Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные экскурсии по физике




До начала 90-х годов учебные экскурсии были обязательной составляющей учебной программы по физике. В настоящее время нет жестких требований к проведению учебных экскурсий. В условиях современной школы учебные экскурсии по физике могут носить культурологическую, эстетическую и нравственно-этическую направленность.

Основы организации экскурсий должны отражать учебную направленность. Организация и проведение экскурсии включают 4 основных этапа: 1) планирование экскурсии; 2) непосредственная подготовка; 3) проведение экскурсии; 4) подведение итогов экскурсии.

Экскурсия, как и любая другая форма учебной деятельности должна быть органично включена в учебный процесс.

Лекция 11

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ

 

Факультативные занятия были введены в практику работы школ в 1966 г. для углубления знаний учащихся по предметам, а также для развития способностей и интересов учащихся. Их введение было связано с осознанием необходимости осуществления дифференцированного подхода к учащимся, решения задачи развития их склонностей, способностей и интересов. В то время факультативные занятия были единственной формой дифференцированного обучения.

Факультативные занятия организуются на добровольной основе, исходя из своих интересов и способностей к тому или другому предмету.

Значение факультативных занятий:

- позволяют развивать склонности и способности учащихся, давая им соответствующую интеллектуальную нагрузку;

- удовлетворять интересы учащихся;

- повышать качество подготовки учащихся к продолжению образования;

- развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность;

- знакомить учащихся с современными достижениями науки и техники;

- формировать общеучебные умения: готовить доклады и представлять их, выполнять рефераты, работать в группе, работать с информацией;

- способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Разработана система факультативных курсов. Она содержит три группы:

Курсы повышенного уровня. Тесно связаны с основным курсом физики. Основная цель – углубить знания, полученные на уроке. Курсы сочетают теоретическую и экспериментальную подготовку учащихся.

Курсы прикладной физики. Цель – познакомить учащихся с важнейшими путями и методами использования достижений физической науки на практике и развить их интерес к современной технике и технологии. Курсы включают изучение физических основ главных направлений научно-технического прогресса, методы измерений и проведения физико-технических исследований, овладение методами физико-технического моделирования и конструирования.

Спецкурсы. Более глубоко изучают разделы физики и астрономии, играющие важную роль в формировании у учащихся научного мировоззрения. Цель – компенсировать отсутствие некоторых важных тем в программе основного курса. К спецкурсам относятся и межпредметные факультативы, задачей которых является интеграция знаний о природе и обществе, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных предметов.

Факультативные курсы изучаются одного года. В особом случае – 2-3 года. Тогда программа каждого года должна быть автономна, т.к. ученики могут начинать заниматься в факультативе в любом году.

Минимальная наполняемость группы – 10 человек.

Содержание факультативных курсов по физике.

Факультативные занятия проводятся по специальным программам, утвержденным Министерством образования. Учителю также дано право работать по собственной программа, которая должна быть утверждена школой.

Основные принципы отбора содержания факультативных курсов по физике:

- связь факультатива с основным курсом;

- отражение в содержании факультативных курсов фундаментальных физических законов и принципов;

- осуществление межпредметных связей;

- реализация принципа политехнизма.

К курсам повышенного уровня относятся:

«Тепловые, электрические и световые явления (8 класс),

«Факультативный курс физики. 9 класс» (Механика),

«Факультативный курс физики. 10 класс» (Молекулярная физика, Электродинамика),

«Факультативный курс физики. 11 класс» (Электродинамика-продолжение, Колебания, Волны, Кванты).

Курс 8 класса

Позволяет дополнить и углубить знания учащихся о тепловых, электрических и световых явлениях.

Рассматриваются опыты по определению размеров, масс, скоростей молекул, числа молекул в единице объема.

На основании молекулярно-кинетической теории строения вещества объясняются капиллярные явления.

Изучается тепловое расширение и его учет в технике.

Большую образовательную ценность имеет тема «Физика атмосферы», в которой интегрируются знания по физике и географии.

В темах «Электрически ток» и «Электромагнитные явления» изучают в основном прикладные вопросы: электролиз и его применение, электроизмерительные приборы, электромагнитное реле, получение переменного тока, трансформатор.

Тема «Оптика» изучает: элементы фотометрии, законы преломления света, формула линзы, инерция зрения, разложение белого света в спектр.

Курс 9 класса

Цель – углубить знания по механике, познакомить с практическими способами измерения расстояний и времени, с пространственными и временными масштабами природных явлений.

В кинематике внимание уделяется графическому представлению движения, обсуждению границ применимости классического закона сложения скоростей, предельности и инвариантности скорости света.

В динамике изучается движение тел в неинерциальных системах отсчета, рассматриваются центробежные механизмы.

Новой является тема «Вращательное движение твердых тел», которой вводятся кинематические и динамические характеристики вращательного движения, понятие момента инерции и записывается уравнение вращательного движения. Новой является тема «Статика», в которой рассматривается принцип минимума потенциальной энергии.

Курс 10 класса

Начинается с темы «Строение и превращение вещества», при изучении которой уделяется внимание формированию у учащихся статистических представлений. В частности, о распределении как способе задания состояния, изучается распределение Максвелла. Обращается внимание на обсуждение границ применимости моделей молекулярной физики.

От модели идеального газа переходят к модели реального газа, от модели идеального кристалла к модели реального кристалла с дефектами.

Показывают применимость термодинамического метода для решения теоретических и практических задач молекулярной физики.

В теме «Термодинамика» более глубоко изучаются понятие те­плоемкости, в частности, рассматривается зависимость теплоем­кости газов от процесса изменения его состояния; понятие необ­ратимости; второй закон термодинамики и его статистический смысл, принципы работы тепловых двигателей.

Тема «Электродинамика» включает такие вопросы, как теоре­ма Остроградского-Гаусса, электреты и сегнетоэлектрики, пьезо­электрический эффект, применение полупроводниковых прибо­ров, в том числе в ЭВМ. Большое внимание в теме уделяется ме­тодам измерения электрических величин (силы тока и напряже­ния), магнитных величин.

Курс 11 класса

Углубление и расширение знаний по электродинамике осуществляется при изучении элек­тромагнитных колебаний за счет знакомства учащихся с негармо­ническими колебаниями и формирования понятия о спектре не­гармонического колебания и гармоническом анализе периодиче­ских процессов. Задача политехнического образования решается путем знакомства учащихся с получением трехфазного тока, с асинхронным двигателем трехфазного тока и системой передачи трехфазной электроэнергии.

При изучении волновых свойств света дается представление о зонах Френеля и принципе Гюйгенса-Френеля. В теме «Кванты» расширяется материал, относящийся к доказательствам сущест­вования фотона и к доказательствам корпускулярно-волновых свойств материи. Изучаются волновые свойства электронов и со­отношение неопределенностей.

Все курсы повышенного уровня обеспечены соответствующими учебниками и методическими рекомендациями по их проведению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.