КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Технология воспитания
Принципы воспитания Критерии эффективности ПВ 1. Достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности м\д знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств. Уровень воспитанности может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. 2..Многообразие видов деятельности учащихся. 3. Уровень сплоченности коллектива и наличие самоуправления. 4. Отсутствие правонарушений. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Требования к принципам воспитания: Обязательность Комплексность Равнозначность. Принципы воспитания в воспитательной системе И.П. Подласого. 1. Общественная направленность воспитания. 2. Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. 3. Опора на положительное. 4. Гуманизация воспитания. 5. Единство воспитательных воздействий. 6. Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному, самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического взаимодействия. (Примеры ЛП и отличие его от индивидуального подхода) Личностный подход в воспитании требует, чтобы воспитатель: · постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности своих воспитанников; · постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; · своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цепи; · максимально опирался на собственную активность личности; · сочетал воспитание с самовоспитанием личности; · развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников. Принципы гуманистической педагогики А.А. Леонтьева. 1. Социальной активности. 2. Социального творчества. 3. Взаимодействия личности и коллектива. 4. Развивающего воспитания. 5. Мотивированности. 6. Проблемности. 7. Индивидуализации. 8. Целостного воспитательного процесса. 9. Единства образовательной среды. 10. Опоры на ведущую деятельность. Технология воспитания - совокупность форм, методов, приемов и средств в процессе воспитания, а также техническое оснащение этого процесса. Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. А.С.Макаренко называл методы воспитания «инструментом прикосновения к личности». Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: 1.Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример]. 2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации]. 3.Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание. субъективно-прагматический). Факторами, определяющими выбор методов воспитания, являются: - цели, задачи и содержание воспитания возрастные особенности воспитанников, - уровень сформированности коллектива - индивидуальные и личностные особенности воспитанников - условия воспитания - средства воспитания - уровень педагогической квалификации - время воспитания и ожидаемые последствия. Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода. Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой в зависимости от педагогической ситуации и могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Формы воспитания – внешнее выражение процесса в. Классификация ФВ: По времени проведения: - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); - продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); - традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки: экспромтные, с предварительной работой По видам деятельности - учебные, трудовые, игровые, спортивные, художественные; интеллектуальные. По направлениям воспитания – нравственно-этические, экологические, экономические, трудовые, спортивно-оздоровительные, эстетические и т.д. По способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные. По субъекту организации: - организаторами детей выступают педагоги, родители и др. взрослые; - деятельность организуется на основе сотрудничества; - инициатива и ее реализация принадлежат детям. По результату: - результатом является информационный обмен; - результатом является выработка общего решения (мнения); - результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников: - индивидуальные (воспитатель-воспитанник); - групповые (воспитатель-группа детей); - массовые (воспитатель - несколько групп, классов). По методике воспитательного воздействия – словесные, практические, наглядные. Выбор форм воспитания зависит от: 1. индивидуальных особенностей коллектива, 2. возрастных и личностных особенностей, 3. от мастерства учителя, 4. от условий и возможностей. Средства воспитания - целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся. Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования: 1. Воздействие на воспитанников должно осуществляться по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение 2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности. 3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп непременное условие комплексного подхода. 4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания. 5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. Главные факторы процесса воспитания: а) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему; б) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды); в) средства массовой информации и пропаганды, г) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат); д) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений; е) индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспит. системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Но до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще далеко. Сегодня говорят только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс более эффективным.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |