Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максиминные и минимаксные стратегии. Нижняя и верхняя цены игры в чистых стратегия

Тема 3. Антагонистические игры

Рассмотрим матричную - игру с игроками А и В, в которой игрок А обладает чистыми стратегиями , а игрок В - чистыми стратегиями . Значения функции выигрыша игрока А обозначим через , т. е. .

Поскольку всевозможные действия игроков в матричной игре описываются множеством возможных стратегий, то задача состоит в выборе такой стратегии, которая способствует достижению поставленной цели - максимизации выигрыша для игрока А или минимизации проигрыша для игрока В. Итак, перед игроком А стоит задача выбора чистой стратегии из множества , эффективной в определенном смысле, в результате применения которой он получит максимально возможный гарантированный выигрыш. Если игрок А выбрал стратегию , то его выигрышем может быть один из выигрышей

, (3.1)

расположенных в –й строке матрицы (3.1), в зависимости от выбранной игроком В стратегии. Предполагая поведение игрока А крайне осмотрительным, необходимо считать, что игрок В сыграет наилучшим для себя образом и на выбор игроком А стратегии выберет ту стратегию , при которой выигрыш игрока А окажется минимальным. Обозначим минимальный среди выигрышей (5.1) через :

(3.2)

и назовем его показателем эффективности стратегии А,. Продолжая действовать разумно, игрок А должен выбрать ту стратегию, которая максимизирует показатель эффективности, т.е. для которой число максимально. Если обозначить это максимальное число через

, (3.3)

то по формуле (5.2)

. (3.4)

Описанный принцип (3.3) или (3.4) выбора эффективной стратегии игроком А называется макашштым принципом, а выигрыш - максимином. Стратегия , соответствующая максимину , называется максминной стратегией игрока А. Множество всех (чистых) максиминных стратегий игрока А обозначим через .

Аналогично вводится критерий оценки выигрышей для игрока В. Как игрок В предполагает, что игрок А играет наилучшим для себя образом, то выигрышем игрока А будет максимальное из чисел (5.7); обозначим его через :

(3.5)

и назовем показателем неэффективности стратегии . Таким образом, для любой стратегии игрока В наибольший его проигрыш равен. В интересах игрока В - выбрать стратегию с минимальным показателем неэффективности. Наименьшее из чисел (3.5) обозначим :

(5.9)

Отсюда в силу формулы (3.5) получим для выражение:

(3.6)

Выбор игроком В стратегии с наименьшим показателем оправдывает то, что он назван показателем неэффективности.

Критерий (3.6) выбора эффективной стратегии для игрока В называется минимаксным принципом, а выигрыш называется минимаксом. Стратегия , для которой

(3.7)

называется минимаксной стратегией игрока В. Множество всех (чистых) минимаксных стратегий игрока В обозначим через

Величину называют верхней ценой игры.

Для нахождения нижней и верхней цен игры удобно матрицу игры (4.1) увеличить в размерах, приписав -й столбец показателей эффективности стратегий игрока А и -ю строку показателей неэффективности , стратегий игрока В, В результате получим следующую матрицу:

А= Ai (3.8)
...
   

Теорема 5.1. Для элементов матрицы (3.8) имеют место неравенства

и, следовательно, нижняя цена игры не больше ее верхней цены в чистых стратегиях:

(3.9)

Пример 5.1. Найти нижнюю и верхнюю цены игры, а также макси- минные стратегии игрока А и минимаксные стратегии игрока В в условиях примера 4.2 при денежным единицам.

Решение. Определяя показатели эффективности стратегий и неэффективности стратегий , мы из матрицы (4.2) получим матрицу

-3     -3
  -2   -2
    -2 -2
      -2

из которой видно, что нижняя цена игры , а верхняя цена игры. Так как , то стратегии и игрока А являются максиминными: . Аналогично, из равенств вытекает, что каждая из стратегий игрока В является минимаксной: .

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Математические модели игр | Тема 4. Решение антагонистической игры с седловой точкой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.