Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 48

Классификация видов и методов мотивации

1.Классификация по характеру действий, применяемых по отношению к работнику

2.Классификация по способу удовлетворения потребностей

3.Классификация по направленности методов управления

4.Экономическая мотивация

5.Социальная мотивация

6.Психологическая мотивация

7.Организационная мотивация

8.Комплексная мотивация

1. С точки зрения характера действий, применяемых по отношению к работнику организации, мотивация может быть:

- положительной;

- отрицательной.

К основным методам положительной мотивации относятся:

- материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий;

- повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе;

- поручение особо важной работы т. д.

Отрицательная мотивация предполагает прежде всего:

- материальные взыскания (штрафные санкции);

- снижение социального статуса в коллективе;

- психологическую изоляцию работника;

- создание атмосферы нетерпимости;

- понижение в должности.

2. По способу удовлетворения потребностей мотивацию подразделяют:

- на материальную - направлена на удовлетворение потребностей через оплату труда. Ее методами будут являться повышение должностного оклада, установление персональной надбавки и т. п.;

- трудовую — удовлетворяет потребности работника через достижение результатов его труда. Она предполагает поощрение творческой инициативы, возможность участия работника в процессе управления, т. е. те методы, которые обеспечат работнику удовлетворение от выполняемой им работы;

- статусную - направлена на удовлетворение потребностей посредством получения статуса более высокого уровня (продвижение по службе, признание лидерства).

3. По характеру направленности методов управления можно выделить:

- экономическую;

- социальную;

- психологическую;

- организационную мотивацию.

4. Экономическая мотивация - мотивация, устанавливающая непосредственную зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда.

Ее образуют различные компоненты:

Заработная плата — основной вид оплаты труда наемного работника, включающий:

- базовую заработную плату:

• сдельную;

• повременную;

- дополнительную:

• премии;

• надбавки за квалификацию (стаж, ученую степень и др.);

• доплаты за тяжелые условия труда, совместительство, за работу в ночное время, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные и воскресные дни, за, сверхурочную работу, за руководство бригадой;

• оплата отпуска или компенсация за отпуск и т. д.

Бонусы — разовые выплаты из прибыли организации (за какое-либо трудовое достижение и др.).

Участие в акционерных капитале:

- покупка акций организации и получение дивидендов;

- покупка акций по льготным ценам;

- безвозмездное получение акций.

Участие в прибылях — устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли соответствует рангу руководителя в служебной иерархии и определяется в процентах к прибыли, принесенной руководимым им подразделением.

Планы дополнительных выплат — обычно применяются к работникам сбытовых организаций (структурных подразделений организаций) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта.

К ним относят:

- подарки от фирмы;

- субсидирование деловых расходов;

- бесплатные поездки на отдых (например, для работников туристических фирм);

- покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или помощников в поездке).

5. Социальная мотивация — направлена на улучшение условий труда и отдыха членов трудового труда и отдыха членов трудового коллектива, на повышение социальной активности работников.

Она включает:

- стимулирование свободным временем:

• предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска;

• приоритетное право выбора времени отпуска;

• организация гибкого графика работы;

• сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда;

- программы медицинского обслуживания:

• организация медицинского обслуживания;

• заключение договоров с медицинскими учреждениями;

• выделение средств на эти цели;

- программы, связанные с воспитанием и обучением детей:

• выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей сотрудников организации;

• привилегированные стипендии;

- оплату транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом:

• с полным обслуживанием - постоянный автомобиль с водителем;

• с частичным обслуживанием — автомобиль с водителем для конкретных поездок, возмещение расходов на проезд собственным или общественным транспортом;

- организацию питания:

• создание места для питания на территории организации;

• выплата субсидий на питание;

- скидки на покупку товаров компании (выделение средств на скидку с продажи этих товаров);

- программы жилищного строительства (выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях);

- гибкие социальные выплаты (организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг);

- страхование жизни за счет средств организации:

• страхование жизни работника;

• выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника;

- программы выплат по временной нетрудоспособности (как правило, за счет средств организации);

- медицинское страхование (как самих работников, так и членов их семей);

- отчисления в Пенсионный фонд.

6. Психологическая мотивация - базируется на глубоком познании законов поведения человека, основанных на структуре его личности, скрытой от непосредственного наблюдения.

Наиболее распространено стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания труда:

- вручение грамот, значков, вымпелов;

- размещение фотографии на Доске почета.

В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслугам. Создаются кружки по типу "золотой кружок" и т. д.

7. Организационная мотивация — базируется на отношениях власти и подчинения и регулирует поведение работника на основе изменения его чувства удовлетворенности работой.

Она включает в себя:

- преобразование структуры коллектива, рационализацию и согласование этой структуры:

• повышение и понижение работников в должности;

• продвижение по службе в пределах одной и той же должности;

- включение творческих элементов в процесс организации и сам характер труда:

• возможность участия работников в управлении;

• предоставление самостоятельного участка работы;

• делегирование ответственности;

• вовлечение в процесс принятия управленческих решений;

• творческие командировки.

8. Многие методы мотивации сложно отнести только к одному ее виду. Как правило, лучше использовать комплексную мотивацию. Так, например, регулярно применяемые экономические методы (различные вознаграждения, премии) будут способствовать формированию у работника чувства удовлетворенности политикой фирмы по отношению к своим сотрудникам, его отождествлению себя с организацией, а следовательно, будет иметь место воздействие и на психологическом уровне. Так же применяемые социальные методы отчасти можно отнести к экономическим, так как, например, выделение организацией средств на питание или на обеспечение собственным транспортом означает сокращение личных расходов работника и способствует росту его материального благосостояния.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальные теории мотивации. 2.Теория справедливости | Активизации деятельности в системе организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.