КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Особенности развития экологического менеджмента в РФ
ГЛАВНАЯ Вопрос 1. Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации.
Расширяющееся международное сотрудничество России с зарубежными странами, обязательства по гармонизации законодательства и стандартов, устранению технических барьеров в торговле, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, требуют применения общепринятых эффективных методов управления и процедур, в частности экологического менеджмента и эко- логического аудита. Все это усиливает заинтересованность предприятий во внедрении систем экологического менеджмента и аудита. Деятельность в области производственного экологического управления определяется государством через органы государственного экологического контроля и управления. Па практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, за- крепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней. Непосредственно деятельность в области производственного экологическою управления peгулируется ГОСТом 24525.4-80 "Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения" и является обязательной. Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, эко- логической экспертизы и т.п. Закон "Об охране окружающей природной среды" (2002 г.) является основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации. Согласно данному закону, контроль и области охраны окружающей среды (экологический контроль) понимается как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 64 Федерального закона экологический контроль ставит своей задачей обеспечение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ. органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологическою контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством. Следует подчеркнуть то, что в соответствии с Законом устанавливается обязательное осуществление производственного экологического контроля, в положение о котором предприятие может включить любые требования, не противоречащие действующему природоохранному законодательству. Практически речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в области охраны окружающей среды. В рамках экологического контроля осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Он имеет целью государственное регулирование природоохранной деятельности, а также текущее и перспективное планирование мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету. К другим основным действующим на сегодня нормативным актам, регулирующим различные аспекты экологической деятельности предприятий, относятся: Водный кодекс РФ; Земельный кодеке РФ; Лесной кодекс РФ; ФЗ "Об экологических экспертизах". Воздушный кодекс РФ; Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; "Предельное количество токсичных промышленных отходов. допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов" (нормативный документ); "Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов"; "Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы"; "Правила охраны поверхностных вод от загрязнения"; ГОСТ 24525.4-80 "Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения"; "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления"; ГОСТ Р ИСО 14010-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы"; ГОСТ Р 14011-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой"; ГОСТ Р ИСО 14012-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии" и др. В России основным нормативным документом в области производственного экологического управления является ГОСТ 24525-80 "Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения". Данный ГОСТ имеет следующую структуру:
Приведем некоторые положения данного ГОСТа. Целью управления охраной окружающей среды, обозначенной в ГОСТе, является обеспечение выполнения норм и требований в отношении воздействия производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рационального использования, восстановления, воспроизводства природных ресурсов. Общее руководство деятельностью по охране окружающей среды должно осуществляться руководителем предприятия (объединения). Координация деятельности всех подразделений и методическое управление охраной окружающей среды должно осуществляться структурным подразделением по охране окружающей среды или другим подразделением, определенным руководителем. Эффективность управления охраной окружающей среды должна оцениваться но экономическим, гигиеническим, экологическим и социальным показателям, по отраслевым методикам, утвержденным в установленном порядке. Управление охраной окружающей среды взаимодействует с подсистемой управления качеством продукции, подсистемой управления развитием производства и др. Очевидно, следует ожидать дальнейшею развития процесса поэтапного введения национальных стандартов, близких к разработанным Международной Организацией Стандартизации (the International Organisation for Standardisation).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |