![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многостепенные выборы
1. Лекция 4. Президент в системе государственных органов Украины.
1. Возникновение института президента в Украине: причины, этапы. 2. Президент Украины – глава государства. 3. Организация работы Президента.
Причины возникновения института Президента в Украине состоят в следующем: - «перестройка» в СССР по Горбачеву М.С., которая сводилась к изменениям структуры и принципов деятельности высших органов власти; - утверждение системы Съездов народных депутатов; перемещение центра из партийных органов в органы местного самоуправления – советы; - отмена 6 статьи Конституции СССР 1977 г. о ведущей роли КПСС (февраль 1990 г.) Возникновение института президентства в Украине можно связать с событиями перестройки и М. Горбачевым – первым президентом в советской системе (1990-1991 гг.). Конкретное содержание перестройки политической системы по Горбачеву, сводилось к изменениям структуры и принципов деятельности высших органов власти. Утверждалась система Съездов народных депутатов. Съезд наделялся функциями высшего представительного органа государственной власти. Верховный Совет преобразовывался в постоянно действующий законодательный орган. Содействуя перемещению центра власти в новые структуры, из партийных в советские. Горбачев не желая рисковать собственным положением, стремился сохранить контроль и над Советами, и над партией путем совмещения соответствующих высших партийных и советских постов. Став председателем Верховного Совета СССР он сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Работа I Съезда народных депутатов СССР продемонстрировала настоящий взрыв демократии (радикально-демократическая группа – Межрегиональная депутатская группа во главе с А.Д.Сахаровым) – предложили «Декрет о власти», где содержалось положении о немедленной отмене 6 статьи Конституции 1977 г. Эта поправка принята в феврале 1990 г. С отменой ст.6 КПСС становилась политической партией и уже более не оставалась первой среди основных госструктур, что создавало проблемы для функционирования и деятельности всех других государственных органов, начиная с армии, т.к. все они раньше были подчинены КПСС. После выборов 1989 г. и отмены 6 статьи начался пересмотр Конституции. Как только была ограничена роль КПСС, возникла необходимость пересмотра всего устройства советского государства. Выборы нового парламента были первым шагом широкой реформы, к которой юридическая мысль была мало готова. В соответствии с новыми положениями Съезд народных депутатов должен выбрать из своего состава Верховный Совет, состоящий из 2-х палат – по несколько сотен депутатов в каждой. Палатам надлежало заниматься текущий законотворческой деятельностью. Председателю определить формы исполнительной власти, которая не могла ограничиться лишь Советом министров. Депутаты хотели получить право обсуждать его состав и одобрять руководителей каждого министерства в отдельности. У Горбачева и его коллег созрела идея президентской республики, в чем-то среднем между американской и французской моделью. Идея учреждения президентской республики, казалось, лучше соответствовала русской и советской традиции, согласно которым высший правитель был ключевой фигурой. 12 марта 1990г. – первым президентом СССР стал Горбачев М.С. В 1991 г. начался второй этап формирования института президентства, который продолжался до 1995 г. Происходило юридическое становление института президентства после августовского путча 1991 года. Юридическое оформление началось после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. так как в 1991 г. Верховной Радой были приняты решения о выработке новой концепции Конституции Украины, что стало первым шагом – принятие закона «О введении поста Президента Украинской ССР» и внесение изменений и дополнений к Конституции УССР от 5 июля 1991 г., по которому Конституция была дополнена главой 12 «Президент УССР». По которому: - Президент – глава государства и глава исполнительной власти. Это было подтверждено законом «О Президенте Украинской ССР» от 5 июля 1991 года. Всенародно был избран 1 декабря 1991 г. Основные предназначения института президентства – необходимости укрепления системы центральных органов власти. В организации президентуры выработано три формы: - единоличная - коллегиальная - сессионная Единоличная: - президент – глава государства, либо глава государства и исполнительной власти; - выборная в должность с различными требованиями по гражданству, возрасту; -выборы осуществляются а) прямым голосованием избирателей; б) косвенными выборами; в) парламентом; г)высшим партийным органом;. - имеет обширные полномочия, независимо от форм правления. Однако их реальное существование зависит именно от этих форм. В этой связи различаются президент с неограниченной властью – т.е. выполняет свои полномочия самостоятельно, президент с ограниченной властью – выполняет свои полномочия по совету правительства и контрассигнатуры премьер-министр. - выделение полномочий президента в сферах власти. - имеет обширные права в международных отношениях и регулировании правового статуса граждан. - президент несет ответственность за свои действия (импичмент, уголовная ответственность – судит Конституционный Суд). Коллегиальная президентура – характерно для СССР – высшие органы – президиум Верховного Совета – высшие постоянно действующие государственные органы (генеральный председатель, первый секретарь). - сосредоточения полномочий, функций правительства и премьер министра в одном лице, нет разделения властей; Выборность по срокам условна. Смешанная – форма главы государства появилась в некоторых социалистических органах в связи с развитием культа личности: - лидеры этих стран считали нецелесообразным отказываться от идеи коллегиальной президентуры. Ограждение от авторитаризма (хотя это формально) (Китай, Мексика). - выборы отсутствуют, отсутствуют условия выборов на кандидатуру президента, (стр.5 Л.4) - нет разделения властей, - имеет широкие полномочия глава правительства, - в государственных органах присутствует однопартийность. Для института президентства в Украине характерна единоличная форма президентуры, которая был усилена законом Украины «О представительстве Президента Украины» от 5 марта 1992 г., а также положения о местной государственной администрации: Указ Президента Украины об изменении в системе целенаправленных органов государственной исполнительной власти Украины от 13 ноября 1992 года. Все это вело к усилению власти Президента, и явилось итогом столкновения исполнительной власти с законодательной. Следствием этого случая стало принятие в июне 1995 г. конституционного договора между Верховной Радой и Президентом Украины. Начиная с 1995 г. и до 1996 происходит окончательное юридическое оформление основ института президентства в Украине. Так. В соответствии с Конституцией Украины и законов Украины «О выборе Президента Украины» от 5 марта 1999 г. и «О Центральной избирательной комиссии» от 17 декабря 1997 г. Президент избирается гражданином Украины на основе: - общего права - равного права - прямого права - путем тайного голосования - сроком на 5 лет. Конституция 1996 г. устанавливает, что Президентом может быть: - гражданин Украины, достигший 35 лет; - имеет право голоса; - проживает в Украине на протяжении последних 10 лет перед выборами; - владеет украинским языком; - один и тот же человек не может быть избран Президентом Украины больше чем два срока подряд (1). В зависимости от того, является ли государство президентской, парламентской или смешанной республикой, и от особенностей той или иной конституции существуют и разные способы избрания президента. Вопросам классификации способов избрания президента республики уделяется должное внимание в работах по сравнительному конституционному (государственному) праву и в трудах, посвященных изучению статуса президента. Наиболее емкое, концентрированное определение способов избрания президента изложил известный ученый в этой области В.Е. Чиркин. Он выделяет следующие способы избрания президента: 1. Голосование в парламенте (Чехия. Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 года, снизившей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 году - 16. В Словакии для избрания президента, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему. 2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США до 90-годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего II президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков. 3. Избрание президента специальной избирательной коллегией. Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель; коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии; коллегия из избранных членов обеих палат парламента в индии и законодательных собраний штатов. 4. Избрание непосредственно избирателями. (Мексика, Украины, Франция и др.). Следует отметить, что при выборах Президента бывшего СССР использовался такой вариант, как выборы съездом народных депутатов. Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994-1995 годах в большинстве азиатский стран (Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока полномочий действующего президента до 2000 года (в декабре 1999 года парламент Туркменистана принял решение о пожизненном пребывании на посту президента республики действующего главы государства Ниязова). Анализируя вышеприведенные способы избрания президента, можно увидеть что по сути действуют три системы избрания главы государства: 1. Прямые выборы: 2. Косвенные выборы: На практике в подавляющем большинстве случаев применяются либо непосредственно избрание президента, либо его избрание парламентом. Остальные же способы избрания можно было бы считатьих модификациями. Как видно, Украина относится к группе государств, в конституциях которых предусматривается избрание президента путем прямых выборов. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 103) Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Более детально избирательный процесс закрепляется на уровне текущего законодательства, а именно Законом Украины «О выборах Президента Украины» от 5 марта 1999 года. Законодательство Украины устанавливает демократический порядок организации и проведения выборов, что обеспечивает гражданам реальные возможности осуществленияих избирательных прав. Закон состоитиз следующих глав: 1. Общие положения. 2. Порядок и сроки назначения и проведения выборов. 3. Организация выборов. 4. Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Украины. 5. Предвыборная агитация. 6. Гарантии деятельности кандидатов в Президенты Украины и иных участников выборов. 7. Проведение голосования, определение результатов выборов Президента Украины. - 8. Заключительные положения. 9. Итоговые положения. Правовой основой организации и проведения выборов является Конституция Украины, Законы Украины «О выборах Президента Украины», «О Центральной избирательной комиссии». Избирательный процесс осуществляется на принципах: 1. Многопартийности; 2. Свободы и равноправного выдвижения кандидатов в Президенты Украины; 3. Гласности и открытости, свободы агитации; 4. Равенства возможностей для всех кандидатов в проведении избирательной кампании; 5. Непредвзятости к кандидатам со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц этих органов. Участие граждан Украины в выборах является добровольным. Они назначаются Верховной Радой Украины и могут быть очередными, внеочередными и повторными. Таким образом, можно выделить 3 этапа становления института президентства в Украине. Этапы становления института президентства: - 1990-1991: 12 марта 1990 г. – первым президентом стал Горбачев М.С.; 16 июля 1990 г. Украина принимает «Декларацию о государственном суверенитете Украины», что привело к пересмотру Конституции УССР 1978 г., и стало первым шагом введения в систему государственных органов Украины поста Президента; августовские события 1991 г. приводят к ликвидации реальной власти коммунистической партии, что тоже явилось одной из причин изменения механизма государственного аппарата Украины; - 1991-1995: - этап юридического оформления института президентства в Украине; - 1996 г. – принятие первой Конституции Украины, которая окончательно определила Президента Украины в системе государственных органов, а также предложение усовершенствования законодательной базы института президентства Украины.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |