КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ региональных систем
Классификация региональных систем
Мы пришли к необходимости осветить многообразие региональных систем, становящихся объектом анализа региональных исследований и объектом государственного регулирования. Хотя основным иерархическим уровнем региональных систем в федеративном государстве является уровень субъектов федерации, следует признать, что перечень региональных систем на более низком иерархическом уровне достаточно велик. В таких системах большую роль играют системообразующие связи в социальной и производственной подсистемах. Выражение федеральных интересов направлено на группы муниципальных образований, которые могут в таком отношении рассматриваться в качестве региональных систем. В России к региональным системам муниципального уровня относятся получающие напрямую из федерального бюджета финансовую помощь закрытые административно-территориальные образования Минатома и Минобороны России (Северск, Снежинск, Заречный и др.), наукограды (в начале 2003 г. их было четыре: Обнинск, Королев, Дубна и Кольцове), город-курорт Сочи, район Кавказских Минеральных Вод, города, по которым во второй половине 1990-х гг. были приняты на федеральном уровне специальные программы развития (Братск, Нижний Тагил, Ивангород и др.). С другой стороны, все субъекты федерации в свою очередь являются подсистемами других региональных систем более высокого иерархического уровня, в которых большее значение имеют административные внутренние связи. К последним относятся федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, некоторые «зоны интересов» ряда отраслевых федеральных ведомств (например, территории военных округов) и др. Такие региональные системы более высокого иерархического уровня, как правило, налагаются на территории субъектов федерации, не пересекая их внутренние границы. В то же время складываются и региональные системы, объединяющие части территорий нескольких субъектов федерации. Чаще всего такие системы формируются на основе наличия транспортной инфраструктуры с единым органом управления. Характерным примером являются системы, сложившиеся на основе отдельных железных дорог. В настоящее время из 17 железных дорог России только у двух ареал их деятельности полностью совпадает с границами субъектов федерации: у Калининградской и Сахалинской. Распространенным основанием для классификации региональных систем является их разделение по уровню социально-экономического развития. Как правило, такое деление основывается на сопоставлении одноуровневых регионов по тем или иным показателям, характеризующим состояние их социальной и (или) производственной подсистем. Развитие региональных систем во времени происходит с разной скоростью, что определяет наличие в едином государстве регионов, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития и даже различных этапах цивилизационного развития: в России, например, несколько субъектов федерации (Республики Калмыкия, Тыва, ряд автономных округов Крайнего Севера) фактически остались на доиндустриальной стадии развития, в то время как Москва характеризуется как региональная система постиндустриального сообщества. Обычно в качестве показателя, характеризующего уровень социально-экономического развития региона используются душевые значения валового регионального продукта. Аналогичные параметры используются и в страноведческих исследованиях при выявлении уровней социально-экономического развития стран мира. Так, показатель валового национального продукта на душу населения используется для с «учетных и аналитических целей» в качестве «основного критерия классификации стран» в докладах Всемирного банка. При этом, как правило, выделяются три группы стран: низкого, среднего и высокого уровней развития. Показатель валового внутреннего продукта в расчете на душу населения применяется и при классификации регионов внутри Европейского Союза. Некоторые классификации, в том числе разработанные для регионов России, основываются на использовании нескольких классификационных признаков. Так, специалистами Совета по размещению производительных сил (СОПС) была разработана классификация, в которой одновременно учитываются уровень экономического развития региона, текущее состояние его экономики, финансов, социальной сферы и природной среды, а также природно-географические и геополитические характеристики. Использование данных классификационных признаков позволяет определять наиболее предпочтительные методы управления и регулирования по каждому типу регионов. Другие классификации основаны на первичном выделении проблем регионов. В соответствии с классификацией, разработанной сотрудниками Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, целью которой стала группировка регионов по основополагающим проблемам, были выделены следующие группы (типы) регионов: • традиционно-отсталые, или слаборазвитые; • депрессивные; • традиционно-развитые, или высокоразвитые; • регионы, имеющие ресурсы федерального значения, или программно развивающиеся. Такая классификация регионов более отвечает задачам, стоящим перед государственной региональной политикой. Отсталые, или слаборазвитые регионы, по терминологии авторов данной концепции, — это «территории, социально-экономические показатели развития которых как минимум в течение многих десятилетий были ниже средних по России» К депрессивным относятся регионы, переживающие глубокий экономический кризис, который выражается в спаде производства, в том числе в традиционных отраслях его специализации, или длительное время находящиеся в фазе застоя, сохраняющие низкие темпы производства и нуждающиеся, как правило, в крупных инвестициях, обновлении и диверсификации производства. Отсталые регионы характеризуются низкими значениями развития социальной и экономической сферы в сравнении с другими регионами страны. Проведенный обзор существующих классификаций показал, что региональные системы, прежде всего, могут быть разделены на группы в зависимости от их места в иерархии и уровня социально-экономического развития региона. Последнее подразумевает выявление особенностей состояния и развития социальной и производственной подсистем региона, конкретизацию проблем этого развития и используется для целей региональной политики, проводимой федеральным центром. Рассмотрение регионов в качестве систем позволяет наметить еще некоторые подходы к их классификации по степени: открытости/замкнутости; в данном случае классификационные единицы могут выделяться в зависимости от интенсивности обмена потоками натуральной продукции, финансов, информации; реактивности»/«инертности»; основа классификации — степень восприятия новых явлений, например, в ходе диффузии рыночных нововведений; устойчивости/неустойчивости; основа классификации — интенсивность внутренних, а также внешних связей региональной системы; гармоничности развития. В данном случае учитываются степень и характер развития каждой из подсистем региона.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению проблем развития региональных систем. В данном исследовании обозначен круг вопросов, которые представляют научный интерес: мониторинг, оценка ресурсного потенциала и статистика социально-экономической сферы, прогноз состояния региона, обоснование и разработка управленческих решений и рекомендаций по устойчивому развитию региона в условиях рынка. Выделение различных типов региональных систем целесообразно при выполнении любых аналитических и прогнозных работ по региогнальному управлению. Это дает возможность учесть специфику регионов при сокращении количества исследуемых объектов с нескольких десятков (если рассматриваются субъекты Федерации) или сотен (если рассматриваются города) до нескольких групп, обладающих четко выраженными качественными особенностями. Для обоснования мер по регулированию и управлению региональными системами необходимо учитывать характеристики и текущее состояние всех подсистем региональной системы, потому количество факторов (и соответственно показателей, отражающих их влияние) по каждой проблеме может достигать нескольких десятков. В то же время, как показывает практика, обычно определяющее значение имеют 3-4 фактора, совместное воздействие которых на 75-80% предопределяет результат. Поэтому задача типологизации заключается в том, чтобы из общей совокупности факторов и признаков, определяющих данный тип региональной системы, выделить несколько важнейших, на основе которых провести комплексную оценку состояния региональной системы. Основной целью комплексной оценки состояния региональной системы является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и экономического развития на основе использования внутренних резервов и источников роста и эффективности мер по реализации региональной политики, предпринимаемой Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов управления региональной системой того или иного уровня. При проведении комплексной оценки состояния региональной системы учитываются следующие основные принципы: комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей состояния региональной системы; системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик состояния системы; достоверность исходных данных при выборе базовых показателей системы; соответствие системы индикаторов задачам анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов; максимальная информативность результатов оценки состояния системы, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления; сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем. Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются: годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике; материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте понятие региональной системы. 2. Назовите и проиллюстрируйте примерами системные закономерности функционирования и развития региона. 3. Каковы пути формирования региональных систем в условиях федеративного государства. 4. Назовите основные подходы к классификации региональных систем.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |