КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Решение антагонистической игры с седловой точкой
Рассмотрим проблему выбора игроками эффективных стратегий в антагонистической игре с несколько иных позиций. Для лучшего обозрения сведем рассмотренные действия игроков A и В в соответствующие таблицы. Действия игрока А Действия игрока В
Из этих таблиц видно, что после первых ходов игроков А и В сложилась ситуация , которая устраивает игрока В (он получает максимальный выигрыш), но не устраивает игрока А (он получает минимальный "выигрыш" ). Поэтому игрок А своим вторым ходом, меняя стратегию на , приводит игру к ситуации , которую уже не приемлет игрок В. Игрок В заменяет стратегию на и исходом игры становится ситуация и т. д. Смена ситуаций выглядит следующим образом: Таким образом, ситуации, складывающиеся после очередных ходов игроков, являются неустойчивыми. Однако свойство неустойчивости ситуаций присуще не каждой игре. В этом можно убедиться на следующем примере.
В данном случае максиминной стратегией игрока А является стратегия , а минимаксной стратегией игрока В - стратегия . Если игрок А придерживается своей максиминной стратегии , то игрок В должен выбрать свою минимаксную с тем, чтобы выигрыш игрока А (или, что то же, проигрыш игрока В) был минимальным (во 2-й строке матрицы (4.1)). На это игрок А должен ответить выбором опять же стратегии, чтобы получить максимальный (в 3-м столбце) выигрыш . Ответным ходом игрок В опять выбирает стратегию и т. д. Таким образом, если игроки А и В придерживаются своих максиминной и минимаксной стратегий соответственно, то ни один из них не может увеличить свой выигрыш, отступая от своей стратегии. Ситуация (А2, В3) является в дайной игре устойчивой. Нижняя и верхняя цены игры совпадают: Пример показывает, что существуют игры, нижняя цена которых равна верхней, т.е., и в которых ситуации минимаксных стратегий обладают свойством устойчивости. В основе теоретического анализа таких игр лежит ряд понятий. Приведем соответствующие определения. Пусть имеем -игру, игроки А и В которой обладают соответственно следующими множествами чистых стратегий: . Пусть матрица этой игры имеет вид (5.12). Ситуация (сложившаяся в результате выбора игроками А и В соответственно стратегий,) называется удовлетворительной (приемлемой, допустимой) для игрока А, если (4.2) и у довлетворительной для игрока В, если (4.3) Ситуация называется равновесной, или ситуацией равновесия, или устойчивой, или седловой, точкой игры, если она удовлетворительна для каждого из игроков А и В, т.е. если выполняются неравенства (4.2) и (4.3): Выигрыш , соответствующий ситуации равновесия , называют седловой точкой матрицы игры. Таким образом, элемент , являющийся седловой точкой матрицы игры, является минимальным в своей -й строке и максимальным в своем -м столбце. Игра, матрица которой содержит хотя бы один такой элемент, называется игрой с седловой точкой. Теорема 6.5. Для того чтобы существовала цена игры в чистых стратегиях, т.е. для того чтобы нижняя цена игры равнялась верхней цене игры , необходимо и достаточно существование у матрицы этой игры седловой точки. Соотношения между множествами оптимальных стратегий каждого игрока, с одной стороны, и множествами максиминных стратегий игрока А и минимаксных стратегий игрока В, с другой стороны, устанавливается следующей теоремой. Теорема 6.6. Справедливы следующие утверждения. 1. Каждая оптимальная стратегия игрока А является его максиминной стратегией, а каждая оптимальная стратегия игрока В является его минимаксной стратегией. 2. В игре без седловых точек ни одна из максиминных и минимаксных стратегий не является оптимальной, поскольку в этой игре вообще нет оптимальных стратегий.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |