Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокуратуры и других правоохранительных




2.

В соответствии с Законом Украины «О выборах депутатов местных рад и сельских, поселковых, городских голов» от 14 января 1998 г. Рады избираются сроком на 4 года. Депутатом местной рады может быть гражданин Украины (18 лет, не имеет судимости, для председателя местной Рады предполагается возраст не меньше 25 лет).

Избирательный процесс осуществляется на основах:

- свободного и равноправного выдвижения депутатов;

- равенство возможностей для всех кандидатов в проведении избирательной кампании;

- непредвзятости к кандидатам со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов;

- контроля за источниками финансирования и затратами на избирательную кампанию;

- гласности и открытости избирательной кампании;

- свободы агитации.

Выборы депутатов местных рад проводятся по мажоритарной избирательной системе относительно большинства по одномандатным избирательным округам, на которые делится соответствующая территория. Выборы сельского, поселкового, городского головы проводятся по мажоритарной системе относительно большинства по единому одномандатному избирательному округу, границы которого совпадают с границами села, поселка, города.

Рада является правомочной при условии избрания не меньше 2/3 депутатов от общего состава рады.

Сельская, поселковая, городская, районная в городе (в случае ее образования), районная, областная рада проводит свою работу сессионно. Сессия состоит из пленарных заседаний рады, а также заседаний постоянных комиссий рады.

Первая сессия новоизбранных рад проводится не позднее как через месяц после избрания рады в ее правомочном составе. Открывает и ведет сессию председатель избирательной комиссии. Первую сессию после сессии первого созыва в районной, областной, районной городской раде созывает и ведет председатель соответствующей рады, в сельской, поселковой, городской ведет соответственно сельский, поселковый, городской голова. Сессия рады проводится по необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Сессия сельской, поселковой, городской, районной в городе может быть созвана по предложению не меньше как трети депутатов от общего состава соответствующей рады, исполнительного комитета сельской, поселковой, городской, районной в городе ради, а сессия районной, областной рады – также по предложению не меньше как трети депутатов от общего состава соответствующей рады или председателя соответствующей местной государственной администрации. Решение о созыве сессии рады сообщается депутатам и населению не позднее как за 10 дней до проведения сессии.

Сессию сельской, поселковой, городской рады ведет и открывает соответственно сельский, поселковый, городской голова, в случае отказа или невозможности – секретарь рады или его заместитель. В случае отказа или невозможности головы сельской, поселковой, городской, районной в городе, районной, областной рады; секретаря данной рады, заместителя председателя районной в городе, районной, областной рады сессию открывает по поручению группы депутатов, по инициативе которой созвана сессия, один из депутатов, который входит в состав данной депутатской группы, а ведет по решению рады один из депутатов этой рады. Сессия рады является правомочной, если в пленарном заседании берет участие больше половины депутатов от общего состава рады.

Предложения по поводу вопросов рассматриваемых на заседаниях рады могут вносить головы (сельские, поселковые, городские), постоянные комитеты, депутаты, исполнительный комитет рады, председатель местной государственной администрации, председатель районной, областной рады, общие сборы граждан.

Не позднее как на второй сессии утверждается регламент работы соответствующей рады, а так же положения о постоянных комиссиях рады.

Протоколы сессий рады подписываются тем, кто вел заседания рады: головы, председатель рады, секретарь, депутат.

Постоянные комиссии рады являются органами рады, которые избираются из числа ее депутатов, для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, которые принадлежат к их полномочиям. В состав постоянных комиссий рад не могут входить головы, председатели рад, их заместители, секретарь рады.

Организация работы постоянной комиссии рады возлагается на председателя комиссии. Основная форма работы постоянных комиссий – заседания. По результатам своей работы постоянные комиссии подготавливают заключение и рекомендации. Постоянная комиссия для изучения вопросов, разработки проектов решений рады может образовывать подготовительные комиссии и рабочие группы с привлечением представителей общественности, ученных, специалистов.

Так же радой могут образовываться временные контрольные комиссии из числа ее депутатов для осуществления контроля по конкретно определенных радой вопросов, которые принадлежат к полномочиям местного самоуправления.

Основой работы рады является деятельность депутата соответствующей рады. Их полномочия начинаются с момента официального оглашения соответствующей территориальной избирательной комиссии на сессии разрешения об итогах выборов и признании полномочий депутатов, а заканчиваются в день первой сессии рады нового созыва.

Депутат представляет интересы всей территориальной громады, имеет всю полноту прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности рады и образуемых им органов, несет обязанности перед избирателями, радой и его органами, выполняет их поручения, а так же должен входить в состав одной из постоянных комиссий рады (кроме секретаря рады).

Депутат обязан принимать участие в работе сессий рад, заседаний постоянной и других комиссий рады, в состав которых он избран, в связи с чем на этот период он освобождается от исполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему среднего заработка по основному месту работы за счет средств местного бюджета. Если депутат в течении года пропустил более половины пленарных заседаний рады или постоянной комиссии, не выполнял без уважительных причин решения и поручения рады и его органов, соответствующая рада может обратиться к избирателям с предложением об отзыве такого депутата в установленном законом порядке.

Для реализации депутатских полномочий действующее законодательство предоставило депутату местного совета следующего права:

- избирать и быть избранным в органы соответствующей рады;

- вносить предложения и замечания по повестке дня заседаний рады и его органов;

- предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях рады, соответствующих комиссий;

- принимать участие в дебатах, обращаться с запросами, высказывать мнение по всем вопросам повестки дня сессии рады;

- вносить предложения о заслушивании на пленарном заседании рады отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетных либо подконтрольных раде, выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования;

- оглашать на заседаниях рады тексты обращений, заявлений, резолюций, петиций граждан или их объединений, если они имеют общественное значение.

Кроме резолюции своих полномочий в период работы сессии рады, депутат осуществляет значительную работу с населением избирательного округа, чьи интересы он представляет в раде.

Специфической формой организации деятельности депутатов в раде и на территории избирательного округа является работа с наказами избирателей.

Наказ избирателей – поручение, которое имеет общественное значение и дается кандидату в депутаты во время встреч с избирателями в ходе избирательной кампании собранием избирателей соответствующего избирательного округа. Наказами считаются поручения, реализация которых относится к ведению соответствующей рады и его органов.

Непосредственно реализация наказов избирателей заключается в том, что рада обобщает и предварительно рассматривает наказы в постоянных комиссиях, исполнительном комитете или секретариате, после чего принимает решения о принятии наказов избирателей к исполнению и утверждает план мероприятий по их реализации. Рада имеет право принять мотивированные решения о нецелесообразности выполнения отдельных наказов, о чем сообщается населению соответствующей территории.

Депутаты принимают непосредственное участие в выработке нормативных актов соответствующих рад.

Акты органов местного самоуправления по виду и субъектам, их издающих, подразделяются на решения, принимаемые сельской, поселковой, городской, районной, областной радой, а так же решения (совещательного характера) президиума районной, областной рады, заключения и рекомендации – постоянных комиссий Рады; решения – исполнительного комитета сельской, поселковой, городской районной в городе рады; распоряжения – сельского, поселкового, городского головы, председателя районной в городе, районной, областной рады; приказы – издаваемые руководителями отделов и управлений исполнительных органов рады..

Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законом Украины признаются незаконными в судебном порядке.

Особую специфику местного самоуправления имеет г. Киев (Закон Украины «О столице Украины – город – герой Киев» от 15 января 1999 г.).местное самоуправление в г. Киеве осуществляется территориальной громадой города как непосредственно, так и через Киевскую местную раду, районные в городе рады и их исполнительные органы. Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны соответствующим радам в той части полномочий, которым делегированы им соответствующими радами.

Система местного самоуправления в г. Киеве включает:

- территориальная громада города;

- городской голова;

- городская рада;

- исполнительный орган городской рады;

- районные рады;

- исполнительные органы районных в городе рад;

- органы самоорганизации населения.

Киевская городская рада в своем составе образует президиум, являющийся совещательным органом Рады, предварительно готовящим согласованные предложения и рекомендации по вопросам, которые предусматривается внести на рассмотрение рады. В состав президиума рады входит городской голова, его заместитель по работе в раде, председатели исполнительных комиссий рад, уполномоченные представители депутатских групп и фракций.

Киев, как столица Украины, наряду с выполнением всего комплекса функций жизнеобеспечения города, наделены дополнительными функциями:

- создание надлежащих условий для деятельности в городе Президента, Верховная Рада Украины, Кабинета Министров Украины, официальных представительств иностранных государств и международных организаций, учреждений и заведений науки, образования, здравоохранения, культуры и спорта, местом расположения которых, в соответствии с законодательством определен г. Киев:

- решение вопросов о размещении центральных органов, которые образуются Президентом Украины, Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины, а так же дипломатических представительств, консульств иностранных государств и представительств международных организаций в Украине;

- предоставление на договорных началах коммунальных, инженерных, социально-культурных, районных, информационных и других услуг государственных органам, дипломатическим представительством иностранных государств, представительством международных организаций, расположенных в городе Киеве;

- взаимодействие с Президентом Украины, Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины при разработке и осуществлении ими мер, программ и проектов, затрагивающих интересы столицы;

- осуществление мер по сохранению и восстановлению памятников истории, культуры, религии, архитектуры и градостроительства, заповедных и природных зон и монументов и ландшафтов, имеющих национальное значение.

На современном этапе в системе органов и должностных лиц местного самоуправления не до конца урегулирован законодательством статус сельских, поселковых, городских голов, т.к. прежде всего в Конституции Украины 1996 г. отсутствуют нормы, которые бы определяли этот статус.

Необходимость быстрейшего и по возможности оптимального определения статуса сельских, поселковых. городских голов диктуется по следующим причинам:

- до 1996 г. законодательством Украины не было предусмотрено должностей сельских, поселковых, городских голов. Вместо них существовали председатели соответствующих рад, статус которых ничем не отличается с одной стороны от статуса депутатов, а с другой – от статуса председателей районных и областных рад;

- отсутствие закона, который определял бы статус сельского, поселкового, городского головы, ощущается во время проведения парламентских и президентских избирательных кампаний;

- до сих пор не прекратились попытки нивелировать статус сельских, поселковых, городских голов и возродить на местном уровне единую вертикаль власти.

Вместе с тем Закон «О местном самоуправлении в Украине» (1997 г.) определяет полномочия сельского, поселкового, городского головы, которые начинаются с момента объявления соответствующей избирательной комиссии на пленарном заседании рады решения о его избрании и заканчивается в момент вступления в эту должность другого избранного головы.

Полномочия сельского, поселкового, городского головы:

- обеспечивает осуществление в пределах полномочий деятельность органов исполнительной власти на соответствующей территории, соблюдение Конституции и законов Украины, исполнение актов Президента Украины и органов исполнительной власти;

- организует работу соответствующей рады и его исполнительного комитета, подписывает принятые им решения;

- вносит на рассмотрение рады предложения по кандидатурам секретаря рады, количественном и персональном составе исполкома рады, а так же структуру и штаты исполнительных органов рады, его аппарата и исполнительного комитета;

- созывает сессии рады;

- представляет территориальную громаду и его исполком в отношениях с государственными органами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, гражданами;

- ведет личный прием граждан.

Для осуществления своей многоплановой деятельности сельские, поселковые, городские, районные в городе (в случае его создания) рады создают исполнительный комитет (исполком) на срок полномочий работы рады. Областные, районные рады образуют исполнительные аппараты.

Исполнительный аппарат рады осуществляет организационное, правовое, информационное, аналитическое, материальное, материально-техническое обеспечение деятельности рады, его органов, депутатов, содействует осуществлению соответствующей радой взаимодействия и связи территориальными громадами, местными органами исполнительной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления.

Нужно отметить, что специфическим назначением районных, областных рад является представление ими общих интересов территориальных громад сел, поселков, городов и отсутствие исполнительных органов местного самоуправления на этом уровне определяют необходимость того, что на исполнительный аппарат районной, областной рады возлагаются функции обеспечения взаимодействия и взаимосвязи соответствующей рады с территориальными громадами, органами и должностными лицами местного самоуправления, соответствующими местными органами исполнительной власти.

Анализ задач исполнительного аппарата дает основания утверждать, что данный орган не выполняет исполнительные функции местного самоуправления и поэтому нельзя ставить в один ряд исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских, районных в городах рад и исполнительный аппарат районных, областных рад.

Исполнительным органом сельской, поселковой, городской, районной в городе (в случае его создания) рады является исполнительный комитет, который образуется соответствующей радой на срок ее полномочий.

Количественный состав исполкома определяется радой, а персональный состав утверждается радой по предложению головы, районной в городе рады – по предложению председателя соответствующей рады.

Состав исполкома:

- голова (председатель соответствующей районной городской рады);

- заместитель головы председателя;

- начальники отделов и управлений;

- состав отделов и управлений;

- комиссии;

- секретариат;

- секретарь соответствующей рады;

- в состав исполнительного комитета не могут входить депутаты соответствующей рады.

Исполком подотчетен и подконтролен образовавшему его радой, и по вопросам делегирования государственной властью подконтролен органам исполнительной власти (в частности госадминистрации). Более того, существует делегирование полномочий рад соответствующим местным государственным администрациям (Закон «О местном самоуправлении» 1997 г. ст. 44).

Исполнительный орган местного самоуправления - коллегиальный или единоличный орган местного самоуправления общей компетенции, который формируется соответствующей радой, определенный статутами территориальной самоуправленческой единицы, способом, на который возлагается исполнение решений, утвержденных непосредственно территориальной громадой, радой и осуществление полномочий в сфере исполнительной власти, делегированных государством.

Через делегированные полномочия местным органам самоуправления и передача (делегирование) собственных полномочий рад государственным администрациям происходит включение органов местного самоуправления в систему государственного управления, что приводит, в конечном счете, к контролированию и ограничению функций органов местного самоуправления.

Исполком рады может решать и рассматривать вопросы отнесения Законом о местном самоуправлении к ведению исполнительных органов рады:

- предварительно рассматривает проекты программ социально-экономического и культурного развития;

- координирует деятельность отделов, управлений и других исполнительных органов рады, относящихся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, заслуживает отчеты с работы их руководителей;

- имеет право изменить или отменить акты подчиненных ему отделов, управлений, других исполнительных органов рады, должностных лиц.

Основной организационной формы работы исполкома являются его заседания. Они созываются головой (председателем) соответствующей рады по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Заседания исполкома являются правомочными, если в них принимает участие более половины от общего состава исполкома.

Подготовка заседаний исполкома осуществляется управляющим делами исполкома рады. Проект повестки дня заседания исполкома рады составляется не позднее, чем за 3 дня до заседания исполкома, и согласовываются с председательствующим на заседании исполкома лицом.

Проект повестки дня включает следующие вопросы:

- вопросы из текущего (квартального) плана работы исполкома;

- вопросы, включения которых в повестке дня вызываются необходимостью;

- вопросы, рассмотрение которых вытекает из принятых актов вышестоящих государственных органов;

- текущие.

В заседаниях исполкома рады могут принимать участие с правом совещательного голоса депутатам местных рад, народные депутаты Украины, руководители предприятий, учреждений, организаций, представители общественных объединений граждан по согласованию исполкома.

Руководители исполнительных органов рады назначаются на должность и освобождается от должности головой (председателем) соответствующей рады единолично.

Организация деятельности отделов, управлений и других исполнительных органов рады регламентируется соответствующим положением, которое утверждается радой.

Процесс развития местного самоуправления проходит довольно сложно и противоречиво. Развитие местного самоуправления в Украине сдерживается, прежде всего, экономическими факторами, отсутствием достаточных материальных и финансовых ресурсов для осуществления задач и функций местного самоуправления. Немаловажную роль играют также и факторы политического, правового и психологического характера. Это и отсутствие реального субъекта местного самоуправления – самодовлеющей территориальной громады, которое владело бы необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, отсутствие надлежащих внутренних источников формирования доходной части местного бюджета, недостаточное правовое обеспечение значительного массива вопросов организации и функционирования местного самоуправления, и существование в общественном сознании, и сознании значительной части политических, государственных и муниципальных деятелей старых стереотипов восприятие местного самоуправления; отсутствие новых механизмов взаимоотношений органов местного самоуправления с территориальной громадой и его подразделами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями частного сектора, других форм собственности; недостаточный уровень саморегуляции территориальной громады и т.п.

Таким образом, законодательное регулирование местного самоуправления стоит перед существенным обновлением и системным формированием, которое должно заложить основы дальнейшего развития местного самоуправления соответственно принципам демократии и законности, хотя с принятием нового Закона о местном самоуправлении (1997 г.) стал воплощением политического компромисса законодательной и исполнительной власти, поскольку определенный «дуализм» местной власти должен опираться на сбалансированную законодательную основу, которое включает и закон про местные государственные администрации.

 

 

Литература

 

1. Біленчук П.Д., Кравченко М.В., Підмогильний М.В. Місцеве самоврядування України // Розбудова держави.

2. Ткачук А., Саєнко Ю., Привалов Ю. Місцеве самоврядування України // Розбудова держави. 1997. № 7-8. С. 71-79.

3. Конституція України. К., 1996. РозділXI.

4. Кампо В.М. Місцеве самоврядування в Україні. К., 1997.

5. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. //Ведомости. 1997. № 24,.; Черкасов А.И. Местное управление и децентрализация власти: опыт развивающихся стран // Государство и право. 1992. № 5.

5. Конох М.С. Закон України про місцеве самоврядування в Україні (в схемах). Дн-ськ, 1998.

Лекция 7. Организация и деятельность судебной системы,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.