Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие монополии. Несовершенная конкуренция




Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция

Тема 6. Анализ конкурентов

6.1. Понятие конкуренции. Совершенная конкуренция

6.2. Понятие монополии. Несовершенная конкуренция

 

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие усло-вия производства, купли и продажи.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между аналогичными турпродуктами) и меж-отраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьше-ния прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отно-шений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки:

- рынок соверешенной (свободной) конкуренции;

- рынок несовершенной конкуренции.

Соверешенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равны-ми возможностями и правами.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Когда отдельный производитель занимает доминирующее положение на рынке какого-либо турпродукта и контролирует его, говорят о возникновении монополии.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над це-ной или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная це-на, которая обеспечивает прибыль сверх нормы.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организаци-онные формы:

- картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбы-

та;

- синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции;

- трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт про-

дукции входящих в нее фирм;

- концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных от-

раслей, но с общей технологией;

- конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли,

не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной

фирмы.

Под рынком несовершенной конкуренции понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа:

- монополистическая конкуренция;

- олигополия;

- чистая монополия.

При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия прода-

- 21 -

жи, выгодное местоположение точки реализации, высокий уровень сервиса и т.п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену.

Олигополия представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действуют несколько не продавцов, а покупателей.

Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один про-давец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособ-ным спросом.

Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется моно-псонией.

Роль монополии в экономике двойственна.

Положительная сторона состоит в том, что продукция монополистических компаний отличает-ся, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать из-держки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

 

 

- 22 -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.