Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: система показателей рентабельности и способы их расчета




23.10.13

Вопрос: АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Показатели прибыли характеризуют прибыльность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепление его фин отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как самого предприятия в целом так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.

Анализ прибыли предприятия включает в себя:

  1. Горизонтальный анализ - изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период
  2. Вертикальный анализ - анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики
  3. Факторный анализ - выявление источников и факторов роста прибыли и их количественную оценку. Он включает в себя следующие этапы:

· влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:

△(дельта)П пр = П пб *(Ир -1), где

△Ппр — прирост(уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции

Ппб — прибыль от продажи предыдущего года

Ир — индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи отчетного года к выручке от продаж предыдущего года.

· влияния изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж:

△Ппс=Сб*Ир-Со, где

Сб, Со —себестоимость соответственно продукции предыдущего и отчестного периода

· влияние изменения уровня расходов на прибыль от продаж:

△Ппур = УРб*Ир-УРо, где

УРб и Уро — управленческие расходы предыдущего и отчетного года

· влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж:

△Ппкр = КРб*Ир-КРо,

· сумма факторных изменений дает общее изменение прибыли от продаж продукции за анализируемый период.

 

Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства. Онотражает уровень эффективности ФХД предприятия относительно определенной базы. Предприятие рентабельно если сумма выручки от реализации продукции достигает не только на покрытие затрат на производство и реализацию продукции, но и для обращения прибыли.

Рентабельность характеризует прибыль, полученную с каждого рубля вложенных в производство ср-в. Измеряются показатели рентабельности в относительных величинах (%, коэфф).

В общем виде показатель рентабельности определяется как отношение прибыли к показателю по отношению к котор он опреде-ся. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия.

Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия.

Эффективность работы предприятия определяется системой показателей рентабельности. Она включает в себя 5 групп показателей:

1 группа: рентабельность продукции

2 группа: рентабельность продаж

3 группа: рентабельность активов

4 группа: рентабельность собственного капитала

5 группа: прочие показатели

 

1. Рентабельность продукции можно рассчитать двумя способами. При первом способе рентабельность единицы продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости. Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции.

В мировой практике этот показатель имеет название «Затраты +».

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции — это расчет с учетом доходности на вложенный капитал

Р пр = (ВК*УД вк)/(Сед* Qн), где:

ВК – вложенные данный производства капитал

УД вк – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом

С ед – себестоимость ед продукции

Q н – объем продукции в натуральном выражении

 

2. Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:

Рпрод = Прибыль от реализации продукции / Объем продаж (выручка)

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на ед продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли выручки от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализованной продукции.

Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли:

  • снижать себестоимость
  • увеличивать объем производства

 

Данный показатель, рассчитанный на основе ЧП, называют коэффициентом ЧП.

3. Рентабельность активов (инвестиций) рассчитывается исходя из выражения:

Ра = П / А ср

Где: Ра – рентабельность активов

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая прибыль или ЧП).

Этот показатель отражает эффективность вложенных предприятием д/с (А ср).

А ср – средняя величина активов предприятия за определенный период.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится также анализ эффективности использования оборотных активов, т.к. их влияние на величину оборотных средств значительно зависит от уровня управления ими.

Р оа = ЧП / АП ср

Р оа – рентабельность текущих активов

ЧП – чистая прибыль предприятия

АП ср – средняя величина 2-ого раздела актива баланса предприятия – Оборотные активы.

Предприятие может аналогичным путем рассчитывать так же рентабельность и ВА.

Р ва = ЧП / 1 раздел актива баланса

Р ва – рентабельность

ЧП

На ряду с рентабельностью ВА следует рассчитывать их фондоотдачу:

Ф о = В / АI ср

АI ср – средняя величина ВА

4. Рентабельность акционерного или собственного капитала занимает особое место, т.к. отражает отдачу или доходность главного вида средств используемых предпринимателем – собственный капитал.

Р ск = ЧП / СК ср

СК ср – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный промежуток времени.

Особенность этого показателя в том что он во-первых показывает эффективность собственных средств, т.е. ЧП полученную за вложенный рубль. И во-вторых, степенью риска предприятия отражающего рост этого показателя.

На ряду с расчетом рентабельности собственного капитала следует рассчитывать рентабельность перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала рассчитывается:

Р ПК = ЧП / (Р 3+Р 4), где:

Р3 и Р4 – разделы баланса.

Показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств как краткосрочных, так и долгосрочных.

5. Все прочие показатели.

Это прежде всего показатели рентабельности акций:

  • Прибыль на 1 акцию, которая определяется как частное от деления ЧП, предназначенной акционерам, к среднему числу обращающихся на рынке акций за год;
  • Показатель выплаты дивидендов, рассчитывающийся как отношение суммы дивидендов, выплачиваемой их ЧП, к величине ЧП;
  • Отношение рыночной цены акций к доходу, определяется как отношение рыночной цены акций к прибыли 1 акции и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.