КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения на работу с именем
Представление участников группы друг другу, введение ими своего имени, является неотъемлемой процедурой любого более-менее длительного психологического группового тренинга. Трудно представить себе группу, где бы все ее участники уже знали друг друга по имени. Если есть хотя бы один новичок — а поскольку описываемые психологические игры используются, как правило, в открытых группах, новички бывают обязательно, - его имя должно стать известно всем, так же как и ему, вообще говоря, должны представиться все члены группы. Часто группа соединяет первоначально незнакомых друг с другом подростков. Поэтому работа с именем представляется второй важнейшей — после разминки — работой в тренинге. Имя, по-видимому, является одной из первых универсальных психотехник. Поэтому работа с именем участников группового тренинга ни в коем случае не является формальной процедурой, надо уделять достаточно времени в течение первых дней группового тренинга. В то же время, нет задачи познакомить участников группы с именами друг друга именно через 15 минут после начала тренинга, как нет необходимости, сделать это полностью и в первый день тренинга. Руководитель тренинга должен самостоятельно выбирать время и место внутри тренинга для работы с именем, но ко второму-третьему занятию он должен закончить эту работу и дальше пользоваться только поддерживающими техниками. В целом работа с именем подразумевает следующие ракурсы: введение имени; обеспечение запоминания имени участников; проверка запоминания имени; нацеленная помощь тем, кто не запомнил имена участников; поддерживающая работа на следующих этапах тренинга. ВВЕДЕНИЕ ИМЕНИ Типичным приемом введения имени является рассказ участника о своем имени. Руководитель тренинговой группы просит участников группы рассказать (показать) некоторую историю — настоящую или придуманную — которая связана с его именем и которая поможет группе запомнить его. При этом все участники знают, что в группе они могут выбрать вымышленное имя, взять псевдоним, имя литературного героя, менять имена день ото дня. Допустимо и то, что группа сама дает (выбирает) участнику имя, произвольно или исходя из его рассказа о себе и других его групповых проявлений. Например, автор этих строк в одной из подростковых групп рассказал о пруде, в котором водились караси и в котором он купался в детстве. Группа предложила назвать его Карасиком. В другой подростковой группе один из взрослых ее участников взял имя Одиссей, которое надолго вытеснило из сознания всех участников его настоящее имя. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЯ ИМЕНИ УЧАСТНИКОВ Руководитель группы побуждает участников ввести свое имя так, чтобы его легко было всем запомнить. Помощь руководителя заключается в том, что он предлагает вводить имя действенно и эмоционально. Рассказ участника о своем имени должен содержать некоторое наглядное, символическое или только вербально описываемое эмоционально окрашенное действие. Если эмоции нет в рассказе, руководитель может вызвать ее своей аранжировкой введенного имени. Приведем несколько примеров. Имя Виктория можно иллюстрировать, например, изображая памятник виктории (т.е. Победе). Если сделать это не берется сам участник, то руководитель может подсказать это действенное изображение, устроив мини-конкурс на создание из стула и участницы с именем Виктория памятника Победы. Имя Марина (морская) хорошо и быстро запомнится, если группа рискнет взять девушку за руки и за ноги и изобразить обряд кидания в море-океан. Эмоциональные реакции того, кого кидают в море, обеспечат прочное запоминание его имени. В одной из групп девушка Таня не смогла составить сколько-нибудь интересный и запоминающийся рассказ о своем имени. Руководитель попросил ее показать свое имя. Не долго думая, девушка изобразила букву Т, расставив в стороны руки и натянув на голову кофту. Эмоциональное отношение к этой удачной позе со стороны группы было обеспечено тем, что, натянув на голову кофту, девушка обнажила живот. Прием изображения имени используется всегда, когда рассказ об имени участника получается сухой и невыразительный. Изображение может быть статичным или динамичным, изображаться может все имя или только его первая буква. Наконец, это могут быть и маленькие сценки. Например, в одной из тренинговых групп одна участница в рассказе о своем имени созналась, что ей не нравится, когда ее называют Олькой, а не Ольгой. Руководитель группы тут же попросил ее пройтись (просто пройтись!) перед группой сначала как Олька, а затем как Ольга! Удивительно, но девушке удалось создать два совершенно разных образа и этим обеспечить запоминание своего имени. ПРОВЕРКА ЗАПОМИНАНИЯ ИМЕН Проверку запоминания имен можно начинать, даже если введены не все имена. Руководитель тренинга просит добровольца испытать свою память: назвать по имени всех, кто уже представился. Это легко сделать, если все представившиеся участники тренинга сидят на своих первоначальных местах. Усложнением будет ситуация, когда после введения своего имени участники тренинга пересаживаются. В этой ситуации имена называет уже другой доброволец из группы. Даже если он сделает это полно и хорошо, можно побудить еще одного участника тренинга «проверить свою память». Таким образом, проверка запоминания имен превращается в легкое, но испытание. Наконец, задание это еще более усложняется. После введения имен всех участников тренинга и промежуточных проверок запоминания имени выбирается доброволец, который встает в середине круга. Руководитель тренинга просит всех участников встать и повернуться к добровольцу спиной. После этого вводится задание: надо узнать участников тренинга со спины, подойти к тем, чьи имена добровольцу известны, положить им руку на плечо и сказать: «Здравствуй, ты...». Если имя участника названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться ему и сесть на стул. Своеобразная острота данного упражнения заключается в том, что те, чьи имена по каким-то причинам названы неверно или вообще не названы, остаются стоять спиной к отгадывающему. Эта ситуация позволяет переходить к нацеленной помощи добровольцу. НАЦЕЛЕННАЯ ПОМОЩЬ ТЕМ, КТО НЕ ЗАПОМНИЛ ВСЕ ИМЕНА Руководитель тренинга должен оказывать дозированную помощь тем, кто не запомнил все имена участников тренинга. Простейшая помощь — повторение участником своего имени. Более интересна помощь, когда участник повторяет рассказ о своем имени, но не называет его. Если имя вводилось через сценку или другое действие, повторяются они. Еще более сложная и более нацеленная помощь по заучиванию имен происходит при использовании следующих приемов: тот, кто не запомнил, и те, чьи имена забылись, объединяются в микрогруппу для выполнения совместного задания. Предполагается, что в ходе выполнения этого задания участники более рельефно предстанут друг перед другом, что и обеспечит заучивание имен; предполагается, что забывшиеся имена были введены в той сенсорной модальности, в которой не силен наш доброволец. Можно побудить тех, чьи имена были забыты, ввести для нашего добровольца свои имена в другой модальности; необходимо как можно более подробно познакомить добровольца, испытывающего свою память, с теми, чьи имена он забыл, и только после того как он научится их различать, ввести их имена. Приведем примеры упражнений, построенных на указанных принципах. В одной из подростковых групп плотный, взросло выглядящий, но инфантильный по сути подросток никак не мог запомнить имена трех красивых и явно привлекающих его внимание девушек. Создавалось впечатление, что зрительно этот подросток как бы не различал этих красивых девушек. Руководитель тренинга догадался включить этих четырех Участников в следующее упражнение: подросток закрыл глаза, девушки по очереди подходили к нему, здоровались за руку и представлялись. На счастье, три девичьи руки (ладони) оказались совершенно разными. Руководитель попросил девушек поменяться местами и подвел к ним подростка, чтобы он с закрытыми глазами узнал их только по рукопожатию. Это удалось! Руководитель еще раз поменял девушек местами и повторил это упражнение для подростка уже с открытыми глазами. Это оказалось совсем легко. Имена девушек прочно закрепились в сенсорной памяти нашего подростка. Интересным выглядит упражнение, когда те, чьи имена забыты, пишут их на ладони, спине или другой части тела того, кто их не запомнил, пальцем, а незапомнивший должен прочитать имена с закрытыми глазами. Вообще говоря, эту процедуру необходимо повторить, поменяв участников местами. Приемлема ситуация, когда те, чьи имена забыты, «вколачивают» в прямом смысле слова свои имена в забывчивого подростка. Участник одной из подростковых групп, чубастый привлекательный подросток, по какой-то причине не назвал имена сразу шестерых девушек. Руководитель тренинга посадил нашего героя в центр круга, попросил закрыть глаза и приготовиться к самому «плохому», но при этом оставаться джентльменом... Затем руководитель попросил девушек, чьи имена были забыты, подойти к подростку и побить его тем способом, который будет наиболее приемлем для девушки, приговаривая, например: «Запомни, я Аня, Аня, Аня, Аня...». Легко догадаться, что после этой процедуры подросток уже с открытыми глазами правильно назвал всех девушек по имени. ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РАБОТА Поддерживающая работа заключается в проверке запоминания имен участников тренинга в следующие дни тренинга. Это может делаться даже не в форме проверки, а в форме какой-то игры. Приемлема такая игра. Еще до разминки руководитель тренинга просит всех закрыть глаза и последовательно, не перебивая друг друга, назвать себя три раза, например, «Саша, Саша, Саша», стараясь выразить в имени свое настроение и состояние «здесь и теперь». Начинает обычно сам руководитель. После введения всех имен можно открыть глаза и поделиться впечатлениями от услышанного. Другой формой поддерживающей работы будет краткое представление участников группы новичкам, а новичков — «старожилам». К поддерживающим техникам относятся и те варианты ритуализированной разминки, когда участники тренинга перекидываются мягким мячиком, называя друг друга по имени и говоря комплименты (или что-то иное) друг другу. Во всяком случае, руководитель тренинга должен поощрять и побуждать употребление личных имен друг друга участниками тренинга на любой его стадии. Упражнения на «интенсивное пространственное взаимодействие» К этому классу упражнений для тренинга личностного роста с подростками относятся игровые упражнения, в которых все участники тренинга интенсивно взаимодействуют друг с другом, выполняя некоторую общую игровую задачу. Можно назвать несколько функций этого типа упражнений в ходе тренинга. Во-первых, руководитель тренинга в процессе выполнения этих упражнений группой имеет возможность «пристроиться» к группе. Обычно руководитель в такого рода упражнениях участвует наравне с другими. Метафора «пристроиться к группе» аналогична метафоре «пристроиться к клиенту» из индивидуальной психотерапии и консультирования. Как там, так и здесь, в тренинге, руководитель тренинга должен «подравнять», соразмерить многие динамические и формальные аспекты своего поведения в группе и динамические проявления группы. Разница состоит лишь в том, что в индивидуальном консультировании практический психолог, «пристраиваясь», руководит только своим поведением (динамикой речи, позой по отношению к клиенту, установкой соуровня глаз, темпом дыхания и пр.), а в групповом тренинге руководитель «пристраивается к группе», выстраивая динамику группы с помощью специальных упражнений и таким образом «растворяется» в группе, «подравнивается» к динамике движений, жестов, высказываний, всего игрового поведения группы. «Пристроиться к группе» — это овладеть динамикой группы, вернее — управлением динамикой группы (не путать с понятием групповой динамики!). Указанные далее виды упражнений позволяют это делать наиболее естественно, приемлемо для подростков. Общим правилом здесь является поиск упражнений, экологически валидных для естественной подростковой жизнедеятельности, моделирующих динамику этой жизнедеятельности в условиях тренинга. Вторая функция этого типа упражнений метафорически звучит так: «укатать группу». Возможно, это оборотная сторона понятия «пристроиться к группе». «Укатать группу» — значит поднять и подравнять уровень бодрствования, уровень психофизиологической активности каждого участника тренинга, дать возможность одним высвободить лишнюю энергию, а другим — напитаться ею. «Укатать группу» — в интенсивных упражнениях включить во взаимодействие самых ленивых, самых осторожных, подвести всю группу к состоянию первой психологической усталости, выработанности, определенной исчерпанности одного и необходимости и возможности перехода к другому. «Укатать группу» — значит почувствовать управляемость группой и ее доверие к руководителю, возможность более или менее серьезной работы с группой.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |