Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные признаки и характеристики КИС




КИС, являясь, очевидно, разновидностью ИС, имеют ряд отличительных признаков:

• обеспечение полного цикла управления в масштабах корпорации: нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование с поддержкой обратной связи в условиях информационной и функциональной интеграции;
• территориальная распределенность и значительные масштабы системы и объекта управления;
• неоднородность составляющих технического и программного обеспечения структурных компонентов системы управления;
• единое информационное пространство для выработки управленческих решений, объединяющее управление финансами, персоналом, снабжением/сбытом и процесс управления производством;
• функционирование в неоднородной операционной среде на нескольких вычислительных платформах;
• реализация управления в реальном масштабе времени;
• высокая надежность, безопасность, открытость и масштабируемость информационных компонентов.

Наиболее значимыми характеристиками КИС, определяющими их эффективность, являются:

• архитектура ИС (состав элементов и их взаимодействие);
• сетевые технологии, их масштабы и топология сети;
• функциональная структура управления, реализованная в ИС (состав подсистем, состав комплексов задач);
• организационная форма хранения информации (централизованная или распределенная БД);
• пропускная способность системы (скорость обработки транзакций) (Транзакция – это последовательность операций над базой данных, рассматриваемых СУБД как единое целое.);
• объем информационного хранилища данных;
• системы документов и документооборот;
• количество пользователей КИС;
• пользовательский интерфейс и его возможности;
• типовые информационные технологии процессов сбора, передачи, обработки, хранения, извлечения и распространения информации.

В сетевой платформе корпорации Microsoft сформулирована концепция представления ИС предприятия как его нервной системы. Глава корпорации Билл Гейтс определяет нервную систему предприятия (digital nervous system) как среду, автоматизирующую исполнение заранее запланированных действий и событий, планирование и учет, и позволяющую своевременно реагировать на незапланированные события.
Электронная нервная система по концепции Microsoft основывается на шести основных принципах:
1. архитектура вычислительных систем на базе ПК;
2. представление всей информации в цифровой форме;
3. универсальная система электронной почты;
4. постоянная связь;
5. стандартные рабочие инструменты конечных пользователей;
6. интегрированные приложения, специфичные для конкретного вида бизнеса.

Наконец, можно определить КИС как совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации.
Комплексная автоматизация бизнес-процессов предприятия на базе современной аппаратной и программной поддержки может называться по-разному. В настоящее время наряду с названием КИС употребляются следующие названия:

• Автоматизированные системы управления (АСУ);
• Системы автоматизированного проектирования (САПР);
• Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ);
• Интегрированные системы управления (ИСУ);
• Интегрированные информационные системы (ИИС);
• Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Рассмотрим кратко некоторые перечисленные разновидности КИС.

АСУ – автоматизированная система управления. АСУ предназначены для автоматизированной обработки информации и ча-стичной подготовки управленческих решений с целью увеличения эффективности деятельности специалистов и руководителей за счет повышения уровня оперативности и обоснованности принимаемых решений.
Различают два основных типа таких систем: системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) и системы организационного управления (АСОУ). Их главные отличия заключаются в характере объекта управления (в первом случае – это технические объекты: машины, аппараты, устройства, во втором – объекты экономической или социальной природы, то есть, в конечном счете, коллективы людей) и, как следствие, в формах передачи информации (сигналы различной физической природы и документы соответственно).
Как правило, АСОУ создаются для решения комплекса взаимосвязанных основных задач управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий или их основных структурных подразделений. Для крупных систем АСОУ могут иметь иерархический характер, включать в свой состав в качестве отдельных подсистем АСУ ТП, АС ОДУ (автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления), автоматизированные системы управления запасами, оперативно-календарного и объемно-календарного планирования и АСУП (автоматизированная система управления производством на уровне крупного цеха или отдельного завода в составе комбината).
Самостоятельное значение имеют автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ), предназначенные для управления сложными человеко-машинными системами в реальном масштабе времени. К ним относятся системы диспетчерского управления в энергосистемах, на железнодорожном и воздушном транспорте, в химическом производстве и другие. В системах диспетчерского управления (и некоторых других типах АСУ) используются подсистемы автоматизированного контроля оборудования. Задачами этой подсистемы является измерение и фиксация значений параметров, характеризующих состояние контролируемого оборудования, а сравнение этих значений с заданными границами и информирование об отклонениях.
Отдельный класс АСУ составляют системы управления подвижными объектами, такими как поезда, суда, самолеты, космические аппараты и АС управления системами вооружения.

САПР – система автоматизированного проектирования. САПР предназначены для проектирования определенного вида изделий или процессов. Они используются для подготовки и обработки проектных данных, выбора рациональных вариантов технических решений, выполнения расчетных работ и подготовки проектной документации (в частности, чертежей). В процессе функционирования системы могут использоваться накапливаемые в ней библиотеки стандартов, нормативов, типовых элементов и модулей, а также оптимизационные процедуры.
Результатом работы САПР является соответствующий стандартам и нормативам комплект проектной документации, в котором зафиксирова-ны проектные решения по созданию нового или модернизации существующего технического объекта. Наиболее широко такие системы используются в электронике, машиностроении, строительстве.

АСНИ – автоматизированная система научных исследований. Эти системы, как правило, используются для развития научных исследований в наиболее сложных областях физики, химии, механики и т.д. В первую очередь, это системы для измерения, регистрации, накопления и обработки опытных данных, получаемых при проведении экспериментальных исследований регистрирующей аппаратурой, а также для управления ходом эксперимента. Во многих случаях для таких систем важной является функция планирования эксперимента; целью такого планирования является уменьшение затрат ресурсов и времени на получение необходимого результата.
Кроме того, желательным свойством АСНИ является возможность создания и хранения банков данных первичных результатов экспериментальных исследований (особенно, если это дорогостоящие и трудно повторяемые исследования). Впоследствии могут появиться более совершенные методы их обработки, которые позволят получить новую информацию из старого экспериментального материала.

На развитие КИС влияют многие факторы: развитие методик управления предприятием (т.е. теории и практики менеджмента), постоянное наращивание мощности и производительности компьютеров, развитие сетевых технологий и систем передачи данных, интеграция компьютеров с разнообразным оборудованием и др.

Классификация КИС

КИС, как и обычные ИС, можно классифицировать по разным признакам (по классам, по виду, по группам, по назначению).

1. В самом общем случае КИС можно разделить на два класса: финансово-управленческие и производственные.

Финансово-управленческие системы включают подкласс малых интегрированных систем. Такие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склад, кадры и т.д.). Системами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие.
Системы этого класса обычно универсальны, цикл их внедрения невелик, иногда можно воспользоваться «коробочным» вариантом, купив программу и самостоятельно установив ее на ПК.
Финансово-управленческие системы (особенно системы российских разработчиков) характеризуются значительной гибкостью в адаптации к нуждам конкретного предприятия. Часто предлагаются «конструкторы», с помощью которых можно практически полностью перестроить исходную систему, самостоятельно или с помощью поставщика установив связи между таблицами БД или отдельными модулями.

Производственные системы (также называемые системами производственного управления) включают подклассы средних и крупных интегрированных систем. Они предназначены в первую очередь для управления и планирования производственного процесса. Учетные функции играют вспомогательную роль, и порой невоз-можно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.
Эти системы функционально различны: в одной может быть хорошо развит производственный модуль, в другой – финансовый. Сравнительный анализ систем такого уровня и их применимости к конкретному случаю может вылиться в значительную работу. Для внедрения системы нужна целая команда из финансовых, управленческих и технических экспертов. Производственные системы значительно более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6 – 9 месяцев до полутора лет и более). Это обусловлено тем, что система покрывает потребности всего предприятия, и это требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщиков программ.
Производственные системы часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства: серийное сборочное производство (электроника, машиностроение), мелкосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефтедобыча, газодобыча).
Специализация отражается как в наборе функций системы, так и в существовании бизнес-моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для определенного типа производства отличает производственные системы друг от друга. У каждой из них есть глубоко проработанные направления и функции, разработка которых только начинается или вообще не ведется.
Производственные системы по многим параметрам значительно более жестки, чем финансово-управленческие. Основное внимание уделяется планированию и оптимальному управлению производством. Эффект от внедрения производственных систем проявляется на верхних эшелонах управления предприятием, когда становится видна вся картина его работы, включая планирование, закупки, производство, сбыт, запасы, финансовые потоки и другие аспекты.
При увеличении сложности и широты охвата функций пред-приятия системой возрастают требования к технической инфра-структуре и программно-технической платформе. Все производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных. В большинстве случаев используются архитектура клиент-сервер или интернет-технологии.
Для автоматизации больших предприятий в мировой практике часто используется смешанное решение из классов крупных, средних и малых интегрированных систем. Наличие электронных интерфейсов упрощает взаимодействие между системами.

2. Следующая классификация КИС – по виду: заказные (уникальные) КИС и тиражируемые КИС.

Заказные КИС. Под заказными КИС обычно понимают системы, создаваемые для конкретного предприятия, не имеющие аналогов и не подлежащие в дальнейшем тиражированию. Подобные системы используются либо для автоматизации деятельности предприятий с уникальными характеристиками, либо для решения крайне ограниченного круга специальных задач.
Заказные системы, как правило, либо вообще не имеют про-тотипов, либо использование прототипов требует значительных изменений, имеющих качественный характер. (Под прототипом обычно понимается действующий программный компонент, реализующий отдельные функции системы.)Разработка заказной КИС характеризуется повышенным риском в плане получения требуемых результатов.

Тиражируемые (адаптируемые) КИС. Суть проблемы адаптации тиражируемых КИС, т.е. приспособления к условиям работы на конкретном предприятии, в том, что в конечном итоге каждая КИС уникальна, но вместе с тем ей присущи и общие, типовые свойства. Требования к адаптации и сложность их реализации существенно зависят от проблемной области, масштабов системы. Даже первые программы, решавшие отдельные задачи автоматизации, создавались с учетом необходимости их настройки по параметрам.
Разработка КИС на предприятии может вестись как «с нуля», так и на основе референционной модели.
Референционная модель представляет собой описание облика системы, функций, организационных структур и процессов, являющихся типовыми в определенном смысле (отрасль, тип производства и т.д.).
В ней отражаются типовые особенности, присущие определенному классу предприятий. Ряд компаний – производителей адаптируемых (тиражируемых) КИС совместно с крупными консалтинговыми фирмами в течение ряда лет ведет разработку референционных моделей для предприятий автомобильной, авиационной и других отраслей.
Адаптации и референционные модели входят в состав многих систем класса MRP II/ERP, что позволяет значительно сократить сроки их внедрения на предприятия.
Референционная модель в начале работы по автоматизации предприятия может представлять собой описание существующей системы и служит точкой отсчета, с которой начинаются работы по совершенствованию КИС.

3. Можно классифицировать КИС по группам: различают три (иногда четыре) группы КИС: простые («коробочные»), среднего класса, высшего класса.

Простые («коробочные») КИС реализуют небольшое число бизнес-процессов организации. Типичные примеры систем подобного типа – бухгалтерские КИС, складские и небольшие торговые КИС, наиболее широко представленные на российском рынке (например, системы таких фирм как «1С», «Инфин» и т.д.).
Отличительной особенностью таких продуктов является относительная легкость в освоении, что в сочетании с низкой ценой, соответствием российскому законодательству и возможностью выбрать систему «на свой вкус» приносит им широкую популярность.

• Системы среднего класса отличаются большей глубиной и широтой охвата функций. Данные системы предлагают российские и зарубежные компании. Как правило, это системы, которые позволяют вести учет деятельности предприятия по многим или нескольким направлениям: финансы, логистика, персонал, сбыт.
Они нуждаются в настройке, которую в большинстве случаев осуществляют специалисты фирмы-разработчика, а также в обучении пользователей.
Эти системы больше всего подходят для средних и некоторых крупных предприятий в силу своей функциональности и более высокой, по сравнению с первым классом, стоимости. Из российских систем данного класса можно выделить, например, продукцию компаний «Галактика», «ТБ.СОФТ».

• К высшему классу относятся системы, которые отличаются высоким уровнем детализации хозяйственной деятельности предприятия. Современные версии таких систем обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами организации (ERP -системы).
Как правило, при внедрении таких систем производится моде-лирование существующих на предприятии бизнес-процессов и настройка параметров системы под требования бизнеса.
Однако значительная избыточность и большое количество настраиваемых параметров системы обуславливают длительный срок ее внедрения, и также необходимость наличия на предприятии специального подразделения или группы специалистов, которые будут осуществлять перенастройку системы в соответствии с изменениями бизнес-процессов.
На российском рынке имеется большой выбор КИС высшего класса, и их число растет. Признанными мировыми лидерами являются, например, R /3 фирмы SAP, Oracle Application компании Oracle.

4. Наиболее современной является классификация КИС по их назначению: ERP -системы, CRM -системы, MES -системы, VMS -системы, EAM -системы, HRM -системы и СЭД.

ERP -системы (Enterprise Resource Planning System – Система планирования ресурсов предприятия).
Современные ERP появились в результате почти сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий. Предназначены они главным образом для построения единого информационного пространства предприятия (объединение всех отделов и функций), эффективного управления всеми ресурсами компании, связанными с продажами, производством, учетом заказов. Строится ERP -система по модульному принципу и обязательно включает в себя модуль безопасности для предотвращения как внутренних, так и внешних краж информации.
Внедряют ERP-системы, как правило, не сразу в полном объеме, а отдельными модулями (особенно на начальной стадии).
Функциональная схема ERP-системы представлена на схеме 1

Схема 1

CRM- системы (Customer Relationship Management System – Система управления взаимоотношениями с клиентами).
В последнее время широкое распространение получил класс систем по управлению взаимоотношениями с клиентами. CRM -система помогает автоматизировать работу предприятия с клиентами, создать клиентскую базу и использовать ее в целях эффективности своего дела. Успех компании, независимо от ее размера, зависит от способности глубже понять потребности покупателей и тенденции рынка, а также реализовать возможности, возникающие на различных этапах взаимодействия с клиентами. Такие функции как автоматизация бизнес-процессов по взаимоотношению с клиентом, контроль абсолютно всех сделок (здесь важно отследить наиболее важные и сложные сделки), постоянный сбор информации о клиентах и анализ всех этапов реализации сделок являются главными обязанностями систем этого класса.
CRM -системы уже давно не новинка для российского рынка, и ее использование становится обычным бизнес-проектом компании. Большинство экспертов оценивают российский рынок CRM -систем в $50-70 млн. и говорят о его постоянном росте. Нынешний отечественный рынок характеризует фаза накопления компаниями опыта по применению CRM в своем бизнесе.
Наиболее активно CRM применяют компании финансового, телекоммуникационного (в том числе, тройка операторов мобильной связи России) и страхового рынка. Лидирует, конечно же, финансовый рынок.

MES -системы (Manufacturing Execution System – Система производства предприятия).
Системы класса MES предназначены для производственной среды предприятия. Системы этого класса отслеживают и документируют весь производственный процесс, отображают производственный цикл в реальном времени. В отличие от ERP, которая не оказывает непосредственного влияния на процесс, с помощью MES становится возможным корректировать (или полностью перестраивать) процесс столько раз, сколько это потребуется. Иначе говоря, системы такого класса предназначены для оптимизации производства и повышения его рентабельности.
Собирая и анализируя данные, получаемые, например, от технологических линий, они дают более детальное представление о производственной деятельности предприятия (от формирования заказа до отгрузки готовой продукции), улучшая финансовые показатели предприятия. Все главные показатели, которые входят в основной курс экономики отрасли (отдача основных фондов, оборот денежных средств, себестоимость, прибыль и производительность) детально отображаются в ходе производства. Специалисты называют MES мостом между финансовыми операциями ERP -систем и оперативной деятельностью предприятия на уровне цеха, участка или линии.
Функциональная схема MES -системы представлена на схеме 2.

Схема 2

WMS- системы (Warehouse Management System – Складская система управления).
WMS -система – это система, обеспечивающая комплексную автоматизацию управления складскими процессами, т.е. необходимый и эффективный инструмент современного склада (например, «1С: Склад»).

EAM -системы (Enterprise Asset Management – Управление активами предприятия).
EAM -система – это система управления основными фондами предприятия, позволяющая сократить простои оборудования, затраты на техобслуживание, ремонт и материально-техническое снабжение. Применяются в фондоемких отраслях (энергетических, транспортных, ЖКХ, добывающей промышленности и ВС).
Основные фонды – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, перенося свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. В бухгалтерском и налоговом учете отраженные в денежном выражении основные фонды называются основными средствами.
Исторически EAM -системы возникли из CMMS -систем (еще одного класса КИС - управления ремонтами). Сейчас модули EAM входят также в состав крупных пакетов ERP -систем (таких как mySAP Business Suite, IFS Applications, Oracle E-Business Suite и др.).

HRM -системы (Human Resource Management – Система управления персоналом).
Система управления персоналом – одна из важнейших составляющих частей менеджмента. Основная цель таких систем – привлечение и удержание ценных для предприятия кадровых специалистов. HRM -системы решают две главные задачи: упорядочение всех учетных и расчетных процессов, связанных с персоналом, и снижение процента ухода сотрудников. Таким образом, HRM -системы в определенном смысле можно назвать «CRM -системами наоборот», привлекающими и удерживающими не покупателей, а собственных сотрудников компаний. Разумеется, методы здесь применяются совершенно иные, но общие подходы схожи.

Функции HRM -систем:

- поиск персонала;
- подбор и отбор персонала;
- оценка персонала;
- обучение и развитие персонала;
- управление корпоративной культурой;
- мотивация персонала;
- организация труда.

СЭД-системы (Системы электронного документооборота).
Сложно себе представить предприятие без документов. Для организации документооборота используются СЭД. Подробнее об этих системах будет рассказано в конце курса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.