н. Ельцина о возможности взятия ими столько суверенитета, сколько они смогли бы «проглотить». Такая политика федерального центра в середине 1990-х гг. позволила значительно усилить системообразующие связи внутри таких региональных систем как субъекты федерации. Более того, путем укрепления внешних связей именно субъектов федерации с регионами-соседями стали формироваться региональные системы более высокого иерархического уровня в виде межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Путем деволюции произошло и формирование некоторых свободных экономических зон в границах существующих субъектов федерации или муниципальных образований: «Янтарь» в Калининградской области, зона «Находка» в Магаданской области и др. Типичным случаем деконцентрации стало формирование федеральных округов, образованных путем рассредоточения функций федеральной власти по территории страны и не совпадающих (по крайней мере, первоначально в большинстве случаев) с границами каких-либо региональных систем, образованных путем усиления связей субъектов федерации. Аналогично сформированы и некоторые ведомственные округа, например, военные округа. В унитарном государстве, также как и в федеративном возникают многочисленные региональные системы, прежде всего, административно-территориальные единицы (департаменты во Франции, провинции и автономные районы в Китае и т.п.). В то же время некоторые исторические (или историко-культурные) области, в прошлом являвшиеся региональными системами, часто утрачивали такой статус в связи с отсутствием в настоящее время органов управления. Так, лишь с большими допущениями к региональным системам можно отнести Англию в Великобритании или Моравию в Чехии. Аналогичная ситуация свойственна и федеративным государствам (например, Пруссия в Германии). Как сказано выше, в федеративном государстве одной из характеристик региональных систем является единый орган управления или, по крайней мере, общий механизм управления (единая программа развития) федерального значения. Именно это предопределяет наличие значимых внутренних связей региональной системы, что выделяет их по отношению к зонам, ареалам и другим территориальным единицам. Наличие сильного административного начала во многом определяет устойчивость региональной системы даже при отсутствии иных значимых системообразующих связей. Так, созданные в 2000 г. указом Президента РФ (№ 849 от 13.05.2000 г.) федеральные округа показали свою устойчивость именно в качестве региональных систем, несмотря на искусственность территориальной целостности некоторых из них, например, Приволжского и Уральского. При этом федеральные округа как региональные системы по ряду важных системообразующих отношений формируют единое целое и поэтому для системного изучения региона помимо преломления общегосударственных процессов на территории округов следует выделять и чисто региональные проблемы региональных систем, входящих в их структуру как составные элементы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |