Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы экономической организации общества




Предмет, метод, задачи экономической науки.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Существуют следующие методы познания экономической теорией:

§ абстракция – отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого объекта. Выявление понятий, отражающих содержание экономических явлений;

§ метод индукции – выведение теоретических положений и принципов, т.е. движение мысли от частного к общему. Изучая действительность, накапливая факты, систематизируя их, ученые формируют экономические законы, положения, принципы;

§ метод дедукции – движение познания от теории к фактам. Сначала на основе умозрительного заключения формируется непроверенный принцип или гипотеза, который затем доказывается систематическим и многократным изучением соответствующих фактов.

Существуют два уровня исследований:

§ макроэкономический анализ проводят на народно-хозяйственном уровне в масштабах страны. Объекты исследования: валовой национальный продукт, национальный доход, совокупный спрос или предложение, безработица, инфляция, денежное обращение;

§ микроэкономический анализ – процессы и явления отдельного производства – на уровне предприятия. Объекты исследования: издержки, заработная плата, оборотные средства, прибыль, рентабельность, численность рабочих, процентные ставки.

Структуру экономической науки можно представить в виде дерева, стволом которого является экономическая теория, а кроной – ряд конкретных экономических наук. Конкретные экономические науки: отраслевая экономика (сельского хозяйства, промышленности, транспорта и т.д.), функциональные экономические науки (бухучет, статистика, маркетинг, менеджмент, экономика труда, анализ деятельности предприятия), региональные экономические науки (имеют место в том случае, если страна имеет большую территорию, где регионы имеют различные условия экономического развития – пример – региональная экономика Башкортостана), исторические экономические науки (история экономических учений, история экономики).

 

1. Материальные потребности и экономические ресурсы.

2. Проблема выбора и рациональное поведение.

3. Фундаментальные задачи экономики. Типы экономических систем.

 

1) Материальные потребности и экономические ресурсы. Основу экономики образуют два момента: материальные потребности неограниченны, экономические ресурсы ограниченны.

Потребности включают в себя желание потребителей приобрести товары и услуги; потребности предприятий иметь и использовать сырьё, материалы, топливо, энергию, здания, оборудования для производства продукции или услуг; потребности правительства в военной технике, армии, удовлетворении государственных нужд, оказании социальных благ.

Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг. Их называют факторами производства. Четыре группы факторов:

§ природные ресурсы (естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг в качестве сырья, материалов, топлива, энергии);

§ человеческие ресурсы / труд (физические или умственные способности людей, применяемые в производстве);

§ капитал / инвестиционные ресурсы (все произведенные человеком средства производства);

§ предпринимательская способность (управленческие / организаторские навыки, необходимые для организации производства).

Предприниматель сводит вместе три вышеприведенных фактора: берет на себя задачу принятия основных решений, стремится ввести новые виды продуктов, новые технологии, рискует. Каждый фактор приносит свой доход. Природные ресурсы приносят ренту, труд – заработную плату, капитал – процент, предпринимательская способность – прибыль.

2) Проблема выбора и рациональное поведение. Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность – недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей общества. Относительная ограниченность – в том случае, когда ресурсы достаточные для удовлетворения одной потребности направляются на удовлетворение другой потребности. И в этом случае для удовлетворения другой потребности ресурсов будет не хватать.

Относительная ограниченность ресурсов обуславливает появление выбора между вариантами использования, а нахождение оптимального варианта использования ресурсов и представляет собой проблему выбора.

Экономическая наука – теория выбора оптимального экономического решения. В общем виде оптимальном вариантом называется то, что обеспечивает максимум результата при минимуме затрат. Для покупателя это рост количества и качества удовлетворенных потребностей; для предприятий – это прирост прибыли; для государства – наибольшая степень удовлетворения общественных потребностей.

Каждый из названных субъектов решает множество вопросов. Потребители осуществляют ранжирование своих потребностей; предприятия решают что произвести, в каких количествах, с каким качеством, какую применить технологию и определяют ожидаемую прибыль и затраты; государство решает как собрать налоги и как их распределить.

Таким образом, проблема выбора вытекает из-за ограниченности ресурсов и из ограниченных возможностей у субъектов выбора. Проблема выбора порождает понятие цена замены или альтернативная стоимость (это цена, измеряемая через другую вещь, которую необходимо отдать взамен для использования первой вещи. Т.е. производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар). Альтернативная стоимость наглядно характеризуется через кривую производственных возможностей.

Выделяют следующие альтернативные варианты использования ресурсов для совместного производства товаров А и В:

Альт. варианты Продукт А, тыс. Продукт В, тыс.
1    
2    
3    
4    
5    
6    

 

Приведенная кривая представляет собой границу производственных возможностей, т.е. максимальный объем выпуска товаров А и В при полном использовании ресурсов. Точка Х свидетельствует о невозможном объеме производства двух продуктов, т.к. имеющиеся ресурсы полностью исчерпаны. Точка Y показывает, что производство работает не на полную мощность. Движение по кривой сверху вниз показывает от какого количества товара А общество вынуждено отказаться в пользу производства товара В. На основе анализа кривой, экономистами выведены следующие законы:

§ Закон убывающей производительности. С увеличением объемов производства, уменьшается производительность факторов производства.

§ Закон возрастающих вмененных издержек. Производственные ресурсы не являются абсолютно взаимозаменяемыми, т.е. при увеличении выпуска одного продукта и сокращении производства другого продукта, потребуется все больше и больше затрат.

3) Фундаментальные задачи экономики. Типы экономических систем. Проблема выбора привела к тому, что в любой экономической системе общество отвечает на три вопроса: что производить? как производить? для кого производить?. Решение первого вопроса зависит от имеющихся ресурсов, второго – от применяемой технологии, третьего – от покупательской способности населения.

От того, как общество отвечает на эти вопросы, различают типы экономических систем: рыночная, командная, традиционная и смешанная.

Рыночная система характеризуется частной собственностью на все факторы производства, свободным ценообразованием и инфляцией. Ответы:

§ производство тех товаров и услуг, прибыль от реализации которых максимальна;

§ максимальная экономия затрат;

§ кто сможет заплатить за товары и услуги.

Командная система – на все факторы производства установлена государственная или общественная собственность. Все решения разрабатываются единым плановым органом и принимаются коллективно на съезде ведущей партии. Государство определяет какие товары и услуги производить; какое использовать оборудование; куда и кому реализовывать товары и услуги; от кого закупать сырье, материалы, топливо; какие кадры готовить, на какие предприятия направлять. Таким образом, вопросы решаются единым плановым органом.

Традиционная система – в слаборазвитых странах, когда традиции и обычаи определяют что, как и для кого производить. Введение новшеств затруднено, поскольку они разрушают традиции.

Смешанная экономика – в чистом виде редко встречаются какие-либо из перечисленных выше систем. В развитых странах присутствуют элементы рыночных и командных систем. в странах Азии, Африки имеются элементы всех трех систем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.