КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Воспитательные системы школы
V IV Логика воспитательного процесса определяется его структурой и предполагает при его организации (на любом завершенном временном отрезке и в любой конкретной ситуации) следующие этапы: 1. Выдвижение педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); 2. Отбор содержания и средств, форм, методов, приемов); 3. Реализация содержания и средств (организаторская деятельность по решению педагогических задач); 4. Анализ и оценка результатов.
При пропуске одного из этапов, воспитательная работа теряет смысл. Не выдвигая задач нельзя судить о результатах, а не анализируя проведенную работу и ее результаты невозможно поставить задачи для будущей деятельности. Логика выполнения конкретных действий, т.е. их логическая последовательность, как правило субъективна и зависит от выбранной тактики. Если же «тактическая логика» вступает в противоречие с объективной логикой воспитательного процесса, она дает сбой, разрушает общий метод организации. С т.з. логики нецелесообразны педагогические действия, которые не ведут к достижению воспитательной цели и решению стратегических педагогических задач. Случайно выбранная форма, случайное средство, необдуманный метод могут разрушить общую логику воспитательного процесса. Воспитательный процесс должен быть последовательным. Это значит не только сам порядок действий, но и логически последовательную позицию педагога в использовании средств, методов и приемов. Например, случайная отмена установившейся традиции анализа проведенного дела не только разрушает логику внешней организации жизни детского коллектива, но и в сознании воспитанников появляется сомнение в обязательности анализировать свою деятельность Итак, общая логика воспитательного процесса носит объективный характер и на практике ею следует руководствоваться как законом, а нарушение закона чревато последствиями.
Система – это совокупность определенным образом связанных элементов, образующих единое целое. Воспитательная система – внутренне интегрированное единство воздействия всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, принятых в данном учреждении для реализации педагогических целей. Воспитание как система представляет собой единство следующих компонентов: - целевой; - мотивационный; - содержательный; - операционно-деятельностный; - результативный. Интеграционное единство системы достигается через осуществление двух взаимосвязанных деятельностей – деятельности педагога-воспитателя и деятельности воспитанника.
Графически воспитание как систему можно представить так:
Далее воспитание как процесс, деятельность и общение см. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – С.17-38.
План 1. Основные понятия, признаки и классификация воспитательных систем. 2. Общая модель воспитательной системы. Характеристика основных элементов. 3. Этапы становления и развития воспитательных систем.
Литература 1. Воспитательные системы школы. Проблемы и поиски. / Сост.Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989 – 80с. 2. Воспитательные системы школы. Проблемы и поиски. / Отв.ред. Л.Н.Новикова. – М.: Пед. Об-во РСФСР, 1991. – 132с. 3. Школа как воспитательная система. / Гаврилин А.В. – М., 1992. 4. Караковский В.А., Новикова Л.Н., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996. 5. Караковский В.А. Воспитательные системы школы. Педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Тв.пед., 1991. – с.185. 6. Вопросы воспитания. Системный подход. – М., 1981. 7. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. – М.: 1991. 8. Педагогика. / Сластенин В.А. и др. М., с.157-164.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |