КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 38
Главной целью любого обучения, в том числе обучения персонала, является получение знаний. Организация обучения персонала Вопрос 37. 1. Цели и задачи обучения персонала 2. Направления обучения персонала 3. Формы обучения персонала 4. Функции субъектов обучения персонала 6. Технология проведения обучения персонала 7. Отечественные и зарубежные концепции обучения персонала 8. Методы обучения персонала 1. Обучение персонала - это планомерный процесс целенаправленной и систематической передачи работникам знаний, навыков и умений со стороны опытных, квалифицированных специалистов, руководителей, преподавателей и тренинг-менеджеров. Основными задачами обучения персонала являются: - получение или повышение сотрудником квалификации для углубления специальных знаний по специальности, требуемых для эффективного выполнения работы; - отработка вариантов действий и поведения в типовых ситуациях (ведение переговоров, выработка решений, управление временем и т. д.). 3. Выделяют три основных направления обучения персонала: - подготовку кадров — организованное и планомерное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков; - переподготовку кадров — получение персоналом новых знаний, навыков и умений в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к результатам и содержанию труда; - повышение квалификации кадров. Цель такого обучения — это усовершенствование персоналом своих знаний, умений и навыков в связи с ростом требований к профессии или продвижением по должности. 4. Обучение персонала может проводиться в формах: - внутрипроизводственного обучения (на рабочем месте). Эта форма обучения характеризуется хоть и значительными, но фиксированными расходами. Основным преимуществом является то, что методика обучения составляется с учетом потребностей и специфики предприятия. Передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результаты легко контролируются; - внепроизводственного обучения (вне рабочего места). Такая форма обучения персонала связана со значительными изменяющимися расходами. Обучение, как правило, проводится опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, но потребности предприятия при этом не всегда учитываются в достаточной мере. 5. Функции организации и контроля обучения, как правило, возлагаются: - на руководителя подразделения, чьи подчиненные должны пройти обучение; - менеджера по управлению персоналом. Руководитель подразделения непосредственно отвечает: - за утверждение уже определенных потребностей и целей обучения; - выбор обучающих программ; - утверждение сметы расходов на материалы и программу обучения; - планирование и утверждение программы обучения; - проверку результатов обучения. В обязанности менеджера по персоналу, связанными с обучением кадров, входят: - определение потребностей, целей и направлений обучения; - определение критериев обучения вместе с руководителем функционального подразделения; - подбор и выбор наставника для обучающихся; - составление перечня материалов обучения и контроль обеспечения ими; - организация и проведение обучения. 6. Процесс обучения пepcонала включает в себя следующие этапы: - определяются и формулируются цели обучения (прежде всего для обучающих). Такие цели, в свою очередь, определяют предмет и содержание обучающих программ. Главная цель любой программы обучения персонала — это повышение мастерства; - разрабатываются критерии выбора программы. Она должна отвечать следующим требованиям: • соответствовать индивидуальным потребностям обучаемого, а также текущим и стратегическим целям работы обучаемых; • способствовать достижению внутрифирменных целей, поставленных руководством, и глобальных целей, стоящих перед организацией; - осуществляется выбор и оформление программ обучения: - проводится обучение; - происходит оценка качества и эффективности проведенного обучения с позиции его соответствия установленным критериям и достижения поставленных целей и задач. 7. В отечественной и зарубежной практике управления персоналом выделяют три основные концепции обучения персоналом: - специализированного обучения. Такое обучение ориентировано на современные требования к персоналу или требования, которые появятся в ближайшем будущем. Полученные в ходе такого обучения знания актуальны в течение небольшого периода времени, но имеют весьма важное значение для работника (помогают сохранить рабочее место, стимулируют профессиональный рост); - многопрофильного обучения. Такое обучение повышает уровень внепроизводственной и внутрипроизводственной компетентности работника; - обучения, ориентированная на личность. Эта концепция предполагает фокусирование на развитии человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Такие программы применяются прежде всего для обучения сотрудников, занятых творческим трудом. 8. Многообразие применяемых для обучения персоналом методов можно разделить на 3 категории: - методы обучения персонала на рабочем месте; - вне рабочего места; - комбинированные методы. Методы обучения персонала на рабочем месте: - производственный инструктаж; - направленное приобретение опыта в соответствии с индивидуальным планом обучения; - использование специалистов в качестве ассистентов, стажеров; - наставничество; - подготовка в проектных группах (обучение посредством участия во временных проектах). Методы обучения персонала вне рабочего места: - чтение лекций; - программированные курсы обучения; - семинары, конференции, обсуждения "за круглым столом", дискуссии, встречи с высококлассными профессионалами своего дела; - деловые игры; - тренинги; - самостоятельное обучение; - метод моделирования производственных ситуаций; - создание "кружков качества" (самостоятельных рабочих групп в количестве 5—7 человек, работающих над решением определенных проблем вне рабочего места). Комбинированные методы (сочетающие обучение на рабочем месте и вне его): - опытное, или эмпирическое, обучение (обучение путем самостоятельной работы); - практика под руководством наставника (обучаемый сначала наблюдает за демонстрацией процесса выполнения задания, затем выполняет его сам, но под руководством обучающего); - программируемое обучение (обучение посредством книги или программы, которая руководит обучением читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов); - обучение в режиме "on-line" (взаимодействие с обучающими осуществляется в режиме реального времени посредством использования сети Интернет); - обучение действием (обучение в ходе выполнения задач).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |