КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы социологии
Термин «метод» может быть использован в двух его значениях. В так называемом «широком» смысле под словом «метод» понимается методологическая установка, исследовательский подход, научная парадигма. В этом случае говорят о таких методах, как генетический (исторический), сравнительный (компаративный), оценочный, структурный, институциональный и др. В другом случае термин «метод» трактуется в узком значении этого слова, подразумевая его инструментальный аспект. Мы понимает метод как инструмент, которым пользуется социолог для изучения своего специфического социального объекта. Основные методы социологии: - метод наблюдения; - анализ документов; - метод опроса; - социометрическая методика; - социологический эксперимент. Дадим краткие характеристики каждому из упомянутых здесь методов-инструментов. Социологическое наблюдение может быть: – «прямым», в том случае, когда наблюдение за социальным объектом осуществляется извне (например, наблюдение за реакцией собрания на слова и поведение человека, выступающего перед аудиторией); – «включенным» называется наблюдение за социальным объектом «изнутри», когда социолог-исследователь становится членом изучаемого трудового коллектива; – «провоцирующим» является наблюдение за социальным объектом в условиях нововведений управленца; – наблюдением в эксперименте (например, в ситуации проведения теста на лидерство в группе). В социологии много вниманию уделяется изучению документов, как официальных, так и неофициальных. Статус официальных имеют документы государственной статистики, отчёты правительства и тому подобные документы с грифом того или иного государственного ведомства. Неофициальные документы, соответственно, не имеют таких грифов. К ним относятся художественные произведения, личные письма, автобиографии. В качестве объекта исследования социолога могут быть все социально значимые продукты человеческой деятельности, как письменные, так и иные: строения, одежда, украшения и т.п. В социологии часто применяется метод контент-анализа, суть которого заключается в переводе в количественные показатели массовой текстовой или иным образом записанной информации с последующей статистической ее обработкой. Например, рейтинг научной значимости учёных можно определить по количеству ссылок на их труды. Метод массового опроса является самым популярным в современной социологии. Опрос — это метод непосредственного (в процессе интервью) или опосредованного (при помощи анкеты ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, кого спрашивать, о чём спрашивать, как спрашивать, где спрашивать, как обрабатывать и анализировать полученные ответы и, наконец, как узнать, насколько можно доверять результатам опроса.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |