КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения на речевые действия
Упражнения на новый сенсорный опыт Назначение упражнений этой группы — поставить человека (подростка, юношу, девушку) в ситуацию, в которой он заведомо вынужден будет столкнуться с относительно новым для него сенсорным опытом (опытом восприятия и ощущения), причем в достаточно психологически комфортной, не опасной для него ситуации, и затем побудить его поделиться с группой своими ощущениями и переживаниями, сравнить свои впечатления с впечатлениями и ощущениями других членов группы после получения от них обратной связи. Сначала создаются благоприятные условия, чтобы участник тренинга более или менее произвольно, осознанно и добровольно совершил некоторое действие, связанное с новым сенсорным опытом (или по отношению к участнику были бы совершены действия, которые дадут ему новый опыт). Затем ему дается возможность в максимально свободной атмосфере и форме рассказать, что он чувствовал (ощущал, переживал, видел, слышал, вообще что происходило) и получить обратную связь по поводу своих переживаний от других, хотя бы в форме рассказа об их опыте в такой же ситуации. Этот принцип лежит в основе практически всех упражнений психологического тренинга. В данной группе упражнений он может быть наиболее выразителен и к тому же связан именно с новыми сенсорными ощущениями. Поскольку больше всего ощущений нам дает зрение, общим моментом большинства упражнений этого типа является выключение зрения. Глаза или завязывают, или закрывают. Вторым принципом конструирования упражнений этого типа является поиск модальностей, которые обычно находятся на периферии ориентировки человека в мире, и подбор упражнений именно на эти модальности. Речь идет о тактильных ощущениях, о запаховом анализаторе, о вестибулярном аппарате и ощущениях и пр. Упражнения на «границы психологических пространств» К этой группе игр-упражнений относятся задания на демонстрацию психологических пространств и на манипуляцию с психологическими пространствами. Демонстрационные упражнения призваны показать, что такое, например, зона психологического комфорта, существующая у каждого человека, и проявляющаяся в его поведении, в частности при беседах с людьми своего и противоположного пола. Игры-манипуляции с психологическими пространствами направлены прежде всего на тренировку реакций человека при проникновении в эти зоны комфорта или их деформации. Остановимся более подробно только на второй группе игр. Этот тип упражнений — один из самых обширных. Большинство упражнений этого типа заимствованы из тренинга общения. Однако мы даем несколько другую интерпретацию содержанию этих упражнений и по-другому используем их в тренинге. Вот в чем заключается наше видение этих упражнений. Отечественная психология деятельности выделяет четыре типа человеческих действий (П.Я.Гальперин). Различение этих четырех типов происходит на основании анализа структуры действия. Обычно в структуре действия выделяют ориентировочную, исполнив тельную и контрольную часть. Не вдаваясь в подробности, можем сказать, что важнейшей частью действия является его исполнительная часть. Именно она ответственна за реальное преобразование исходного материала в продукт. Данное преобразование и составляет предмет действия. Анализ человеческих действий привел к удивительному открытию: существует всего четыре типа предметного материала, с которым имеет дело человеческое действие. Именно эти четыре типа предметного материала и конституируют четыре типа человеческих действий. Это действия физические, перцептивные, умственные и речевые. Физические действия имеют дело с материальными телами. Одним из таких тел является наше собственное тело. Но чаще имеются в виду другие материальные тела: стакан, камень, стол или ложка и т.п. Перцептивные действия имеют дело с образами. Эти действия пронизывают всю нашу деятельность. Часто они несут ориентировочную функцию по отношению к другим действиям. Но оперирование образами — зрительными, слуховыми, тактильными — достаточно очевидный и самостоятельный вид человеческих действий. Умственные действия имеют своим предметом понятия. Уделом умственного действия является его полная по возможности интериоризация — и исполнительная, и ориентировочная части умственного действия в ходе его освоения интериоризуются, уходят в умственный план. Именно поэтому эти действия и называют умственными. Средством интериоризации умственного действия является речь. Поэтому для формирования умственных действий характерно прохождение действием нескольких так называемых речевых этапов. Но что же такое речевое действие? Это ни в коем случае не есть речевая форма умственного действия — умственное действие в любой форме, в громкоречевой или даже в исходной, часто материальной или материализованной форме, это умственное действие. Речевое действие не есть и речевое описание материального действия, например, описание в речи, как я подхожу к столу, беру стакан, наливаю в него воду из графина, подношу стакан с водой ко рту... (пример П.Я.Гальперина). Описание действия не есть само действие — как бы вы ни описывали стакан и графин, напиться, не сделав это реально, а на словах, вы не сможете! Есть ли другой тип предметности человеческого действия, кроме материальных тел, образов и понятий? П.Я.Гальперин считал, что есть. Это человеческое поведение, свое или чужое. Речевые действия имеют своим предметом человеческое поведение. Простейшие примеры речевых действий абсолютно понятны. «Рота! Смирно!» — говорит командир при виде старшего командира. И 150 солдат встают особым, соответствующим команде способом. «Иванов, к доске», — говорит учитель, и Иванов безропотно плетется к доске. Итак, выделяя особый тип упражнений в тренинге личностного роста — упражнения на речевые действия, мы имеем в виду прежде всего речевые действия по Гальперину. Но есть и другой ориентир: психолингвистическая концепция речевых актов Серля — Остина, согласно которой речевой акт есть действие, которое нельзя «сделать» иначе, чем в речи, иначе, чем в высказывании. Дж. Остин и Дж. Серль выделяют несколько типов и подтипов речевых актов. Не будем их перечислять, просто приведем примеры. Первый пример: «Назовем девочку Анна-Мария!» — говорят счастливые молодые родители. И нельзя это (дать девочке имя) сделать иначе, чем в высказывании, будет ли оно устным или же письменным. Второй пример: «Я верю вам!» — говорит человек другому человеку, и этим, несомненно, нечто определенное меняет в другом человеке, в его поведении, в их отношениях. Никак иначе, как только сказав об этом, нельзя довести до сведения другого человека, что мы верим ему. То же самое касается таких понятий, как «надеяться», «любить» и т.п. Речевой акт — это и есть речевое действие. Остин и Серль разработали более подробную и глубокую теорию речевых актов, чем это разрабатывал Гальперин. Эти две теории — теоретико-деятельностная Гальперина и психолингвистическая Остина и Серля — и будут для нас ориентирами при знакомстве с данным типом тренинговых упражнений. Необходимо различать следующие подтипы упражнений на речевые действия: а) упражнения на «формальные» высказывания, типа поздравлений, тостов, речевое оформление вручения подарков и пр. (т.е. на речевой этикет); б) упражнения на комплименты и обвинения; в) речевые ассоциации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |