Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При характеристике компетенции территориальной громады, ее




органов и должностных лиц следует учитывать, что:

1) компетенция территориальных громад является универсальной: закон 1997 г. закрепляет за ней все функции и полномочия местного самоуправления, их ограничения возложены только по условию военного или чрезвычайного положения:

2) существует четкое разделение компетенции местного самоуправления по ее происхождению на собственную, делегированную и договорную,

3) органы и должностные лица местного самоуправления имеют как общую, так и исключительную компетенцию, что позволяет им успешно функционировать в режиме сбалансированного осуществления функций и полномочий, а в случае компетенционных споров - эффективно разрешать проблему разграничения компетенции между ними судебными и позасудебными методами.

Органы и должностные лица местного самоуправления подотчетны, подконтрольны и ответственны перед территориальными громадами. Они периодически, но не менее чем два раза в год отчитываются перед территориальными громадами о своей деятельности.

Территориальная громада в любое время может досрочно прекратить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, если они нарушают Конституцию или законы Украины, ограничивают права и свободы граждан.

Надо признать, что конституционное закрепление территориальных громад как первичного уровня местного самоуправления повышает роль разнообразных форм непосредственного участия территориальных громад – жителей сел, поселков, городов в управлении местными делами и целиком отвечает современным мировым политическим и научным стандартам и представлениям о статусе местного самоуправления.

Местное самоуправление может эффективно функционировать лишь при условии оптимального объединения непосредственной и представительной демократии. В соответствии с ч.3 ст.140 Конституции Украины, местное самоуправление осуществляется территориальной громадой как непосредственно, так и через органы местного самоуправления – рады.

В системе органов местного самоуправления ведущая роль принадлежит выборным органам- сельским, поселковым и городским радам, т.е. по сути, выступают основным носителем функций и полномочий местного самоуправления. Эти рады являются вторичным субъектом местного самоуправления, который подотчетны и подконтрольны своему первичному субъекту - территориальным громадам. Рады - органы публичной власти, юридические лица, которые владеют правосубъектностью в сфере государственного и гражданского права.

Юридическая природа этих органов заключается в следующем:

самовластные органы, образованные территориальными громадами для решения и управления делами громад;

• выступают как органы государственной власти, реализуя делегированные им государством полномочия;

• являются хозяйственными субъектами, т.е. участниками отношений, которые реализовывают от имени административно-территориальных единиц полномочия собственника касаемые эффективного управления, использования и распоряжения принадлежащим их коммунальной собственностью.

В Конституции рады получили статус представительных органов местного самоуправления. Это означает, что они перестали быть звеном государственного механизма и утратили природу государственных органов.

На новую природу рад указывает и то, что их система имеет характер децентрализации - рады не подчиняются одна другой, их полномочия определяются законом, и в границах своих полномочий они являются самостоятельными.

Выделяя в системе местного самоуправления самостоятельное ее звено - органы местного самоуправления, нельзя забывать, что она является неоднородной Это обуславливает то, что она включает как природные административно-территориальные единицы (село, поселок, город), так и отдельные ее единицы - район, область. Таким образом, местное самоуправление в его точном понимании означает самоуправление в местах проживания людей.

В юридической литературе вопрос о системе и юридической природе органов местного самоуправления является дискуссионным, т.к. одни авторы называют органами местного самоуправления только сельские, поселковые и городские Рады, а другие авторы считают, что все органы, которые осуществляют самоуправленческие функции в границах конкретных административно-территориальных единиц являются органами местного самоуправления.

Характерные черты выборных органов – рад:

• избирается территориальной громадой, которой непосредственно подотчетна и подконтрольна,

• выражает интересы территориальной громады и выступает от ее имени, подчиняясь только закону.

Анализ конституционного законодательства о системе местного самоуправления позволяет выделить характерные признаки представительного органа данной системы:

Рады:

территориальный характер:

• децентрализм;

• демократизм;

• законность;

• локальность;

• экономичность.

Территориальной основой местного самоуправления как территориальной самоорганизации граждан есть соответствующая система административно-территориального устройства, в котором различаются 3 звена:

1) село, поселок, город;

2) районный (сельский район);

3) областная (Автономная Республика Крым, область, Киев, Севастополь).

Основной организационной формой работы Рад являются сессии.

Анализ соответствующих положении Конституции Украины, закона Украины «О местном самоуправлении» позволяет сделать вывод, что в Украине применяется континентальная система управления на местах.

Таким образом, развитие системы местного самоуправления в Украине имеет свои исторические особенности и этапы:

- IX - XVII ст. - формирование органов местного самоуправления, как вече, казацкая рада, введение системы за "Магдебургским правом";

- XVII - нач. XIX ст. характеризуется становлением в Украине общеимперских форм местного самоуправления: установление сельских обществ, сельских общин;

- 1864-1917 гг. - создание городских дум, земств, местных органов Центральной рады (малая Рада), Совета крестьянских, рабочих, солдатских депутатов;

- 1917-1922 гг. - закрепление власти большевиков через систему Советов и коммунистических партийных органов государственной власти;

- 1922-1985 гг. - декларативное существование системы органов местного самоуправления - Совету, который представлял собой придаток органов коммунистической партии;

- 1985-1990 гг. - попытка М.С.Горбачев предоставить Советам реальную государственную власть;

- 1990-1996 гг. - становление системы местного самоуправления в Украине, которая маленькая свои характерные подэтапы в этот период:

- от выборов в местные Советы весной 1990 г. к принятию Верховной Радой УССР закона "Про местные Совет народных депутатов УССР и местное самоуправление" 7 декабря 1990 г.;

- от принятия закона УССР «О местных Советах народных депутатов и местное самоуправление» к утверждению закона Украины "О Представителе Президента Украины" и новой редакции закона "Про местные Советы народных депутатов и местное и региональное самоуправление'' 26 марта 1992 г.;

- от 26 марта 1992 г. к выборам нового состава местных Советов всех уровней и ликвидация на местах представителей Президента при принятии закона "О формировании местных органов власти и самоуправление 3 февраля 1994 г.;

- от 1994 г. к подписанию Конституционного договора 8 июня 1995 г., рада снова на местах создается президентский орган - госадминистрации;

- от 8 июня 1995 г. к принятию Верховной Радой новой Конституции Украины 28 июня 1996 г.;

- с 28 июня 1996 г. начался новый этап по разработке и принятие нового закона о местном самоуправлении (21 мая 1997 г.), который по настоящее время продолжается.

Новое законодательство Украины «О местном самоуправлении» формировалось на основе громадовско-государственной конституционной теории, которая обусловила включение органов местного самоуправления в континентальную (европейскую) систему местного управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.