Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественные монополии

Естественные общественно-генерируемые

Виды монополий и особенности их эволюции

Виды монополий в зависимости от количества монополистов:

1. Монополия – господство на рынке одного субъекта (довольно редкая ситуация на рынке);

2. Дуаполия – два производителя или продавца на рынке. Здесь нет свободной конкуренции, вся деятельность сопровождается сговором и отражается на фондовом рынке, чего не было при свободной конкуренции, когда отдельные предприятия не способны влиять на рыночную конъюнктуру. Например, если брать алмазную отрасль, здесь два главных дуаполиста – «Дебирс» и «Алрос». Доля России в алмазной отрасли – 40%;

3. Олигополия – более типичный вид монополии, когда на рынке существуют два и более производителя (чаще 5-6). Здесь также нет нормальной конкуренции и присутствие каждого производителя на рынке социально значимо.

Сейчас крупные отрасли промышленности олигополизированны. Например, автомобильный рынок. Казалось бы, свободная конкуренция, но рынок поделен между производителями. То же самое с бытовой техникой, производители договорились, где продавать, что продавать, по каким ценам.

4. Монопсония – ситуация, при которой у данного товара единственный покупатель. Например, монопсонистом может быть государство (как в СССР) или одна компания (на несколько рыболовецких хозяйств может быть один хладокомбинат, который является единственным предприятием, способным принять рыбу).

Дуапсония – два покупателя. Олигопсония – до 6 покупателей.

5. Предмонополистическая ситуация (pool или ring) – временное объединение капитала для решения определённых задач. Это только шаг к монополии.

 

Все монополии можно разделить на два вида:

Естественная монополия – некое хозяйственное образование, обладающее определёнными исключительными факторами, не доступным другим участникам рынка.

Не обязательно, что монополистом будет крупное предприятие. Например, фермер живёт рядом с водопадом. Используя силу падающей воды, работает двигатель на его мельнице. Его соседи, не имея подобного источника энергии, вынуждены ставить двигатели на свои мельницы. Получается, фермер является естественным монополистом.

В РФ принят Федеральный закон от 17 августа 1995 «О естественных монополиях», согласно которому, естественные монополии охватывают следующие сферы:

- Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Монополистом является «Транснефть», дочернее предприятие «Газпрома». Только оно способно предоставить конкурентоспособный, наиболее дешёвый способ доставки до потребителя. Можно, конечно, нефть в цистернах перевозить, но это далеко не всегда выгодно и не сравнимо по масштабам, скорости и дешевизне с нефтепроводом;

- Транспортировка газа по трубопроводам. Монополистом в этой области является «Трансгаз». Здесь аналогия с нефтью – газ тоже в баллонах можно перевозить, но с трубопроводом это не сравнимо;

- Железнодорожные перевозки. Монополия ОАО «РЖД». Построить ж/д пути и станцию не государству практически невозможно. Это не только огромные материальные затраты, совершить которые способны единицы, но и политический вопрос.;

- Услуги по передаче электрической энергии (только по магистральным сетям, то, сети, например, внутри предприятия не являются прерогативой естественных монополий) и услуги по передаче тепловой энергии (только передача тепла на расстояний, передача тепла внутри здания не является прерогативой естественных монополий);

- Услуги общедоступной электрической и почтовой связи (т.е. почта, телеграф, телетайп) – данная сфера постепенно перестаёт быть монопольной из-за развития компьютерных технологий;

- Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Московский метрополитен нельзя признать монополистом, поскольку на поверхности в тех же направлениях курсируют другие виды транспорта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Положительные и отрицательные стороны монополии | Общественно-генерируемые монополии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.