Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные умения и навыки, необходимые менеджеру

Лекция №4

 

Менеджер прежде всего должен отвечать ряду профессиональных требований.

Первая группа профессиональных навыков - это видение ситуации, т.е. умение мыслить системно, анализировать ее с разных позиций, которые обеспечивают менеджеру его профессиональные умения и знания:

§ с позиций экономического образа мышления он должен видеть соотношение «затраты - результаты - следствия»;

§ с позиций стратегического мышления он должен обладать ви­дением конечного результата, мечты, реализованной в будущем, в перспективе;

§ с позиций многомерного мышления менеджер должен не толь­ко видеть и решать задачи (одномерное мышление), не только видеть роли людей, решающих задачу (двухмерное мышление), но и строить ситуации в различных временных отрезках: вчера, сегодня, завтра, через год и т.д.;

§ с точки зрения законов управления менеджер должен уметь принять верное решение в проблемной ситуации, т.е. ситуации, не имеющей ясно выраженного алгоритма решения. Иначе говоря, он должен иметь навык проблемного мышления: анали­зировать ситуацию как набор факторов и состояние условий, приведших к проблеме, разрабатывать варианты решений, вы­бирать решение с помощью определенных критериев;

§ с позиций знания законов человеческого поведения менеджер должен уметь мысленно проникать в психологию личности, группы, руководимого сообщества, чтобы создать мысленную модель их возможного поведения в каждой ситуации. Пользуясь этими знаниями и умениями, менеджер обрисовывает ситуацию со всех сторон: экономической, социально-психологической, управленческой и др.

Вторая важнейшая группа профессиональных навыков менедже­ра раскрывается умением организовывать целесообразное экономи­ческое поведение объекта за счет глубокого понимания сущности эффективности и социальной ответственности менеджмента. Известный японский менеджер и предприниматель А. Морита понимает это так: «Совре­менные предпринимательские организации выполняют важную роль - поддержание общественной жизни». При организации дея­тельности фирм и предприятий менеджер обязан видеть экологиче­ские, экономические и социальные последствия производства, применяемого в его бизнесе. Для комплексного умения организо­вывать экономическое поведение предприятия ему понадобятся следующие профессиональные навыки:

• подбор кадров, т.е. распознание трудовых возможностей работников;

• проектирование (дизайн) работы каждому специалисту;

• проектирование (дизайн) организационной структуры управления;

• расстановка работников по рабочим местам с учетом их личных и профессиональных качеств, интересов и способностей;

• мотивация работников, что связано с созданием у каждого работника установки на достижение личных целей, что, в свою очередь, должно обеспечить реализацию целей предприятия.

Третьей важной группой навыков менеджера является комплексное профессиональное умение обеспечить реализацию целей организации. Достичь целей ему помогают следующие навыки:

• целеполагание, т.е. разработка системы целей, задач, моделей по­ведения организации в рынке стратегий и т.п.

• оптимальный подбор важнейших ресурсов, необходимых для этого бизнеса-информации, капитала, трудовых ресурсов, методов управления;

• своевременное ресурсное обеспечение каждого рабочего места и подразделений;

• обеспечение эффективного контроля за ходом всех ведущих про­цессов: финансового, производственного, социального, информационного, инновационного, коммерческого;

• эффективная мотивация всех работников предприятия;

• постоянная перестройка организационной структуры, обновле­ние методов работы, способов мотивации, формирование устано­вок на адаптацию к изменениям во внешней среде, на развитие организационной культуры, на повышение профессионального
мастерства сотрудников.

Все группы своих профессиональных навыков менеджеры применяют для наилучшего исполнения соответствующих функций

Так, первая группа профессиональных навыков - системное виде­ние - участвует при формировании миссии организации, системы стратегических целей, текущих задач, т.е. при выполнении функции планирования. В результате исполнения этой группы работ менед­жер и его команда создают информационное обеспечение будущей деятельности всех подразделений организации. Чем тщательнее проведены эти работы, тем меньше недочетов и ошибок будет в поведении и результатах работы отделов, цехов, всей фирмы.

Навыки организовывать позволяют менеджерам профессио­нально выполнять соответствующую функцию организации ра­боты предприятия и персонала. В результате проведения данных работ осуществляется ресурсное обеспечение будущей деятельности всех подразделений предприятия энергией, материалами, оборудо­ванием, оснасткой и другими материальными условиями производ­ства товаров или услуг.

Для обеспечения социально-психологических условий производства менеджеры выполняют функцию мотивации, исполнение которой невозможно без навыков мотивирования людей, т.е. создания внутренней заинтересованности людей в результатах производства за счет использования их внутренней потребности улучшить свое ма­териальное или социальное положение. Хорошая мотивация ориен­тирует людей на заинтересованное отношение к труду на предпри­ятии, на своем рабочем месте. Это очень важно для создания пред­посылок успеха и эффективной работы всей организации.

Профессиональная организация управленческого контроля про­является также как непрерывная функция контроля, выполнение которой обеспечивает обратную связь между руководителями и ис­полнителями, т.е. позволяет обнаружить некорректность постанов­ки задачи или ошибку в принятом решении или неправильное по­нимание полученных заданий исполнителем.

В процессе контроля и учета деятельности подразделений или всего предприятия может быть обнаружено нарушение хода про­изводственного процесса на отдельных участках. Поэтому возни­кает необходимость функции координации, которая обеспечивает слаженность и взаимосвязь действий отдельных подразделений, их лучшую кооперацию при выполнении общей производственной задачи. Успешное выполнение данной функции в конечном счете обеспечивает эффект синергии как дополнительного результата за счет слаженной работы всех сотрудников и подразделений орга­низации.

Таким образом, складывается непрерывная череда типичных видов работ менеджера, которые называются основными функциями управления.

Предпосылки успешной работы и карьерного роста менеджера закладываются в процессе освоения знаний и формирования на их основе профессиональных умений и навыков.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессионально-личностная модель менеджера | Лекция №5. Анализ понятия «менеджмент» построен на основе разделения хозяйствующего субъекта на три системы: управляющую
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.