КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 48
Классификация видов и методов мотивации 1.Классификация по характеру действий, применяемых по отношению к работнику 2.Классификация по способу удовлетворения потребностей 3.Классификация по направленности методов управления 4.Экономическая мотивация 5.Социальная мотивация 6.Психологическая мотивация 7.Организационная мотивация 8.Комплексная мотивация 1. С точки зрения характера действий, применяемых по отношению к работнику организации, мотивация может быть: - положительной; - отрицательной. К основным методам положительной мотивации относятся: - материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий; - повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе; - поручение особо важной работы т. д. Отрицательная мотивация предполагает прежде всего: - материальные взыскания (штрафные санкции); - снижение социального статуса в коллективе; - психологическую изоляцию работника; - создание атмосферы нетерпимости; - понижение в должности. 2. По способу удовлетворения потребностей мотивацию подразделяют: - на материальную - направлена на удовлетворение потребностей через оплату труда. Ее методами будут являться повышение должностного оклада, установление персональной надбавки и т. п.; - трудовую — удовлетворяет потребности работника через достижение результатов его труда. Она предполагает поощрение творческой инициативы, возможность участия работника в процессе управления, т. е. те методы, которые обеспечат работнику удовлетворение от выполняемой им работы; - статусную - направлена на удовлетворение потребностей посредством получения статуса более высокого уровня (продвижение по службе, признание лидерства). 3. По характеру направленности методов управления можно выделить: - экономическую; - социальную; - психологическую; - организационную мотивацию. 4. Экономическая мотивация - мотивация, устанавливающая непосредственную зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда. Ее образуют различные компоненты: Заработная плата — основной вид оплаты труда наемного работника, включающий: - базовую заработную плату: • сдельную; • повременную; - дополнительную: • премии; • надбавки за квалификацию (стаж, ученую степень и др.); • доплаты за тяжелые условия труда, совместительство, за работу в ночное время, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные и воскресные дни, за, сверхурочную работу, за руководство бригадой; • оплата отпуска или компенсация за отпуск и т. д. Бонусы — разовые выплаты из прибыли организации (за какое-либо трудовое достижение и др.). Участие в акционерных капитале: - покупка акций организации и получение дивидендов; - покупка акций по льготным ценам; - безвозмездное получение акций. Участие в прибылях — устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли соответствует рангу руководителя в служебной иерархии и определяется в процентах к прибыли, принесенной руководимым им подразделением. Планы дополнительных выплат — обычно применяются к работникам сбытовых организаций (структурных подразделений организаций) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. К ним относят: - подарки от фирмы; - субсидирование деловых расходов; - бесплатные поездки на отдых (например, для работников туристических фирм); - покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или помощников в поездке). 5. Социальная мотивация — направлена на улучшение условий труда и отдыха членов трудового труда и отдыха членов трудового коллектива, на повышение социальной активности работников. Она включает: - стимулирование свободным временем: • предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска; • приоритетное право выбора времени отпуска; • организация гибкого графика работы; • сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда; - программы медицинского обслуживания: • организация медицинского обслуживания; • заключение договоров с медицинскими учреждениями; • выделение средств на эти цели; - программы, связанные с воспитанием и обучением детей: • выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей сотрудников организации; • привилегированные стипендии; - оплату транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом: • с полным обслуживанием - постоянный автомобиль с водителем; • с частичным обслуживанием — автомобиль с водителем для конкретных поездок, возмещение расходов на проезд собственным или общественным транспортом; - организацию питания: • создание места для питания на территории организации; • выплата субсидий на питание; - скидки на покупку товаров компании (выделение средств на скидку с продажи этих товаров); - программы жилищного строительства (выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях); - гибкие социальные выплаты (организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг); - страхование жизни за счет средств организации: • страхование жизни работника; • выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника; - программы выплат по временной нетрудоспособности (как правило, за счет средств организации); - медицинское страхование (как самих работников, так и членов их семей); - отчисления в Пенсионный фонд. 6. Психологическая мотивация - базируется на глубоком познании законов поведения человека, основанных на структуре его личности, скрытой от непосредственного наблюдения. Наиболее распространено стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания труда: - вручение грамот, значков, вымпелов; - размещение фотографии на Доске почета. В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслугам. Создаются кружки по типу "золотой кружок" и т. д. 7. Организационная мотивация — базируется на отношениях власти и подчинения и регулирует поведение работника на основе изменения его чувства удовлетворенности работой. Она включает в себя: - преобразование структуры коллектива, рационализацию и согласование этой структуры: • повышение и понижение работников в должности; • продвижение по службе в пределах одной и той же должности; - включение творческих элементов в процесс организации и сам характер труда: • возможность участия работников в управлении; • предоставление самостоятельного участка работы; • делегирование ответственности; • вовлечение в процесс принятия управленческих решений; • творческие командировки. 8. Многие методы мотивации сложно отнести только к одному ее виду. Как правило, лучше использовать комплексную мотивацию. Так, например, регулярно применяемые экономические методы (различные вознаграждения, премии) будут способствовать формированию у работника чувства удовлетворенности политикой фирмы по отношению к своим сотрудникам, его отождествлению себя с организацией, а следовательно, будет иметь место воздействие и на психологическом уровне. Так же применяемые социальные методы отчасти можно отнести к экономическим, так как, например, выделение организацией средств на питание или на обеспечение собственным транспортом означает сокращение личных расходов работника и способствует росту его материального благосостояния.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |