Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мощность, производственная мощность, производительность




К

Затраты, включаемые в стоимость запасов(inventoriable cost) — понесенные при формировании запасов затраты, подлежащие включению в стоимость приобретаемых запасов или производимой продукции. Рассматриваются как затраты процесса в отличие от за­трат периода. В практике российского бухгалтерского учета — рас­ходы, связанные с приобретением МПЗ. Такие расходы формируют фактическую себестоимость МПЗ и включают в себя затраты орга­низации на их доставку и приведение в состояние, в котором они пригодны для использования (ПБУ 5/01 «Учет материально-произ­водственных запасов»). Понятия расходов процесса и периода фак­тически введены главой 25 НК РФ.

В

Б

База распределения (allocation basis) — базис, на основе которого выполняется распределение, например косвенных затрат на объек­ты учета затрат. Примерами такой базы являются отработанные че­ловеко-часы, заработная плата, машино-часы.

Базисный (исходный) бюджет (baseline budget) — бюджет, уста­навливаемый в начале года. Сравнительный анализ фактических данных с данными исходного бюджета показывает размер отклоне­ния от первоначального плана. Сравнение текущего бюджета с ис­ходным позволяет оценить, какая часть этого отклонения вызвана изменениями текущих условий от предполагаемых изначально.

Базовая нормативная себестоимость (basic standard cost) — нор­мативная себестоимость, представляющая собой исторически сло­жившийся производственный стандарт. Она остается неизменной до тех пор, пока не произойдет значительное изменение сущности производственных операций. К пересмотру базовой нормативной себестоимости могут привести и такие события, как рост цен на ис­пользуемые ресурсы (сырье, материалы, энергоносители, труд).

Безубыточности анализ (breakeven analysis) — анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов произ­водства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Особенность этого анализа заключается в том, что он показывает одновременно и объем, при котором не возникают ни прибыль, ни убытки, и влияние постоянных и переменных факторов на ожидае­мую прибыль при разных объемах производства. Также называется анализом соотношения «затраты — объем — прибыль» (CVP-ана-лиз). См. безубыточности график.

Безубыточности график (breakeven chart) — график, отражающий зависимость суммарных доходов и расходов от объема реализации при постоянном значении цены реализации единицы продукции; некоторые расходы являются постоянными, а некоторые изменя­ются прямо пропорционально реализации. Также называется диа­граммой прибыли вкладов (contribution profitgraph).

Безубыточности предел (margin of safety) — разность между фак­тическими или бюджетными показателями объема реализации и со­ответствующими значениями в точке безубыточности. Обычно вы­ражается в денежных единицах, но может также выражаться в еди­ницах продукции или коэффициентом.

Безубыточности точка (breakeven point) - размер дохода, при ко­тором суммы доходов и расходов равны. Этот показатель может быть представлен в единицах (как результат отношения постоянных затрат к маржинальной прибыли на единицу) или в денежном выражении (как результат отношения постоянных затрат к доле маржинальной прибыли на единицу.

Благоприятное отклонение (favorable variance) — отклонение,

возникающее, когда фактические или текущие результаты превышают ожидаемые; превышение фактических доходов над ожидае­мыми; превышение ожидаемых затрат над фактическими.

Будущая стоимость (future value) — стоимость актива на задан­ную в будущем дату платежа или серии платежей, рассчитанная по некоторому прогнозному методу, например по соответствующей ставке процента рефинансирования.

Бюджет (budget) — информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности. Также иногда называется планом по прибыли (profit plan).

Бюджет в натуральном выражении (physical budget) — бюджет, сформированный не в денежном выражении, а в натуральных пока­зателях, например, в единицах готовой продукции, материалов, численность сотрудников или отработанных часов.

Бюджет гибкий (flexible budget) — бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Это может быть переменный бюджет, данные которого составляют фик­сированные суммы плюс переменные от объема деятельности. Это может быть ступенчатый бюджет, состоящий из серии детальных финансовых бюджетов. Из всех них можно выбрать бюджет, прием­лемый для любого уровня фактической деятельности, чтобы оце­нить фактические затраты. Ср. с: бюджет фиксированный.

Бюджет главный (master budget) — бюджет, который консолидиру­ет все подбюджеты в общий план и на основе которого проводится управление. Обычно охватывает период, равный одному году. В состав главного бюджета входит также финансовая отчетность (включающая отчет о прибылях и убытках, баланс и отчет о движении денежных средств), операционный бюджет и бюджет продаж. Помимо указанно­го в его состав может входить бюджет капитальных вложений, кото­рый в течение периода планирования корректируется таким образом, чтобы на его основе можно было координировать деятельность. Назы­вается также общим бюджетом (comprehensive budget).

Бюджет динамический (continuous budget, multiple budget, rolling budget) — динамическое прогнозирование финансовых операций на ряд ближайших периодов (недель, месяцев или кварталов). В конце каждого периода та часть бюджета, которая соответствует прошед­шему периоду, удаляется, а новый раздел бюджета за аналогичный по продолжительности период добавляется.

Бюджет закупок (purchasing budget) — план затрат и времени на определенный период, которые необходимы для обеспечения материальных потребностей предприятия, предусмотренных бюд­жетом, по материалам.

Бюджет исполнительный (performance budget) — бюджет по опе­рациям, подлежащим исполнению, и ответственным за их выполне­ние лицам, по сравнению с которым оцениваются фактические ре­зультаты.

Бюджет капитальных вложений (capital budget) — план предпо­лагаемых расходов на приобретение долгосрочных активов и сред­ства финансирования этих приобретений. Ср. с: бюджет операци­онный.

Бюджет общий (comprehensive budget) — см. бюджет главный.

Бюджет операционный (operating budget) — план доходов и рас­ходов, связанный с ведением операционной деятельности за опре­деленный период. Называется также текущим бюджетом. Ср. с: бюджет капитальных вложений.

Бюджет подразделения (departmental budget) — бюджет, состоя­щий из доходов и (или) расходов, относящийся к определенному подразделению, функции или процессу. В качестве примеров мож­но привести бюджет затрат на производство, бюджет расходов на маркетинг, бюджет на заработную плату, бюджет на закупки и бюд­жет на НИОКР. Также называется функциональным бюджетом.

Бюджет постатейный (line item budget) — бюджет, в котором рас­ходы классифицируются по источникам их возникновения, таким как заработная плата, дополнительные льготы, транспорт и т.п. Ср. с: бюджет целевой программы.

Бюджет предварительный (pro-forma budget) — предполагаемый финансовый отчет или бюджет, подготавливаемый на основании ряда допущений о том, что может произойти в будущем в заданном периоде или периодах. Этот бюджет следует отличать от бюджета, который обычно разрабатывают на основе данных плана независи­мо от того, являются ли сделанные допущения правдоподобными.

Бюджет предписанный (imposed budget) — бюджет, принятый на верхнем уровне управления без участия руководителя подразделе­ния-исполнителя. Также называется бюджетом «сверху вниз» (top-down budget). Ср. с: планирование с участием исполнителей.

Бюджет продаж (sales budget) — утвержденный для предприятия план продаж, ожидаемых в течение определенного периода, класси­фицированный по центрам ответственности, видам продукции и (или) регионам.

Бюджет проекта (project budget) — бюджет затрат и капитальных вложений, составляемый для определенного проекта на срок его реализации в разрезе ресурсов и функций; срок реализации проекта может охватывать несколько периодов операционного бюджета.

Бюджет «сверху вниз» (top-down budget) — см. бюджет предпи­санный.

Бюджет статический (static budget) — см. бюджет фиксирован­ный.

Бюджет текущий (current budget) — см. бюджет операционный.

Бюджет торговый (merchandise budget) — планирование продаж, запасов, скидок, уценок, дефицита запасов, закупок, затрат на транспортировку, обработку и хранение, а также валовой прибыли коммерческого предприятия.

Бюджет фиксированный (fixed budget) — бюджет, в котором за­планированы конкретные суммы доходов и расходов для каждой бюджетной статьи. Называется также статическим бюджетом. Ср. с: гибкий бюджет.

Бюджет функциональный (functional budget) — бюджет, в кото­ром расходы и доходы классифицируются по функциям.

Бюджет целевой программы (program budget) — бюджет, структу­ра которого нацелена на отражение расходов (а зачастую и доходов) по целевым программам, реализуемым предприятием. Ср. с: бюд­жет постатейный.

Бюджет центра ответственности (responsibility budget) — бюджет, устанавливающий планы по сотрудникам, ответственным за их вы­полнение. Представляет собой механизм контроля работы менедже­ров центров ответственности, поскольку в этом бюджете закрепляют­ся ожидаемые показатели эффективности деятельности менеджеров.

Бюджетирование, планирование (budgeting) — процесс планиро­вания движения ресурсов по предприятию на заданный будущий пе­риод и (или) проект.

Бюджетирование гибкое (variable budgeting) — см. бюджет гибкий.

Бюджетируемые затраты (budgeted costs) — оценочные затраты на определенный будущий период, включенные в бюджет.

Бюджетное управление (budgetary control) — ряд обязательных мероприятий, цель которых — обеспечить исполнение бюджета, а если это невозможно, то пересмотреть его.

Бюджетные полномочия (budgetary authority) — право утвержде­ния расходов согласно бюджету. Иногда также это право на коррек­тировку (распоряжение) самого бюджета (подразделения) в рамках определенных лимитов.

Бюджетный цикл (budget cycle) — циклически повторяющаяся цепочка действий, направленных на подготовку бюджета, контроль и необходимые корректировки в ходе его исполнения.

Валовая прибыль (gross profit — амер.; gross margin — англ.) — разница между чистой реализацией и себестоимостью реализован­ных товаров. Ср. с: мера рентабельности.

Валовой доход, валовая реализация (gross revenue, gross sales) — суммарный доход от продаж без учета скидок за срочность оплаты, компенсаций и прочих корректировок.

Внеоборотные активы (noncurrent assets; fixed assets, capital assets — англ.; long-live assets — амер.) — все активы, не являющиеся текущими. Внеоборотные активы включают в себя материальные, нематериальные, операционные и финансовые активы долгосроч­ного характера.

Внутренняя норма прибыли (internal rate of return — 1RR) — став­ка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость денеж­ных выплат и поступлений равна нулю. Называется также нормой прибыли с поправкой на время (time-adjusted rate of return). Внут­ренняя норма прибыли (внутренний предельный уровень доходно­сти, 1RR) — специальная ставка дисконта, при которой суммы по-

ступлении и отчислений денежных средств дают нулевую чистую текущую приведенную стоимость, т.е. приведенная стоимость де­нежных поступлений равна приведенной стоимости отчислений де­нежных средств.

Время простоя (idle time) — время, когда продукция не произво­дится из-за остановки ресурсов (например, оборудования), их теку­щего ремонта и обслуживания, нехватки материалов, нехватки ин­струментов или потому, что соответствующие операции не были за­планированы.

Готовая продукция (finished goods inventory) - в соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» го­товая продукция — часть МПЗ, предназначенных для продажи (ко­нечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характе­ристики которых соответствуют условиям договора или требовани­ям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Данные (data) — факты, из которых путем анализа и сопоставле­ния можно получить полезную информацию.

Деловая репутация (goodwill) — счет активов, появляющийся в результате приобретения предприятия за сумму, превышающую справедливую стоимость ее чистых активов, поддающихся учету.

Дерево решений (decision tree) — диаграмма, в которой каждая ветвь представляет собой альтернативное решение. Чистый выиг­рыш (выгоды минус затраты) отражается на последних узлах дерева, путь к которым проходит по ветвям от первого узла. Используется для анализа альтернативных вариантов и принятия решения.

Дефицит запасов (inventory shortage) — количество наличных за­пасов, недостаточное для удовлетворения спроса.

Дисконтированный период окупаемости (discounted payback period) — период времени, который должен пройти, прежде чем дисконтированная текущая стоимость денежных поступлений от проекта станет равна дисконтированной текущей стоимости денеж­ных выплат.

Дисконтированный поток денежных средств (discounted cash flow DCF) — метод оценки будущих потоков чистых денежных средств путем их приведения к текущей стоимости. См. также внутренняя норма прибыли и чистая текущая/дисконтированная стоимость.

Дисфункциональное поведение (suboptimization) — решение, вы­полнение которого приводит к росту текущей прибыли центра от­ветственности, но вызывает при этом снижение прибыли предпри­ятия в целом.

Дифференциальные затраты (differential cost) — разница между затратами, ожидаемыми при выборе определенного хода действий, и затратами в случае выбора альтернативного хода действий; один из инструментов принятия решений. Ср. с: необратимые затраты (sunk costs).

Дифференциальный анализ (differential analysis) — см. приростный анализ.

Долгосрочный план (long-range plan) — план или программа (концепция развития), разработанная на несколько лет (обычно стратегического характера и как минимум на три года).

Долевой метод (equity method) — метод учета инвестиций в ак­ционерном капитале другой компании. Пропорциональная доля до­ходов другой компании дебетуется на счет инвестиций и кредитует­ся на счет доходов как прибыль. При получении дивидендов дебетуется счет учета денежных средств и кредитуется счет инвестиций. Данный метод используется в тех случаях, когда инвестор владеет значительной долей акций неконсолидированной компании и мо­жет оказывать существенное влияние на решения и действия этой компании.

Доля маржинальной прибыли (contribution margin ratio) — отноше­ние маржинальной прибыли к чистой реализации. Доля маржиналь­ной прибыли может измеряться для отдельной единицы либо для всей суммы реализации и маржинальной прибыли предприятия.

Достоверность (reliability) — степень надежности информации, в идеальном случае означающая отсутствие ошибок и отклонений.

Доступный запас (goods available for sale) — сумма запасов на на­чало периода и всех приобретений путем покупки или производства за отчетный период.

Доходы (revenues — амер.; income — англ.) — поступления за пе­риод или другие формы повышения стоимости активов хозяйствен­ной единицы или изменение состояния ее обязательств (либо ком­бинации того и другого) от поставки или производства продукции, предоставления услуг или других операций, являющихся основной деятельностью хозяйственной единицы.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» доход — это увели­чение экономических выгод в результате поступления активов (де­нежных средств, иного имущества), погашения обязательств, при­водящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Дочерняя компания (subsidiary) — компания, находящаяся под контролем другой компании, называемой материнской. В соответ­ствии с российским законодательством хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное обще­ство или товарищество в силу преобладающего участия в его устав­ном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними до­говором, либо иным образом имеет возможность определять реше­ния, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК РФ).

Единообразие (uniformity) — концепция, согласно которой одно­типные хозяйственные операции должны учитываться одинаковым образом всеми хозяйственными единицами.

Заказ (order) - общее название для любых операций, связанных с «перемещением» ТМЦ, денег или услуг; включает в себя, как пра­вило, информацию об источнике, приемнике, названии, количестве перемещаемого продукта и денежном эквиваленте и указание на тип хозяйственной операции. Может содержать и другие данные, необ­ходимые для идентификации хозяйственной операции, например ре­квизиты и адреса плательщика и получателя товара.

Запасная мощность (standby capacity) — мощность выведенных из эксплуатации, но не выбывших основных средств. Разница меж­ду максимальной доступной при наличных ресурсах мощностью и текущей. Ср. с: избыточная мощность (excess capacity) и неисполь­зуемая мощность (idle capacity).

Запасы, складские запасы, товарно-материальные запасы (inventory) - склад­ские запасы, определяемые как изделия, закупленные для перепро­дажи, включающие в себя НЗП и сырье. Складские запасы всегда оцениваются по цене закупки и не содержат добавочной себестои­мости, в отличие от традиционной практики исчисления себестои­мости, при которой прибавляются прямые трудозатраты, а наклад­ные расходы резервируются в ходе.

Зарезервированные запасы (inventory on hoJd) — товары в запа­сах, движение которых заблокировано для определенных целей.

Затраты на воспроизводство (reproduction costs) — затраты, кото­рые необходимо произвести для возвращения существующего акти­ва в его первоначальное состояние.

Затраты на обработку (conversion cost) — сумма прямых трудоза­трат, косвенных материальных и производственных накладных рас­ходов, которые напрямую или косвенно влияют на процесс превра­щения сырья и приобретенных позиций в пригодную для реализа­ции готовую продукцию.

Затраты на поддержание (carrying cost) — стоимость хранения и поддержания запасов, включая стоимость актива с момента приоб­ретения или начала производства до момента реализации или ис­пользования. Обычно выражается нормативным процентом нацен­ки на базовую стоимость.

Значимость (significance) - величина, измеряемая по отклоне­нию от нормы или стандарта, достаточная для возникновения со­мнения в том, что отклонение является результатом случайных, не­регулярных или компенсирующих факторов;.

Идеальная нормативная себестоимость (ideal standard cost) — ми­нимальная сумма комбинации всех производственных затрат для достижения максимально допустимого выпуска. Поскольку определение подразумевает идеальные технологические условия, оно имеет скорее теоретическое, нежели практическое значение. Называете: также совершенной нормативной себестоимостью (perfection standari cost).

Избыточная мощность (excess capacity) — производственна: мощность, на протяжении длительного времени являющаяся избы точной по сравнению с достаточной для удовлетворения потребностей. Необходимо отличать от неиспользуемой мощности (idl capacity), которая связана с краткосрочными отклонениями от эксплуатационного графика.

Излишне распределенные накладные расходы (overabsorbed overhead overapplied overhead) — избыточная по сравнению с фактическим! расходами сумма накладных расходов, отнесенная на производственную себестоимость.

Измерение результатов деятельности (performance measurement) -количественная оценка продуктивности и эффективности выполнения задач и достижения целей центром ответственности.

Инвентаризация (physical inventory) — физический подсчет (ил другой способ измерения) всех запасов, имеющихся в наличии. Инвентаризация обычно проводится не реже одного раза в год и заключается в сверке фактических остатков и состояния (стоимости активов с данными учетных регистров. В соответствии с российским законодательством организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Инвестиции (investment) - расходы на приобретение собствен­ности или других активов в целях получения прибыли; приобретен­ный актив, т.е. расходы, произведенные в ожидании будущего дохо­да.

Использование мощностей (capacity utilization) — степень исполь­зования имеющихся производственных мощностей.

Историческая стоимость (historical cost) — сумма, первоначально уплаченная за актив, не корректируемая последующими измене­ниями стоимости. Называется также стоимостью приобретения (acquisition cost) или первоначальной стоимостью (original cost). В рос­сийской практике под исторической подразумевается первоначаль­ная стоимость приобретения без учета переоценок.

Калькулирование себестоимости (costing) — накопление и отне­сение затрат на объекты учета затрат (единицы продукции, подраз­деления и т.п.), для которых требуется раздельное калькулирование или раздельная оценка.

Калькулирование себестоимости методом поглощения затрат (absorp­tion costing) — метод, основанный на включении как переменных, так и постоянных производственных накладных расходов в себе­стоимость произведенной продукции.

Калькулирование себестоимости методом полного поглощения за­трат (full absorption costing) — система, в которой прямые материаль­ные и трудовые затраты, а также все элементы производственных накладных расходов (постоянные или переменные) включаются (поглощаются) в себестоимость продукции.

Калькулирование себестоимости нормальное (normal costing) — на объект учета затрат относится сумма потребленных материалов и труда работников плюс сумма распределенных на базе нормаль­ной мощности накладных расходов.

Калькулирование себестоимости позаказное (job order costing) — затраты накапливаются на отдельные заказы (работы). (Заказом (работой) может быть производство изделия или услуги, например ремонт автомашины или лечение пациента в больнице.) Ср. с: каль­кулирование себестоимости попроцессное (process costing).

Калькулирование себестоимости полной (full costing) — отнесение всех возможных статей затрат на объект учета затрат (например, продукцию), как правило, в целях ценообразования, оценки при­быльности продукции и оценки запасов.

В нефтегазодобывающей промышленности — капитализация и по­следующая амортизация затрат на разработку месторождений неза­висимо от успеха.

Калькулирование себестоимости попроцессное (process costing) — метод учета затрат, при котором затраты сначала собирают по биз­нес-процессам, а затем относят на отдельные центры затрат и на ка­ждую единицу продукции. Ср. с: калькулирование себестоимости по­заказное (job order costing).

Калькулирование себестоимости по прямым затратам, система «директ-костинг» (direct costing): 1) в расчет принимаются только прямые производственные затраты, а косвенные учитываются как затраты периода; такое калькулирование обычно применяется толь­ко для нужд управленческого учета; 2) общее название метода каль­кулирования себестоимости продукта без включения накладных расходов. Ср. с: калькулирование себестоимости методом поглощения затрат (absorption costing).

Калькулирование себестоимости по фактическим затратам (систе­ма) (actual costing) — в себестоимость продукции включаются фак­тические прямые затраты на материалы и труд, а также производст­венные накладные расходы.

Калькулирование себестоимости функциональное (functional costing) — см. функциональный учет.

Капитал (capital) - сумма собственных средств и долгосрочных
обязательств предприятия.

Капитализировать (capitalize) — регистрировать затраты, кото­рые в будущем должны принести пользу, став активами, в отличие от затрат, являющихся расходами периода, в котором они произведены.

Капиталовложения (capital investment) — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строи­тельство, расширение, реконструкцию и техническое перевооруже­ние действующих предприятий, приобретение машин, оборудова­ния, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты (Федеральный закон «Об инвестиционной деятель­ности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений»).

Капитальные затраты (capital expenditure) — затраты на модерни­зацию и реконструкцию объектов основных средств, которые после их окончания улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств. Такие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта ос­новных средств.

Кассовый бюджет (cash budget) — суммовая и временная оценка денежных поступлений и выплат будущих периодов, потребностей в денежных средствах в промежуточных точках этого периода, а так­же суммы наличных денежных средств в конце данного периода.

Кассовый метод учета (cash basis of accounting) — метод учета до­ходов и расходов, при котором согласно НК РФ:

• доходы признаются в день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;

• расходы признаются после фактической оплаты возникающих затрат; при этом оплатой товаров (работ, услуг и (или) имуществен­ных прав) признается прекращение встречного обязательства нало­гоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, ус­луг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредст­венно связано с поставкой товаров (оказанием услуг, выполнением работ, передачей имущественных прав).

Ключевой показатель деятельности (key performance indicator — КРI) — мера, используемая для определения поддающихся количе­ственному измерению и являющихся значимыми с точки зрения достижения целей и задач предприятия показателей деятельности.

Компонент себестоимости, составляющая себестоимости (cost price component) — виды затрат для определения себестоимости в зависимости от их природы. К составляющим себестоимости про­дукции относятся:

• затраты на производство;

• затраты на материалы;

• начисления на затраты на производство;

• начисления на затраты на материалы;

• общие затраты, т.е. прочие, например затраты на командировки.

Конечный продукт (end item) — изделие или продукт, который мо­жет быть предметом заказа клиента или включаться в прогноз продаж.

Контролируемые затраты (controllable cost) — затраты, на поведе­ние которых может воздействовать ответственное лицо. Обычно имеется в виду конкретный руководитель предприятия, поскольку любые затраты кем-то контролируются.

Контроль за ведением учета (accounting control) — принятые на предприятии действия по обеспечению безопасности всех его акти­вов и проверки точности и достоверности бухгалтерских данных финансовых записей. Действуют такие механизмы контроля, Kat авторизация и утверждение, физический контроль за состоянием активов и внутренний аудит. Кроме того, к этим механизмам относятся процедуры разделения обязанностей, согласно которому oпeративные службы и материально ответственные лица предприятие не имеют доступа к бухгалтерским данным и отчетам.

Контрсчет (contra account) — счет, связанный с другим счетом ] регулирующий его сальдо. Например, счет «Накопленная амортизация» является контрсчетом к счету «Основные средства»; счет «Резервы по сомнительным долгам» — к счету «Расчеты с дебиторами i кредиторами»; счет «Скидки» — к счету «Продажи». Остатки п данным счетам могут быть показаны в бухгалтерской отчетности раздельно или вместе с основным счетом. Например, счета «Основные средства» и «Накопленная амортизация» могут раскрываться отчетности в отдельности, а могут быть даны свернуто — как счет «Основные средства».

Концепции учета (accounting concepts) — базовые понятия учет; позволяющие идентифицировать и классифицировать явления ил другие понятия.

Корреляция (correlation) — размер или степень статистической зависимости между двумя или более переменными.

Косвенные затраты (burden, indirect cost): 1) элемент затрат обычно относящийся к одному или нескольким объектам, однозначную связь которого с конкретным объектом экономичен обосновать невозможно. Косвенными затратами являются все затраты, кроме прямых материальных и трудовых затрат. Называются также накладными расходами (overhead cost).

Косвенные затраты групповые (indirect cost pool) — совокупность понесенных затрат, связанных одновременно с несколькими объек­тами распределения затрат, которые невозможно связать с конкрет­ным и единственным объектом распределения затрат.

Косвенные материальные затраты (indirect materials cost) — затра­ты на материалы, которые не связаны непосредственно с производ­ством того или иного продукта. Примерами являются расходные материалы, используемые при наладке, смазке и техобслуживании, замена мелких деталей.

Косвенные производственные затраты (indirect production cost) — производственные затраты, которые невозможно непосредственно отнести на единственный объект учета затрат.

Косвенные трудозатраты (indirect labor cost): 1) трудозатраты, не связанные напрямую с единственным объектом учета затрат, на­пример затраты на руководство (часто понятие используется в уз­ком смысле, обозначая труд неосновных работников, т.е. не заня­тых в производстве); 2) заработная плата непроизводственных рабо­чих; затраты на непроизводственную рабочую силу.

Коэффициент дисконтирования (discount factor) — коэффициент, используемый для преобразования будущих доходов в текущую стоимость. Коэффициент текущей стоимости (коэффициент дис­контирования) денежных потоков за пределами планируемого пе­риода рассчитывается для конца года по формуле

,

где п — число лет;

r — выбранная ставка дисконта.

Краткосрочные обязательства (current liability) — обязательства, которые должны быть погашены за счет использования текущих ак­тивов в течение одного года или операционного цикла в зависимо­сти от того, что продолжительнее.

Кредит (credit): 1) ссуда в денежной или товарной форме на ус­ловиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Ликвидационная стоимость (liquidation value, salvage value, abandon­ment value) - стоимость, которая может быть получена в результате ликвидации актива; Линейная регрессия (linear regression) — см. метод наименьших квадратов.

Линейное допущение (linear assumption) — допущение о том, что взаимосвязь затрат и объема производства имеет линейный харак­тер. Несмотря на то что такое допущение предполагает некоторую погрешность результатов, линейный метод используется чаще, не­жели криволинейные зависимости, так как он достаточно точно от­ражает реальное положение дел и наиболее прост.

Маржинальная прибыль (contribution margin, marginal contribution) — разность между доходом от реализации и перемен­ными затратами. Для того чтобы точка безубыточности была дос­тигнута, маржинальная прибыль должна покрыть постоянные за­траты. См. также доля маржинальной прибыли; маржинальная прибыли на единицу реализованной продукции.

Маржинальная прибыль единицы продукции (unit contribution) -разность между ценой реализации и переменными затратами одно1 единицы продукции. См. маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль на единицу реализованной продукции (contribution margin per unit) — маржинальная прибыль, рассчитанная на единицу продукции. См. маржинальная прибыль.

Маржинальная стоимость (marginal cost) — величина, на кото­рую изменится стоимость продукции или услуг при изменении уровня деятельности в случае применения метода калькулирования по прямым затратам.

Маржинальный анализ (marginal analysis) — анализ себестоимо­сти продукции или услуг, эффективности принимаемых решений с применением метода калькулирования по прямым затратам.

Маржинальный доход (marginal revenue) — величина, на которую вырастет доход при изменении уровня деятельности в случае при­менения метода калькулирования по прямым затратам.

Метод жизненного цикла (life cycle accounting) — аккумулирова­ние затрат по операциям, совершаемым на протяжении всего жиз­ненного цикла продукта — от его возникновения до ликвидации потребителем. Представляет собой средство измерения общей сум­мы затрат в течение жизненного цикла продукта, включая затраты на разработку и конструирование, приобретение, эксплуатацию, ре­монт и обслуживание. К затратам на обслуживание относятся, в ча­стности, затраты на маркетинг и дистрибуцию, послепродажное об­служивание и административные расходы.

Метод заказа (order method) — метод, при помощи которого контролируется связь между заказом и отгрузкой товаров. Чаще всего используются методы заказа: «партия на партию» (lot for lot); экономичный (оптимальный) размер заказа (EOQ); фиксирован­ный размер заказа (норма поставки); пополнение до максимального запаса (непрерывное пополнение).

Метод наименьших квадратов (least-squares method) — статистиче­ский метод, применяемый для определения линейной функции вида у(х) = ах + b, которая проходит через набор точек (xi, уi) таким обра­зом, что сумма квадратов расстояний от этих точек до линии меньше суммы квадратов расстояний до любой другой прямой линии. Дан­ный метод зачастую применяется для анализа поведения постоян­ных/переменных затрат, причем каждая точка на графике представ­ляет собой взаимосвязь затрат/объема производства за определенный период. Также называется линейной регрессией (linear regression).

Метод определения маржинальной прибыли (contribution approach) — построение отчета о прибылях и убытках, при котором переменные и постоянные затраты отражаются раздельно для ак­центирования внимания на моделях поведения затрат в целях пла­нирования и управления (так называемый маржинальный формат отчета о прибылях и убытках). При этом в отчете отдельно показы­вают маржинальную прибыль, которая определяется как разность доходов и переменных затрат.

Метод подетального учета (account-by-account method) — метод, при котором постоянные и переменные затраты определяются на нижнем уровне их агрегирования. На основе данных такой кальку­ляции становится возможным определить постоянные и перемен­ные составляющие отдельных функций или процессов.

Метод распределения «сверху вниз» (step-down allocation method) — метод распределения затрат обслуживающих подразделений на про­изводственные подразделения. При использовании этого метода определяются взаимозависимости обслуживающих и производст­венных подразделений. Затраты первого обслуживающего подраз­деления распределяются на производственные подразделения и на другие обслуживающие подразделения. Затраты второго обслужи­вающего подразделения, куда уже были распределены затраты пер­вого, распределяются на производственные подразделения и другие обслуживающие подразделения, за исключением первого, и т.д. Та­ким образом, затраты всех обслуживающих подразделений в конеч­ном счете распределяются на производственные подразделения.

Метод скользящей средней (moving average method) — метод оценки запасов, согласно которому средняя стоимость единицы на­личных запасов пересчитывается всякий раз при оприходовании дополнительных единиц. Каждое очередное списание единиц из за­пасов выполняется по обновленной средней стоимости до тех пор, пока не произойдет следующая закупка. В российской практике этот метод не применяется.

Метод средней стоимости (average cost method): 1) допущение от­носительно движения МПЗ, согласно которому стоимость запасов определяется как усредненное значение от суммы стоимости запа­сов на начало периода и стоимости закупок; 2) метод оценки МПЗ по средней себестоимости. Оценка проводится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себе­стоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Метод суммы чисел лет (sum-of-years'-digit — SYD; depreciation method) — метод ускоренной амортизации. В соответствии с дан­ным методом суммируются числа (1, 2, 3,..., п) лет периода аморти­зации актива и берется в качестве нормы амортизации для каждого

года дробь, в числитель которой подставляются числа года, взятые в обратном порядке, а в знаменатель — общая сумма чисел лет. На­пример, для актива с периодом амортизации в четыре года сумма чисел лет равна сумме чисел 1, 2, 3 и 4, т.е. 10. Норма амортизации за первый год: 4:10 = 40%. Это дает результаты, близкие к результа­там, получаемым методом двойного уменьшающегося остатка. В настоящее время этот метод суммы чисел лет не распространен. В российской практике применяется способ списания по сумме чи­сел лет срока полезного использования. Амортизацию начисляют исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановитель­ной) стоимости (в случае переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до кон­ца срока полезного использования объекта, в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Минимаксный метод (high-low method) — метод разделения сум­марных затрат на переменные и постоянные, при котором отноше­ние разности между двумя крайними величинами суммарных затрат к разности в уровнях деловой активности представляет собой удель­ные переменные затраты.

Минимально допустимая рентабельность (hurdle rate, cut-off rate) — минимально допустимая норма прибыли, которую компании пред­полагают получить от будущего проекта или инвестиций без учета нефинансовых показателей. Минимально допустимая рентабель­ность обычно превышает стоимость капитала компании. Называет­ся также требуемой нормой прибыли (required rate of return).

Модернизация (betterment): 1) проведение работ по замене обору­дования или отдельных узлов на новые и более эффективные. Как правило, вызвано моральным износом оборудования. Задача таких ра­бот состоит в продлении срока эксплуатации актива, повышении ка­чества или количества готовой продукции, снижении расходов на об­служивание актива; 2) затраты, производимые в целях улучшения пер­воначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. В результате проведенной реконструкции или модернизации организация пересматривает срок полезного ис­пользования этого объекта (п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Моральный износ (obsolescence) — утрата полезности актива, вызванная техническим прогрессом, изменениями в законодатель­стве или в потребностях общества. Не следует путать с истощением, полным износом и выходом из строя, которые связаны с потерей функциональности в результате изменения физического состояния.

(capacity) - мера функциональности производственной системы (производственного ресурса), определяющая ее возможность осу­ществлять функции, предписанные техническими характеристика­ми.

Надбавка (mark-on) — см. наценка.

Накладные расходы (overhead cost) — см. косвенные затраты.

Накладные расходы подразделения (departmental overhead) — на­кладные расходы, понесенные подразделением, включая затраты, начисленные обслуживающими подразделениями.

Накопленная амортизация (accumulated depreciation, allowance for depreciation) — сумма, балансирующая текущую стоимость основ­ных средств, начисляемая с даты их приобретения и представляю­щая собой амортизационные отчисления. В российской практике аналогичное понятие чаще всего называют «начисленная амортиза­ция» («амортизационные отчисления»).

Налог на прибыль (income tax) — федеральный налог, рассчиты­ваемый по установленной ставке налогоплательщиками самостоя­тельно и уплачиваемый в бюджеты разных уровней в порядке, пре­дусмотренном НК РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогопла­тельщиком и определяемая в соответствии с НК РФ.

Направление бизнеса (line of business): 1) ряд операций, направ­ленных на производство или продажу товаров или услуг определен­ного типа.

Наценка (mark-up) — торговая надбавка (торговая наценка, тор­говая накидка) — элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли. На­пример, при закупочной цене товара в 100 руб. и наценке продавца в 10% отпускная цена должна составить 110 руб.

Неблагоприятное отклонение (unfavorable variance) — сумма, на которую фактические затраты превышают нормативные или плано­вые, либо сумма, на которую фактические доходы меньше норма­тивных или плановых.

Невозвратные затраты (unrecovered costs) — часть первоначаль­ных вложений, которые ранее не были начислены в расходы мето­дом амортизации, износа или истощения.

Недостача (shrinkage) — превышение величины запасов, указан­ной в бухгалтерской документации, над их фактической налично­стью. Потеря в весе или объеме сырья, материалов в производстве или готовой продукции, обусловленная свойствами продукции или применяемой технологии производства, транспортировки и хране­ния.

Незавершенное производство (work-in-process inventory, work in process, goods in process) - продукт или продукты на разных стади­ях готовности по всему предприятию, включая все материальные ресурсы — от сырья, выданного в производство, до полностью пере­работанного материала, ожидающего выходного контроля и прием­ки в качестве готового продукта. В соответствии с п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Рос­сийской Федерации к НЗП относится продукция (работы), не про­шедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологи­ческим процессом, а также изделия неукомплектованные, не про­шедшие испытания и технической приемки.

Неиспользуемая мощность (idle capacity) — разность между мощ­ностью производственной единицы и ее фактическим уровнем ис­пользования. Отличается от запасной мощности (standby capacity) тем, что оборудование не выведено из эксплуатации, но простаива­ет незагруженным. См. также избыточная мощность.

Неконтролируемые затраты (noncontrollable cost) — затраты, не контролируемые конкретным руководителем на предприятии.

Нематериальные активы (intangible asset) - тип внеоборотных активов, не имеющих материальной сущности, ценность которых определяется правами или преимуществами обладателя. Примера­ми являются патенты, авторские права, торговые знаки, торговые марки, лицензии и деловая репутация. Как правило, в бухгалтер­ском учете отражаются только приобретенные нематериальные ак­тивы в отличие от разработанных на самом предприятии. Использо­вание нематериальных активов отражается способом амортизации.

Не полностью распределенные накладные расходы (underapplied overhead, underabsorbed overhead) — превышение суммы фактически понесенных производственных расходов над суммой их распределе­ния на производственную себестоимость.

Непредвиденные затраты (contingency cost) — затраты, состав и раз­мер которых невозможно точно определить на этапе планирования.

Непроизводственные затраты (nonmanufacturing costs): 1) все по­несенные затраты, не связанные с производством товаров; 2) в со­став внереализационных расходов, не связанных с производством и

реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

Нераспределенная прибыль (retained earnings) — чистая прибыль в течение всего периода деятельности предприятия за вычетом ди­видендов, уплаченных деньгами или акциями.

Номинальная мощность (theoretical capacity) — максимально воз­можная производительность станка или другой производственной единицы за определенный период при условии отсутствия непреду­смотренных перерывов, задержек и простоев в течение этого перио­да. Этого показателя обычно можно достичь только на непродолжи­тельное время. Называется также паспортной (или установленной) мощностью (design capacity).

Номинальная стоимость (par value) — конкретная сумма, отпеча­танная на лицевой стороне некоторых свидетельств на акцию.

Норма реинвестиций (reinvestment rate) — норма прибыли, при которой вкладываемые инвестиции можно реинвестировать.

Нормальная мощность (normal capacity) — средний уровень вы­пуска, который необходимо обеспечить для удовлетворения потреб­ностей заказчиков на срок в несколько периодов.

Нормальный брак (normal spoilage) — затраты, понесенные в результате брака, которые невозможно ликвидировать повышением производительности; такие затраты необходимо относить на объект учета затрат в качестве элементов производственной себестоимости.

Нормативная себестоимость (standard cost): 1) себестоимость, рассчитанная с использованием нормативных значений; 2) предпо­лагаемая стоимость производства единицы продукции. Норматив­ная себестоимость есть норма затрат на единицу продукции.

Нормативная ставка накладных расходов (predetermined overhead rate) — ставка отнесения производственных накладных расходов на себестоимость продукции, которая рассчитывается как отношение суммы бюджетируемых накладных расходов за период к сумме со­ответствующих ожидаемых показателей деятельности за этот же пе­риод, например к сумме машино-часов или часов прямого труда.

Нормативная ставка оплаты труда (standard labor rate) — базовая оплата, средства стимулирования, надбавки, дополнительные льго­ты и связанные с заработной платой налоги, оцениваемые при усло­вии обеспечения плановых условий труда. В некоторых системах дополнительные льготы д налоги исключаются.

Нормативная цена (standard price) — цена за единицу, установ­ленная на материалы или труд на основе систем расчета по норма­тивной себестоимости.

Носитель затрат (cost driver) - показатель деятельности, такой как человеко-часы, машино-часы, использованное компьютерное время, часы полетов, километры пробега или контракты, являю­щийся причинным фактором отнесения затрат на объект.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivable turnover) — показатель использования активов, определяемый как отношение среднегодового объема продаж в кредит к среднему сальдо дебитор­ской задолженности.

Оборачиваемость запасов (inventory turnover) — отношение, по­казывающее, сколько раз был продан (использован для производст­ва) средний объем запасов в течение года. Рассчитывается делением себестоимости реализации на среднюю стоимость запасов. Средний объем запасов может определяться как половина суммы объема за­пасов на начало и конец года.

Оборотный капитал (working capital) — разность между текущи­ми активами и текущими обязательствами. Иногда называется ра­бочим капиталом (operating capital).

Обработка (conversion) — процесс превращения сырья и мате­риалов в готовую продукцию. Определяется только для отдельных видов деятельности.

Обратная величина окупаемости (payback reciprocal) — величина, обратная периоду окупаемости. Этот показатель дает приближенное значение внутренней нормы прибыли по проекту в случае, когда срок жизни проекта превышает период окупаемости более чем в два раза, а денежные поступления в каждом периоде примерно равны на протяжении всего срока окупаемости.

Обратная связь (feedback) — процесс информирования пользо­вателей о соответствии фактических результатов деятельности ожи­даемым или желательным. Предполагается, что эта информация бу­дет стимулировать желательное поведение и препятствовать неже­лательному.

Обратный метод распределения (reciprocal method of allocation) — распределение затрат обслуживающего подразделения путем вклю­чения взаимных услуг, оказанных всеми подразделениям. Распреде­ление накладных расходов обслуживающих подразделений на про­изводственные и другие обслуживающие подразделения на основе оценочных уровней предоставления услуг. Иногда называется мето­дом перекрестного распределения, методом матричного распреде­ления или методом двойного распределения.

Обслуживающее подразделение (service department) - хозяйст­венная единица, оказывающая услуги другим подразделениям. Об­служивающее подразделение обычно является и обслуживающим центром затрат; однако обслуживающие центры затрат не обяза­тельно должны быть частью предприятия.

Обслуживающий центр затрат (service cost center) — центр затрат, оказывающий услуги другим подразделениям предприятия. Такой центр обычно начисляет затраты, связанные с подобными услуга­ми, своим заказчикам.

Общепринятые бухгалтерские принципы (general accepted accounting principles — GAAP) — свод правил, методов и процедур учета, выработанных специалистами по бухгалтерскому учету либо путем совместного соглашения, либо на основе авторитетной спе­циальной литературы, служащих руководством для подготовки фи­нансовых отчетов.

Общие затраты (common cost, joint cost) — стоимость ресурсов, привлеченных для совместного производства двух или более видов продукции; эта стоимость не может быть отнесена напрямую на ка­кой-то один из этих видов продукции. Распределение затрат осуществляется проведением одной или нескольких последовательных процедур распределения.

Объект учета (accounting entity): 1) хозяйственный объект, для которого требуется вести бухгалтерский учет. Ср. с: юридическое лицо (legal entity); 2) объектами бухгалтерского учета являются имущест­во предприятий, их обязательства и хозяйственные операции, осу­ществляемые в процессе деятельности предприятий.

Объект учета затрат (cost object) — функция, организационное подразделение, контракт или другая рабочая единица, для которой требуется организовать ведение данных по затратам и накопление и измерение стоимости процессов, продукции, работ, капитальных проектов и т.п.

Объективность (fairness & objectivity) — характерная черта бух­галтерской (финансовой) отчетности, которая заключается в отра­жении фактической сущности событий или операций и минимизи­рует присутствие человеческого фактора в процессе измерения ре­зультатов. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать объективную и достоверную информацию о финансовом и имуще­ственном положении предприятия и финансовых результатах его деятельности.

Объемно-календарный план (master production schedule — MPS): 1) предполагаемый план производства изделий, который содержит ряд показателей, составляющих основу для дальнейшего планиро­вания потребности в материальных ресурсах. Это строго производ­ственный план предприятия (в отличие от прогноза), выраженный в определенном для производства ассортименте изделий, объемах и сроках их изготовления. При составлении календарных планов объемов производства следует принимать во внимание прогноз, ук­рупненный производственный план, маркетинговые планы, планы замены продуктовых линий, другие исходные данные, например НЗП, наличие материалов, производственных мощностей.

Операционные затраты (operation costs) — стоимость операций (осуществления элементарных производственных функций).

В общем значении — стоимость ведения коммерческой деятель­ности (например, операционные затраты при продажах, закупках, складировании).

Операционные расходы (operating expenses) — расходы, понесен­ные в ходе ведения повседневной деятельности предприятия. Обыч­но к этому виду расходов относятся расходы на сбыт и администра­тивные расходы. В операционные расходы не включаются расходы по налогу на прибыль и выплате процентов, а также себестоимость реализованных товаров. В российской практике такие расходы в бухгалтерском учете относятся к прочим.

Операционный левередж, операционный рычаг, операционная за­висимость (operating leverage) — зависимость постоянных операци­онных расходов (постоянные производственные, реализационные и административные расходы) от деятельности компании. Высокая степень зависимости означает, что относительно небольшие изме­нения в объеме реализации вызывают резкое изменение чистой операционной прибыли.

Операционный цикл (operating cycle) — среднее время между приобретением материалов или услуг и получением выручки от реа­лизации готовой продукции.

Оптимальный размер заказа, оптимальный размер партии (economic order quantity — EOQ, optimal lot size) — тип модели «оптимальный объем заказа», определяющей количество изделий одного наимено­вания, которые следует закупить или произвести за один раз. При этом решается задача минимизации комбинированных расходов по закупке и ведению складского учета. Экономический заказ опреде­ляется по формуле

,

где А — ежегодная потребность на данное изделие, шт.;

D — расходы по размещению одного заказа;

Н — средние расходы по хранению запасов (этого продукта на ед./год как процент от суммы затрат).

Организационная единица (business unit) — любой сегмент пред­приятия либо все предприятие, если оно не сегментируется.

Организация управления, управленческий контроль (management control) — организованный комплексный процесс, направленный на формирование структуры, в рамках которой управленческий ап­парат способен достичь корпоративных целей рационально и эф­фективно. Этот процесс охватывает все предприятие, определяя четко заданные единицы измерения результатов и оценки, и ориен­тирован на постоянное проведение сравнения фактических показа­телей с плановыми (бюджетными).

Осмотрительность, консерватизм (conservatism) - концепция учета, согласно которой доходы признаются только тогда, когда они считаются в должной степени определенными, а расходы призна­ются, когда они в должной степени вероятны.

Основные средства (fixed assets; property, plant and equipment — амер.; tangible assets — англ.) - материальные активы, которые ис­пользуются предприятием для производства или поставки товаров и услуг, сдачи в аренду другим предприятиям или для администра­тивных целей и которые предполагается использовать в течение бо­лее чем одного периода.

Отклонение ассортиментное (mix variance) — отклонение, возни­кающее, когда фактическое соотношение компонентов доходов и затрат отличается от пропорций, использованных при определении плановых или бюджетных доходов и расходов, или нормативной се­бестоимости.

Отклонение бюджетное (budget variance) — отклонение фактиче­ских результатов от плановых по данным сравнения, например фак­тически полученных доходов или понесенных затрат с соответст­вующими статьями бюджета.

Отклонение выработки (yield variance) — разница между факти­ческим количеством материалов, использованных на заданный объ­ем продукции, и нормативным количеством, которое требуется на этот объем, умноженная на нормативную стоимость единицы мате­риалов.

Отклонение гибкого бюджета (flexible budget variance) — разница между фактическими значениями показателей и значениями со­гласно гибкому бюджету для фактического уровня деятельности.

Отклонение использования (utilization variance) — см. отклонение постоянных производственных накладных расходов по объему.

Отклонение мощности (capacity variance) — см. отклонение по­стоянных производственных накладных расходов по объему.

Отклонение общее (joint variance) — отклонение, вызванное из­менением цены и количества. Математически выражается следую­щим образом:

(Фактическая цена за единицу - Нормативная цена за единицу) х х (Фактическое количество - Нормативное количество).

Отклонение объема производства (production volume variance) — см. отклонение постоянных производственных накладных расходов по объему.

Отклонение от нормативных затрат (rate variance) — отклонение стоимости, связанное с разностью между нормативной и фактиче­ской себестоимостью единицы продукции. Обычно определяется как разность между нормативом на единицу (например, на час) и фактической ставкой на единицу, умноженная на фактическое количество использованных единиц (в данном случае — часов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.185 сек.