Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной формой реализации интересов в деятельности территориальной громады, и ее органов являетсяправовая форма




1.

Институт местного самоуправления в современном понимании сложился в мировой практике на рубеже VII-IX ст., когда абсолютные монархии были трансформированы в демократические государства. Борьба за утверждение местного самоуправления, свободного от феодального своеволия, была одним из главных мотивов общественных движений этого исторического периода. В Украине самоуправляющие традиции существуют со времен Киевской Руси (1). Так, например, элементы самоуправления были выражены в вечах. После вхождения украинских земель в состав Великого Княжества Литовского элементы местного самоуправления, в особенности в городах и городках, получили дальнейшее развитие в форме войтов. Это происходит в период принятия литовских уставов (1529, 1566, 1588г.г.), которыми были узаконены городские веча.

Важное значение для дальнейшего развития местного самоуправления в Украине имело магдебургское право, которое начинает распространяться на украинские города начиная с середины XVI ст. Магдебургское право предусматривало предоставление городской общине права самостоятельного решения тех или иных вопросов в управлении городом.

Своеобразных форм приобретает местное самоуправление с времен существования украинско-казацкого государства – Войско Запорожское (XVII-XVIII в.в.), которое было обусловлено ее полково-сотенным устройством. Полки и сотни одновременно были воинскими и административно-территориальными единицами и пользовались военно-административным самоуправлением.

С 1663 г., когда Украины была в состоянии социально-экономического и политического кризиса (начало Руины), начинается процесс постоянной ликвидации украинских форм самоуправления Россией, через введение в систему управления формы местного управления по русскому образцу – городские думы. Этот процесс начался со времен правления Екатерины II, и завершился к началу XX ст. Так, в 1838 г. вводится сословное самоуправление для государственных и помещичьих крестьян в форме сельского общества. Сельское общество совпадало с сельской общиной и имело свою корпоративную собственность, в том числе и на землю. Важнейшие вопросы в сельском обществе решал сельский сход. Текущие дела решали избранный на сходе сельский председатель и предназначенный сельский писарь.

Региональное самоуправление на общеимперских основах вводится в Украине после проведения Александром II земской реформы в 1864 г. На ровне с губерниями формировались представительные органы местного самоуправления – губернские земские сборы. Земское собрание избирало земскую управу, которая решала текущие дела, а контроль за деятельностью земств осуществлял губернатор. Подобным образом было организовано местное самоуправление и в уездах.

Реформа городского самоуправления была осуществлена в 1870 г. она предусматривала создание представительных органов городского самоуправления – городских дум, которые избирались жителями города по системе сословий. Исполнительным органом городского самоуправления становится управа во главе с городским председателем, который избирается городской думой.

Во времена УНР была попытка реформировать местное самоуправление. Так, во II универсале УНР (1017 г.) объявлялось о необходимости закрепления и распространения прав местного самоуправления, которые являются органами высшей административной власти на местах. По Конституции УНР от 29 апреля 1918 г. конституционный порядок Украины должен был базироваться на основных децентрализации: землям, волостям и общинам предоставлялись права широкого самоуправления. Тем не менее, эти конституционные положения не были реализованы.

В Украинской ССР после победы большевизма власть на местах формально перешла к местным Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые выступали органами диктатуры пролетариата, а со временем – местными органами власти общенародного социалистического государства.

Исторический опыт работы местных Советов свидетельствует о том, что по своему правовому статусу эти Советы и исполкомы были звеньями единого централизованного аппарата управления и не могли выполнять функции местного самоуправления, вследствие отсутствия самостоятельности, прежде всего, материально-финансовой и хозяйственной. При командно-административном методе управления в период существования СССР существовало жесткое вертикальное подчинение Советов. Это было следствием, когда в управлении обществом, на первом месте стояли интересы государства, а не интересы человека, как это практикуется в демократическом обществе.

После принятия Конституции УССР (1937 г.) происходит переименование рабочих и других депутатов в Советы депутатов трудящихся, а с принятием Конституции УССР 1978 г. – последних в Советы народных депутатов. Переименование Советов не сделало их более близкими к демократическим требованиям: все та же иерархическая пирамида Советов – от местных к Верховной Раде УССР, которые при этом ничего не решали и были лишь фасадом для территориальной вертикали всевластного партийного аппарата. Таким образом, централизм советского тоталитарного государства приводил к тому, что вопросы местной жизни были полностью подчинены государственным.

В советской юридической науке термин «местное самоуправление» до конца 80-х г.г. не употреблялся. Лишь в начале 1990 г. под влиянием горбачевской перестройки был принят закон СССР «Об общих основах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», (1991), в ст.1 было закреплено, что местное (территориальное) самоуправление – самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избранные ними органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориалных единиц, на основании Закона и соответствующей финансовой и материальной базы.

Соответственно этому закону система местного самоуправления включала Советы народных депутатов и органы территориального гражданского самоуправления. При этом Советы определялись как главное звено этой системы. Одновременно они оставались элементом централизованной системы органов государственной власти, где продолжал действовать принцип демократического централизма. Таким образом закон закрепил положения о двойной природе Советов как местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, но фактически они являлись местными органами государственной власти. Поэтому говорить про местные Советы как органы местного самоуправления можно было условно.

Начало реального развития местного самоуправления в Украине был положен принятием Верховной Радой УССР «Декларация о государственном суверенитете Украины» (1990 г.), которая провозгласила принцип деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим принципом местные Советы могут быть только негосударственными представительными органами местного самоуправления, как подсказывает опыт европейских государств. Поэтому, в 1990 г. был принят Закон УССР «О местных Советах народных депутатов УССР и местном самоуправлении», который ввел к действующей системе местных Советов принципы местного самоуправления: были закреплены исключительные полномочия любого звена Советов и договорной порядок их переприопределения по вертикали; упразднены подчинение Советов и их исполнительных органов по вертикали; внедрен институт коммунальной собственности, право распоряжаться которой от лица населения соответствующих административных единиц полагалось на Совет; местные бюджеты были формально изъяты из государственного бюджета. К компетенции Советов были также отнесены установление местных налогов, сборы, штрафы и их размеры. Таким образом законом УССР 1990 г. был сделан шаг к установлению правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности Советов, как органов местного самоуправления.

С другой стороны, местные Советы и дальше сохраняли статус представительных органов власти главного звена местного самоуправления т.е. они фактически являлись государственными органами местного самоуправления.

В связи с введением в систему государственной власти в 1991 г. института Президента Украины как главы государства и исполнительной власти, и перестройки центральных органов государственной власти на основах распределения на законодательную, исполнительную и судебную, муниципальная реформа продолжает углубляться. Так, в Законе Украины «О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении» от 26 марта 1992 г. была проведена идея разгосударствления местных Советов и преобразования их в: сельские, поселковые и городские Советы - в органы местного самоуправления, а районные, областные, Киевские и Севастопольский городские Советы в органы регионального самоуправления. По сути местные Советы были лишены законом функций органов государственной власти. Их роль была ограничена осуществлением функций местного и регионального самоуправления. Функции органов государственной власти на местах полагались на местные государственные администрации во главе с Представителями Президента Украины, которым согласно Закону Украины «О Представителе Президента Украины» (1992 г.) назначались в районы, области, а также города – Киев и Севастополь. Соответственно закону было проведено размежевание полномочий между Советами и местными органами государственной исполнительной власти; упразднен принцип демократического централизма в организации и деятельности Советов, а с ним – ликвидировано право вышестоящего Совета отменять акты нижестоящего Совета; закреплена сфера делегированной компетенции органов самоуправления; установлен административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

В целом, реформа местного самоуправления в Украине в 1990-92 г.г. заложила предпосылки для возрождения местного самоуправления – типичного для стран парламентской демократии конституционно-правового института, суть которого состоит в самоорганизации жителей определенных административно-правовых единиц (территориальных коллективов) с целью решения ними непосредственно или через уполномоченные ними органы вопросов местной жизни данных территориальных единиц.

Дальнейшее реформирование местного самоуправления было приостановлено, в связи с принятием Верховной Радой в 1994 г. Закон Украины «О реформировании местных органов власти и самоуправления», который отменил существующую систему территориальной организации власти и возвращал государственную власть на местах советам народных депутатам и их исполнительным органам. Закон отменил институт Представителей Президента Украины и заложил основы для восстановления иерархии в системе советов и внедрение системы подчинения председателей Советов и их исполкомов – Кабинету Министров Украины, а также исполнительным органам вышестоящих советов по вопросам реализации советами делегированных им полномочий государственной и исполнительной власти.

В июне 1999 г. Верховная Рада Украины нового созыва сделала попытку упорядочить властные отношения на местном уровне и внесла некоторые изменения в закон о местном самоуправлении 1992 г. В частности: все местные советы и их исполнительные органы получали статус органов местного самоуправления. Следующим шагом в реформировании системы местного самоуправления на принципах Европейской хартии местного самоуправления стал Конституционный Договор между Верховной Радой и Президентом Украины от 8 июня 1995 г., которым введен в действие Закон Украины «О государственной власти и местном самоуправлении в Украине». Настоящий договор заполнил вакуум в конституционном регулировании государственной власти, как на общегосударственном, так и на территориальном уровнях, с целью более четкого размежевания функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, государства и местного самоуправления. Органы самоуправления поддержали Договор, усматривая в нем гарантию прав и четкую стратегию на будущее.

В Конституционном Договоре принципы местного самоуправления закреплялись в «общих положениях» (ст.2,4,5) в разделе VII «Местные органы государственной исполнительной власти и местное самоуправление в Украине». В нем впервые на конституционном уровне закрепляется статус первичного субъекта местного самоуправления – территориальных коллективов граждан в селах, поселках и городах.

Территориальная организация власти Украине в соответствии с Конституционным Договором включала:

- региональные (область, район) и городские (Киев, Севастополь) органы государственной исполнительной власти – местные государственные администрации и их председателей, а также региональные представительные органы – соответствующие советы;

- систему местного самоуправления, которое осуществлялось непосредственно территориальными коллективами граждан, так и через избранные ими органы – советы и их исполнительные комитеты;

- соответствующие органы Автономной Республики Крым как административно-территориальной автономии в составе Украины и Представительстве Президента Украины в Автономной Республике Крым.

Таким образом, по Конституционному Договору местное самоуправление было ограничено лишь уровнем сел, поселков и городов, а в районах и областях действовали местные органы государственной исполнительной власти. При этом областные и районные советы исключались из системы местного самоуправления и превращались в региональные представительные органы с довольно ограниченными полномочиями.

Следует отметить, что Конституционный договор, заключенный на переходный период до принятия новой Конституции Украины сыграл определенную стабилизирующую роль в формировании современной системы местного самоуправления.

С принятием новой Конституции Украины в 1996 г. начался новый процесс формирования системы местного самоуправления (3). В этом процессе были учтены лучшие разработки юридической науки. Зерном концепций местного самоуправления, которые оказали значительного влияния и на украинское законодательство, являются особые отношения цен6тра и городов. Местная власть в какой-то мере противопоставления центральной как фактор, который сдерживает децентрализацию, и вместе с тем, определенным образом, подчиненная ей. Определение оптимального уровня децентрализации управления, самостоятельности городов – одно из наиболее политически острых и сложных вопросов организации демократической системы власти (2).

Независимость власти на местах от центра – необходимое условие существования демократического гражданского общества. Современное демократическое, социальное, правовое государство невозможно представить без полноценной системы местного самоуправления. Какой бы совершенной не была государственная власть в центре, она никогда не будет эффективной, если не будет оптимальной организации власти и самоуправления на местах.

Одним из ключевых вопросов конституционно-правовой теории организации демократической власти на местах, которое существенно влияет на понимание понятия и сути местного самоуправления, есть вопрос об источниках и природе функций и задач, которые призваны выполнять органы местного самоуправления. Речь идет о том, имеет ли территориальная организация граждан как основа местного самоуправления отдельную, другую власть, которая имеет отличительные черты от государственной власти. Должны ли органы местного самоуправления решать государственные функции или должны выполнять только функции местного значения.

По этому поводу существует разнообразие теоретических подходов к проблеме системы и компетенции местного самоуправления:

- громадовская (общественная);

- государственная;

- громадовско-гоударственная (дуалистическая).

По «громадовской теории» государство только санкционирует права территориальной громады, а представительные органы громады фактически выступают независимой и самостоятельной муниципальной властью рядом с законодательной, исполнительной и судебной. Данная теория не выдерживает критики, так как опыт стран парламентской демократии свидетельствует, что в государстве не может существовать другая власть, которая ей равна и от нее независима.

В основе местного самоуправления независимой Украины, просматриваются концепции «юридической школы» конституционного права (Г. Еминей, А. Крадовский, Ю. Панейко), которая выработала ряд концепций местного самоуправления.

- местное самоуправление - территориальная самоорганизация населения, которая формируется для самостоятельного решения вопросов жизни громады в определенных отношениях с государством. Основные принципы этих отношений - самостоятельность и иерархичная независимость в границах законодательства:

- местное самоуправление только там, где граждане имеют возможность решать вопросы местной жизни с помощью самоорганизации, самообеспечения, через соответствующие формы прямой и выборной (представительной демократии);

- местное самоуправление имеет публичный характер, т.к. выражает общественные интересы граждан соответствующих населенных пунктов;

- местное самоуправление связано с государством: государство его признает, опекает, видя в нем проявление индивидуальной свободы граждан, которые проживают в соответствующих населенных пунктах.

В границах «юридической школы» конституционного права особенное распространение получила государственная теория местного самоуправления, которая рассматривает юридическую природу органов местного самоуправления как исходную от государственной власти, т.е. от исполнительной власти.

По этой теории самоуправление является формой осуществления государственных функций с помощью лиц и органов, той или иной мерой независимых от государства. В основе «государственной теории» местного самоуправления лежит идея децентрализации государственной власти, привлечение территориальной громады и ее органов на службу государству, когда органы местного самоуправления принимают на себя часть функций и полномочий государственной власти.

Тем не менее, система органов государственной власти и система органов местного самоуправления не являются единой системой. Они образуются из разных по своему происхождению органов (государственных и гражданских), которые объединены в организационно целое необходимостью обеспечения одних и тех же функций и полномочий государственной власти на местах.

Существующим симбиозом громадовской и государственной теорий местного самоуправления является так называемая дуалистическая громадовско-государственная теория. В основе этой теории лежит положение о том, что органы местного самоуправления независимы от государства в своих местных делах; которые не принадлежат к сфере государственных функций. Что касается деятельности в политической сфере, то тут они действуют по поручению государства, выполняют его функции и наделены соответствующими полномочиями. В принципе, данная теория, лежит в основе правового регулирования местного самоуправления в Украине (5). Все полномочия, которые принадлежат органам местного самоуправления, делятся на так называемые «собственные» и «делегированные»

Как считают сторонники данной теории, выполняя «собственные» полномочия, органы местного самоуправления должны действовать самостоятельно и независимо от государственных органов, подчиняясь только закону. «Делегированные'» полномочия они выполняют под контролем соответствующих государственных органов.

Признавая децентрализацию как способ реформирования власти, т.е. признавая право на существований в государстве самоуправления местных громад, законодатель тем самым признает автономное существование местных интересов- местных дел. которые по своей природе отличаются от общегосударственных.

Вся сложность проблематики местного самоуправления состоит в «двоединстве полномочий». С одной стороны они отображают жизненные интересы местного населения, а с другой стороны они решают те проблемы, в которых государственный интерес представлен в наиболее оголенном виде.

Оценивая различные концепции местного самоуправления, следует исходить из того, что государство санкционирует или делегирует соответствующие функции и полномочия органам местного самоуправления.

Государство санкционирует те функции и полномочия данных органов, которые связаны с регулированием вопросов жизни местных территориальных громад. Эти вопросы носят негосударственный, т.е. корпоративный характер, т.к. своим существованием обязаны гражданскому обществу.

Делегированные государством функции органов местного самоуправления являются государственно-властными по своей юридической природе и своей первоосновой имеют исключительно государственные интересы. Но, как правило, сфера делегированных полномочий должна быть четко определена и отделена от чисто самоуправленческих функций с целью исключения нерационального вмешательства центральных органов в решение местных проблем под видом «защиты» государственных интересов.

Именно этим путем и пошел украинский законодатель в законе о местном самоуправлении 1997 г. В вопросах осуществления делегированных функций органы местного самоуправления находятся под государственным контролем (см например ст. 43, 44 данного закона). В целом закон определил понятийные категории местного самоуправления и его функции, компетенцию, полномочия.

Основные термины, использованные в настоящем Законе, имеют следующее значение:

- территориальная громада - жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр;

- административно-территориальная единица - область, район, город, район в городе, поселок, село;

- местный референдум - форма принятия территориальной громадой решений по вопросам, относящимся к ведению местного самоуправления, путем прямого голосования;

- общее собрание - собрание всех или части жителей села (сел), поселка, города для решения вопросов местного значения;

- представительный орган местного самоуправления - выборный орган (совет), который состоит из депутатов и в соответствии с законом наделяется правом представлять интересы территориальной громады и принимать от ее имени решения;

- районные и областные советы - органы местного самоуправления. представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов;

- общий состав совета - количественный состав депутатов совета, определенный советом в соответствии с законом;

- состав совета – количество депутатов, избранных в соответствующий совет, полномочия которых признаны и не прекращены в установленном законом порядке;

- правомочный состав совета – количество депутатов, избранных в соответствующий совет, полномочия которых признаны и не прекращены в установленном законом порядке, составляющее не менее двух третей от общего состава совета;

- исполнительные органы советов - органы, которые в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом создаются сельскими, поселковыми, городскими, районными в городах (в случае их создания) советами для осуществления исполнительных функций и полномочий местного самоуправления в пределах, определенных настоящим и другими законами;

- органы самоорганизации населения - представительные органы, создаваемые частью жителей, временно или постоянно проживающих на соответствующей территории в пределах села, поселка, города;

- должностное лицо местного самоуправления - лицо, работающее в органах самоуправления, имеющее соответствующие должностные полномочия в осуществлении организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получающее заработную плату за счет местного бюджета;

- делегированные полномочия - полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законом, а также полномочия органов местного самоуправления, которые передаются соответствующим местным государственным администрациям по решению районных, областных советов;

- право коммунальной собственности - право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах принадлежащим ей имуществом как непосредственно, так и через органы местного самоуправления;

- бюджет местного самоуправления (местный бюджет) - план образования и использование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения функций и полномочий местного самоуправления;

- районный бюджет - план образования и использования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения общих интересов территориальных громад сел, поселков, городов районного значения, выполнения местных программ, осуществление бюджетного выравнивания;

- областной бюджет - план образования и использование финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения общих интересов территориальных громад, выполнения местных программ, осуществления бюджетного выравнивания;

- текущий бюджет - доходы и расходы местного бюджета, образуемые и используемые для покрытия текущих расходов;

- бюджет развития - доходы и расходы местного бюджета, образуемые и используемые для реализации программ социально-экономического развития, укрепления материально-финансовой базы;

- минимальный бюджет местного самоуправления - расчетный объем местного бюджета, необходимый для осуществления полномочий местного самоуправления на уровне минимальных социальных нужд, гарантируемый государством;

- минимальный уровень социальных нужд - гарантированный государством минимальный уровень социальных услуг на душу населения в пределах всей территории Украины;

- самообложение налогом - форма привлечения на добровольной основе по решению собрания граждан по месту жительства средств населения соответствующей территории для финансирования разовых целевых мероприятий социально-бытового характера.

Появление и развитие института местного самоуправления соответствует осознанию обществом того, что укрепление государственной власти в центре не может быть эффективным для общества в целом без ее одновременной децентрализации на уровень соответствующих территориальных коллективов (громад), объединенными общими интересами.

Сама природа самоуправления предопределена своими признаками:

1. Отсутствие непосредственной (вертикальной) соподчиненности местной власти вышестоящей власти.

2. Определенность за каждым территориальным коллективом своих полномочий.

3. Самостоятельность местной власти в границах собственных полномочий.

4. Организационная самостоятельность местной власти в системе управления государством и взаимоотношения с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

5. Ответственность органов и должностных лиц перед территориальным обществом (громадой).

6. Соответствие материальных и финансовых ресурсов территориальной громады полномочиям местной власти.

7. Разнообразие форм организации местного самоуправления и определение самостоятельности территориальными громадами структуры органов местной власти.

8. Государственная гарантия местного самоуправления.

9. Выборность органов местного самоуправления на широкой демократичной основе, их периодичная отчетность перед территориальной громадой.

10. Судебная защита прав местного самоуправления.

Таким образом, можно говорить, что основные признаки местного самоуправления: исполнение административных функций и самоорганизация населения.

Первый признак определяет материальное содержание самоуправления. Другой признак - природу ее организации и предопределяет правовую базу для независимости в системе власти.

Признаки местного самоуправления предопределяют его сущность: система организации и деятельности граждан, которая обеспечивает самостоятельное, под собственную ответственность решение вопросов местного значения, управление коммунальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Таким образом, система местного самоуправления является совокупностью организационных форм и институтов прямого волеизъявления выборных и других органов местного самоуправления, через которые реализуются принципы и функции местного самоуправления.

По закону «О местном самоуправлении в Украине» 1997 г. система местного самоуправления рассматривается как негосударственный институт, который должен быть образован на основе принципа раздела государственной власти, т.е. формирование системы местного самоуправления, которое вносит элемент децентрализации государственной власти.

Систему местного самоуправления можно рассматривать как механизм осуществления власти на местах, который обеспечивает реализацию функций местного самоуправления элемент децентрализации государственной власти.

Систему местного самоуправления можно рассматривать как механизм осуществления власти на местах, который обеспечивает реализацию функций местного самоуправления.

Структура местного самоуправления состоит из:

- соответствующей территориальной громады, которая решает вопросы местного значения с помощью форм прямого волеизъявления граждан;

- рады – представительный орган местного самоуправления;

- исполнительные комитеты;

- головы села, поселка, города;

- органов самоорганизации населения;

- формы непосредственного волеизъявления населения – местные референдумы, выборы, общие сборы.

Местное самоуправление осуществляется территориальными громадами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские рады и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов.

Первичным субъектом в структуре местного самоуправления является территориальная общность граждан - так называемые территориальные громады жителей села или города, которые решают вопросы местного значения через формы прямого волеизъявления. Это вытекает из определения «территориальной громады» и «местного самоуправления» в законе «О местном самоуправлении в Украине» (21 05.97 г.).

Территориальная громада - жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр.

Местное самоуправление в Украине - это гарантированное государством право и реальная способность территориальной громады -жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду7 жителей нескольких сел, поселка, города - самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Таким образом, главным и определяющим субъектом местного самоуправления законодательство Украины определяет не территориальную административную единицу, а территориальную громаду, как самоорганизацию граждан, объединенных по территориальному признаку с целью удовлетворения в границах закона своих коллективных потребностей и защиты своих законных прав и интересов.

Территориальная громада наделена конкретной правосубъектностью - право формировать соответственные органы, и право местных референдумов, право коммунальной собственности и др.

Формами непосредственного осуществления территориальными громадами сел, поселков, городов своих самоуправленческих полномочий являются местные собрания и референдумы.

Решение собраний, референдумов не требует дополнительного утверждения государственными органами и являются обязательными для выполнения органами территориальной самоорганизации граждан, которые проживают на соответствующей территории.

Территориальная громада является правовым институтом, содержание которого обозначается объемом ее прав и обязанностей, определенных Конституцией и законами. Одни права ее собственные, которые вытекают из природы территориальной громады как организации жителей сел, поселков и городов {традиционная, природные права). Другие права являются делегированными территориальной громаде государством. Поэтому юридическая природа территориальной громады двоедина: громада имеет природные права и одновременно позитивные права и несет юридическую ответственность за их реализацию.

Территориальная громада, как первичный субъект, реализует непосредственно основные полномочия самоуправления так и через органы местного самоуправления (рады).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.