Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные организации, их свойства, признаки и типы




Возникновение и развитие социальных институтов. Процесс институционализации

Социальные роли, их содержание и ролевое поведение

Социальный статус и социальная роль – две стороны одного и того же явления. Статус – это структурная ячейка общества, а роль – его динамический аспект. Другими словами, статус описывает общество в неподвижности, т.е. раскрывает статическую картину мира, а роль описывает общество в движении, т.е. раскрывает динамическую картину мира. Если статус – это позиция в обществе, то роль – модель поведения в соответствии с этой позицией. Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. «Индивиду социально предписан определенный статус, и он занимает его по отношению к другим статусам. Когда он принимает права и обязанности, конституирующие статус, и приводит их в действие, он выполняет роль». Данное Р. Линтоном определение роли признано классическим.

Социальная роль – это нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие социальной роли относится, таким образом, к таким ситуациям, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Отсюда известное определение социальной как роли как совокупности ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. «мест» в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый «социальный заказ», т.е. реализовать предписываемую функцию. Мы занимаем статус, но играем роль. Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую. облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификациис ролью.

Питер Бергер в своей книге «Приглашение в социологию» (1963) пишет: «Человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли. Человеческая персона также предстает теперь в драматическом контексте, в полном соответствии с театральной этимологией. Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями. Ранг индивидуальной личности-персоны измеряется числом ролей, которые она умеет играть. Теперь персональная биография предстает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет» [36].

К этому можно добавить слова В.Шекспира: «Весь мир – театр, все люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль». И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все – сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую.

Преподаватель – одновременно и статус и роль

Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. «Личностная окраска», проявляющаяся в индивидуальном исполнении человеком социальной роли, зависит прежде всего от его знания и умения находиться в данной социальной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям (экспектациям) окружающих. Здесь важен также эффект группового межличностного взаимодействия, в частности, степень идентификации личности с группой.

Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. А стержнем, объединяющим нормы и ожидания, выступают действия. Следовательно, формула содержания социальной роли выглядит так:

Роль = Действие + Норма +Ожидания

Таким образом, содержание роли составляют следующие элементы: социальные действия, социальные нормы и социальные ожидания.

Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента:

Ø описание того типа поведения, которое требуется социальным окружением от лица, выполняющего данную роль;

Ø ожидания, предписания, требования, которые предъявляются окружающими данному лицу в его роли;

Ø оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;

Ø санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные последствия в рамках требований к данной социальной роли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.).

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

· регулируют общий ход социализации;

· интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

· контролируют отклоняющееся поведение;

· служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

В зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях:

1) должное (обязательное);

2) желательное;

3) возможное поведение.

 

Согласно П. Бергеру, «роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем dramatis personal. Следовательно, актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет, как запланировано.

Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Тем не менее, если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, то есть, скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и «производит» его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующий ум, эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с назначением на преподавательскую должность, верующими – выполняя обряды, готовыми к бою – маршируя в строю»[37].

В социологии рассматриваются три основных типа социальных ролей:

ü представляемая роль – система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения;

ü субъективно воспринимаемая роль – совокупность тех специфических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать в соответствии с нормами других социальных статусов;

ü играемая роль – реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по отношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом.

Диапазон и количество ролей обусловливается многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность с ее потребностями, интересами, ценностями. Причем ряд социальных ролей предписаны человеку от рождения, т.е. определены его полом, возрастом, социальным происхождением и т.п., - это аскриптивные (предписанные) роли. Другие же приобретаются путем личных усилий человека, благодаря его индивидуальным качествам (занимаемая должность, например) - достижительные роли. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации детерминирован целым комплексом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной социальной роли. Роль "играется" хорошо, когда требуемые для ее выполнения характерные черты и качества воспринимаются индивидом, как личные (интернализация). Социальная роль никогда не означают абсолютной заданности шаблонов поведения, поскольку, так называемые шаблоны (или модели) корректируются конкретной деятельностью личности и меняются в соответствии с ее социальным опытом и жизненными ценностями. Вот почему любая социальная роль всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что условно можно назвать «стилем исполнения роли». Кроме социальной роли (которые стандартизированы и безличны, выступают как бы внешними по отношению к личности и строятся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто является действующим лицом) существуют и межличностные роли, в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств и предпочтений.

Формы выражения роли. Следует различать следующие явления:

· исполнение роли,

· идентификация с ролью,

· обучение (освоение) ролям.

Такие явления, как исполнение роли и построение идентификации с ней, человеком заранее не обдумываются и не планируются, они происходят почти автоматически.

Исполнение роли. Когда родители запрещают вам возвращаться домой после 11 часов вечера, заставляют делать опостылевшие уроки или напоминают, что надо вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль.

Исполнение роли – это и есть реальное поведение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сценическими и закулисными. Официант в ресторане, например, играет сценическую роль перед посетителями, но более естественно он ведет себя на кухне, где его видят повара и другие официанты. Человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.

Принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Вступление в должность профессора и студента происходит добровольно, принятие на себя роли мусорщика происходит в значительной степени под давлением обстоятельств, когда устроить свою судьбу на рынке труда наилучшим способом не удается. Это пример скорее добровольно-принудительного принятия роли, поскольку оно происходит с известного согласия самого человека. Принудительные роли – у заключенного, брошенного любовника, сына и др.

Попеременное исполнение разных ролей в течение одного дня, которое часто происходит с нами, напоминает переодевания и выход на сцену актеров. Быстро перевоплотившись в новый облик, он мгновенно меняет репертуар роли в зависимости от конкретной ситуации. П. Бергер пишет: «В кругу друзей можно исполнять роль искусного raconteur (рассказчика), а на работе – волевого руководителя. Учтивость с гостями может обратиться ловкостью в политике, а твердость в бизнесе – в строгое соблюдение правил этикета во время светской беседы» [38].

Идентификация с ролью. За каждой социальной ролью, по мнению П. Бергера, закреплена определенная идентичность, т.е. отождествление исполнителя со своей ролью. В некоторых случаях идентичность эпизодична, в частности, у сборщика мусора, который легко переквалифицируется, скажем, в сторожа или водителя грузовика. Однако священнослужителю сложнее перейти в офицеры, но легко – в профессора университета. Крайне трудно сменить роль негра на роль белого и почти невозможно – роль мужчины на роль женщины. Идентификация может проявляться в простом заявлении типа «я – мужчина» или «я – русский». Разумеется, мы хорошо осознаем, что родились особью мужского пола, но быть биологическим самцом еще вовсе не значит играть ту специфическую, социально определенную роль, которая начинается с утверждения «я – мужчина». Ребенок мужского пола должен научиться быть агрессивным, честолюбивым, соревноваться с другими и отвергать «телячьи нежности».

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанцированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие предпочитают свободную одежду – свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно – сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы – члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор – не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент – ниже. Когда профессор держится со студентами на равных, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью – неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям. Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации их со своим статусом.

Понятия межстатусной дистанции и ролевой идентификации тесно связаны с другим – ролевой дистанции. Понятие «ролевой дистанции» можно трактовать достаточно широко, применительно ко всем ситуациям, когда роль намеренно играют, не принимая ее внутреннюю дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью[39].

Общество наделяет индивидов идентичностью, оно поддерживает ее и трансформирует. Общество создало сотни ритуальных актов, подкрепляющих вступление в новые статус и роль, например, инаугурация и инициация, крушение и посвящение в новую должность, прохождение «прописки» в тюрьме. П. Бергер пишет: «То, что антропологи называют обрядом перехода, включает в себя отречение от старой идентичности (скажем, от детства) и инициацию в новую (взрослую) жизнь. Современные общества практикуют более мягкие обряды перехода, как, например, институт помолвки, когда индивида по общему сговору всех заинтересованных лиц бережно ведут к порогу, отделяющему холостяцкую свободу от неволи брака» [40].

 

Обучение ролям. Обучение роли и освоение роли – во многом сходные процессы. Оба они входят в более широкое понятие социализации.

Нормы усваиваются, а роли осваиваются на практике. Освоение – это совокупность практических действий. Роль – динамическая характеристика статуса, или модель поведения. Когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения. Поэтому социализацией называют продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей.

Как мы обучаемся социальным ролям? Играя в игры, дети обучаются прежде всего командному поведению. Для социологов эти игры очень важны, они помогают детям понять, каким видят мир другие люди, мнение которых надо учитывать, если мы хотим, чтобы наше поведение считалось ими нормальным. Например, когда группа детей играет в футбол, каждый игрок должен знать, что должен делать его напарник, и в результате этого лучше осмыслить свою собственную роль в команде. Постепенно дети приобретают систему знаний о том, что ожидают от них другие люди и как они будут реагировать на его или ее действия. Процесс обучения подобающему поведению растягивается на всю жизнь, хотя самое ценное приобретается в первые пять лет жизни. Как правило, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. То же самое можно сказать и о расе, национальности, классовой и религиозной принадлежности.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в себя (по Т. Парсонсу), три основных компонента:

1) интернализацию, т.е. усвоение индивидом мотиваций, конкретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям;

2) предоставление обществом благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему или избираемыми им самим ролями;

3) соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Взрослые спрашивают маленьких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то же время взрослые спрашивают маленьких девочек, откуда у них такое хорошенькое платьице. Несмотря на свой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то время как девочки поглощены привлечением к себе мужчин.

Необходимо четко представлять себе:

v социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

v социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

v социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.

Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Другое название – ролевая система. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разные отношения со студентами – формальные и неформальные. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений: ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета – другие, с редакторами журналов, студентами – третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» используется здесь как динамическая характеристика – в значении «вступать в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак: параллельно понятию статусного набора применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.

 

Ролевое напряжение и ролевой конфликт. В процессе осуществления свойственных человеку ролей последний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Р.Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Ролевое поведение - это своеобразное единство, взаимопроникновение социального и индивидуального исполнителя, которое можно представить как функцию двух переменных: первая (социальная роль) «отвечает» за предзаданность поведения, а вторая (особенности личности) обеспечивает преемственность его. Последняя обозначается как «Я». Соотношение данных детерминант в крайних своих проявлениях выглядит следующим образом: 1) либо они включаются более или менее полно друг в друга, 2) либо отделены друг от друга, противостоят одна другой. Вторая ситуация ведет к внутриличностному конфликту, суть которого в том, что разные люди по-разному представляют себе одну и ту же роль. Наряду с внутриличностными существуют и межролевые конфликты, обусловленные далеко не идентичными, а подчас и противоречивыми, требованиями, предъявляемыми к исполнению той или иной роли в социальных группах различной специфики и направленности. Указывая на конкретную социальную роль, мы относим человека к определенной социальной группе.

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигнуть желаемых статусов в группе или обществе с одинаковыми легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида.

 

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Понятие, структура и функции социальных институтов.

2. Возникновение и развитие социальных институтов. Процесс институционализации.

3. Социальные организации, их свойства, признаки и типы.

 

1. Понятие, структура и функции социальных институтов

Взаимодействия как тип социальных связей выступают в различных формах. Но особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровья или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях или дружбе - все эти явления, составляющие реальный каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели характер социальных институтов (от латинского iustitutum - установление, учреждение), гарантирующих от случайности, спорадичности и имеющих устойчивый, самовозобновляющийся характер. Институциональное в обществе противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному, случайному.

Институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальные институты – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Под социальным институтом будем понимать комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и, с другой стороны, социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции (взаимодействия) для удовлетворения этой потребности[41]. Социальные институты выступают как относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э.Дюркгейм называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Макс Вебер, вслед за ним, социальный институт определял как «фабрики по производству и воспроизводству социальных связей». Он выделил две характерные особенности социального института: во-первых, социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных – профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков и умений и т.п. Во-вторых, наличие в социальном институте рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение. Социальный институт строится на определенной организационной структуре (но при этом не отождествляется с ней), регулируется с помощью норм, предписаний и требований общества, создается людьми для удовлетворения общей потребности. Институты невозможно ощутить физически, это "своеобразные конструкции, невидимые механизмы, созданные человеческим сознанием" в отличие от конкретных учреждений.

Социологи (например, Питер Бергер) вывели целый ряд базовых социальных характеристик социальных институтов, которыми они должны обладать.

1. Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности - даже деревьями, столами и телефонами, - каждая из которых находится вне индивида. Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится и к институту.

2. Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это в несколько иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и дано ему в его ощущениях.

3. Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против своего желания, осознанно или неосознанно, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.

4. Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию - то есть они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

5. Институты обладают качеством историчности. Институты - это не просто факты, но исторические факты; они имею т историю. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долго времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого[42].

Более углубленное представление о социальном институте может дать анализ его строения. Рассматривая социальные институты, большинство социологов признают системный характер его строения. Например, К. Панунзио считает, что каждый социальный институт, являясь системой, состоит из четырех подсистем: 1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т.п.); 2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т.п.); 3) подсистемы обычаев и правил жизни и нравов (брачная церемония, обязательная школьная посещаемость, выборная компания и т.п.); 4) подсистемы идей, вер, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т.п.). Я. Щепаньский к составным элементам строения социального института относит: цель, функции, учреждения и средства достижения цели, социальные санкции[43].

Детализируя, можно сказать, что социальные институты обладают следующими признаками:

1. Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности.

2. Наличие определенных функций, обеспечивающих достижение поставленной цели (целей) и четкое распределение прав и обязанностей участников социального взаимодействия.

3. Разделение труда и профессионализация выполнения функций, обусловленные выполнением определенного круга обязанностей.

4. Особый тип регламентации (обезличенность требований, деиндивидуализированность).

5. Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.

6. Более четкий, нередко более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции (четко фиксированные, однозначно толкуемые образцы поведения – нормы; социальный контроль, санкции, стимулирующие желательное поведение и препятствующие нежелательному).

7. Особый тип регулирования взаимоотношений, система определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института.

8. Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляющая управление, контроль за его деятельностью.

Общая черта всех уровней институтов – выполняемые функции, т.е. та польза, которую они приносят обществу. К их числу относятся:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2) функция адаптации, обеспечивающая приспособляемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды (как природной, так и социокультурной);

3) регулятивная функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям и ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

4) интегративная функция, обеспечивающая взаимозависимость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов, социальных групп и организаций;

5) транслирующая функция обеспечивает передачу знаний, умений и навыков, социально значимого опыта от поколения к поколению, от одного социального института к другому;

6) социализирующая функция, играющая решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, реализации ею своего социального статуса;

7) коммуникативная функция, обеспечивающая распространение и освоение социально значимых знаний и опыта не только в пределах данного института (например, науки), но и во всех сферах общества, во всех социальных группах, организациях и институтах.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они закрепляются в системе статусов и ролей. Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, то можно говорить о дисфункции. Функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Так, функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией.

Латентные функции – это «не свои» функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации – воспитывает законопослушных граждан). Латентные (неявные) функции, если они скрыты от глаз, не заявляются. Например, к явным функциям школы относятся приобретение грамотности, аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Неявными же функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников школы в момент их вступления на рынок труда.

Классификация институтов. С социологической точки зрения следует выделить четыре основные группы социальных институтов: социальные институты сфер материального и духовного производства, политической и бытовой сфер. Отраслевой принцип позволяет детальнее исследовать социальные институты данной отрасли, призванные обеспечить организацию и регулирование социальных действий и социальных связей в процессах ее функционирования и развития.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

 

Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.

Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Термин «организация» употребляется в нескольких значения. Его употребляют, когда говорят 1) об организованной, определенным образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внутренней упорядоченности, согласованности части единого целого (например, деятельность одного из цехов одного завода); 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третьей значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.

Организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координирующих действий. Характерной особенностью таких развитых организаций является наличие в них специализированного персонала, прошедшего соответствующую подготовку и выполняющего функцию управления"[44]

Выделяются такие характерные черты социальной организации, как:

целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация на функциональной основе;

построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем;

наличие специфических средств реагирования и контроля за деятельностью организации, прежде всего, через создаваемые управляющей подсистемой институты и нормы; целостность социальной системы.

Требования организации к индивидам состоят в следующем:

1) активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;

2) требования к индивидам формулируются безотносительно к их личностным особенностям, т.е. как безличностные (университете, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);

3) требования предъявляются к индивидам как к членам определенной социальной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.п.).

Требования со стороны индивида к организации таковы:

1) обеспечение устойчивости социального положения данного индивида;

2) возможность самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации (члена партии, религиозной общины, футбольного клуба и т.д.);

3) обеспечение условий (социальных, бытовых и т.д.).

От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих требований зависит устойчивость данной организации, динамика и эффективность ее деятельности.

 

Развитие теории организации началось с разработки принципов формальных структур. Теоретическую основу заложил М.Вебер своей теорией бюрократии. Бюрократия, согласно М.Веберу,- "идеальный тип" организации. Новейшее время (с XVII в.) характеризуется возрастанием рационализма в общественной жизни и поведении людей в Европе и Северной Америке. Бюрократия, по мнению М.Вебера, - наиболее разумный и эффективный тип организации их деятельности. Основные черты идеальной бюрократии:

- рациональность цели;

- рационализация структуры и статусов;

- рационализация прав и обязанностей всех членов организации;

- рационализация способов достижения цели организации. С 40-х годов ХХ века и до наших дней продолжается ренессанс идей Вебера.

Ф. Тейлор (направление – тейлоризм, начало 90-х годов XIX в., США) исходил из следующих принципов:

- каждый работник - существо разумное и эгоистичное;

- все производственные процессы могут быть разбиты на элементарные операции и организованы по принципу оптимальной их последовательности;

- для повышения эффективности труда необходимо разработать инструкции, в которых обобщается опыт лучшей работы;

- оплата труда должна осуществляться строго пропорционально количеству выполненных операций.

Тейлоризм положил начало направлению НОТ (научная организация труда). В 20-е годы ХХ века возникло направление научного управления организацией (А.Файоль - Франция). Организация рассматривается как безличный механизм, в котором преобладают формально-рациональные отношения. Были выделены 11 принципов идеальной организации: специализация подразделений, иерархичность, дисциплина, ответственность (и т.д.). Направление не учитывало человеческих отношений в коллективе. Эти два направления в целом опирались на идеи, близкие к идеям М.Вебера.

В конце 20-х годов специалисты по управлению, в первую очередь в США, обнаружили, что учет одних только формальных аспектов организации не дает необходимого эффекта. Было установлено, что оптимизация межличностных отношений в формальных организациях, приведение в соответствие формальной и неформальной структуры трудового коллектива, повышение сплоченности групп, могут стать существенным фактором роста производительности труда.

Большинство социальных групп современного общества обладают формальной и неформальной структурой, то есть в них существует как бы двойная система социальных ролей. Соотношение формальных и неформальных структур оказывает решающее воздействие на эффективность функционирования группы.

Впервые этот эффект был обнаружен в 1924 г. в ходе исследований на предприятии "Вестерн электрик компани", расположенном в пригороде Чикаго Хоторне. Первоначально задачи исследования состояли в том, чтобы выявить влияние психофизиологических факторов (освещенности, окраски стен, ритма работы) на производительность труда бригады работниц сборочного цеха. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что производительность труда у экспериментальной группы повышается независимо от изучавшихся характеристик; причина - повысившаяся сплоченность и самооценка группы, явившаяся следствием самого факта проведения эксперимента. Этот эффект был описан Элтоном Мэйо.

 

Литература

Бергер П.Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический проект, 2004.

Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация [Электронный ресурс] // Социол. исслед. 2003. N 10. С. 1 - 13.// http://www.isras.ru/index.php?page_id=204 - 02.07.2007.

Полтавская Е.И. О понятии "социальный институт" // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 68-71.

 

 

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

1. Характерные черты и типология социальных общностей

2. Социальные группы, их специфика и виды

 

1. Характерные черты и типология социальных общностей

Деятельность общественного человека преследует три цели: во-первых, удовлетворение витальных и социальных потребностей, во-вторых, передача опыта, и, в-третьих, сближение человека с человеком в коллективы. Последнее обстоятельство указывает на существование множества социальных объединений людей – групп и общностей. Объединение людей в коллективы – фундаментальная потребность человека.

Социальные общности и группы – именно такие объединения.

Термин «социальная общность» употребляется в двух значениях, и оба встречаются в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют этим термином совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Среди всего многообразия социальных общностей социальные группы занимают особое место, поскольку представляют собой микромодель структур общества, на примере которых можно изучать все многообразие социальных отношений. Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более или менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами.

Социальная общность является субъектом самостоятельного действия.

Некоторое количество людей становится социальной общностью не потому, что им приписывается предметное содержание, побуждающее к объединению, а потому, что их связь приобретает характер взаимовлияния и взаимоопределения (взаимодействия). "Обобществление" (Vergesellschaftung) и есть та форма, в какой "отдельные индивиды образуют единство", как считал Г.Зиммель.

Формальное понимание отождествляет социальную общность и общество как реальное взаимодействие между социальными группами, классами, нациями (виды социальных общностей), с другой же стороны, предполагает наличие уровня непосредственного взаимодействия и его переживания. Как следствие, анализ социальных общностей ведется по линии "общественное - частное" и "естественное - искусственное". Общественность обозначает открытость, совместимость жизнедеятельности; естественность (спонтанность) - принцип возникновения и жизнедеятельности социальной общности. Эти критерии отделяют социальную общность от сферы государственного администрирования и экономической подсистемы.

Социальные общности
Под социальными общностями имеются в виду прежде всего национальная, культурная, религиозная, историческая и государственная общности. Речь идет о социальных единствах, которые отличаются по меньшей мере тремя необходимыми признаками: основанной на взаимном доверии солидарностью; социальной связанностью; взаимностью обязательств. Такая трактовка социальной общности соответствует «soziale Gemeinschaft» Ф.Тённиса и не противоречит тому, что М. Вебер понимал под "объединением в общность" (Vergemeinschaftung), поскольку за социологическим номинализмом, как и за социологическим реализмом, следует признать относительную правоту.

 

 
 


Критерии выделения общности. Если систематизировать взгляды современных социологов по этому вопросу, то следует отметить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

3) наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

4) формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и др.;

5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности (как достаточное условие и главная характеристика зрелости ассоциации, превращение общности, по словам Гегеля, из «вещи в себе» в «вещь для себя»).

Социологи подразделяют общности на два больших класса, которые в российском обществознании всесторонне обосновал Б.А. Грушин:

• номинальные, классификационные группы, искусственно выделенные исследователем, и

• реальные, социальные группы, или собственно общности.

Анализируя эти реальные ассоциации, исследователи отмечают существенные различия между общностями:

1) фиксированными в социальной структуре общества (статусными группами – элитами, безработными и т.п., функциональными группами – шахтерами, учителями, военными, директорами и т.п., территориальными группами, социумами – конкретными городскими и сельскими сообществами) и

2) нефиксированными в социальной структуре массовидными образованиями (толпами, аудиториями средств массовой коммуникации, зарождающимися коллективными «движениями»).

Основными видами социальных общностей являются:

1) семейные;

2) профессиональные;

3) социально-стратификационные (рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п.);

4) этнонациональные (русские, белорусы, чукчи и т.п.);

5) территориальные (горожане, сельчане, псковичи);

6) вероисповедальные (христиане, православные, католики, мусульмане);

7) субкультурные (поклонники классической музыки, поп-музыки и др.);

8) политические (члены коммунистической или либерально-демократической партии и т.п.).


Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.


Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например:

v по количеству людей это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение;

v по времени продолжительности существования - временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы);

v по плотности связи - как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования ("фанаты" Пугачевой, болельщики футбольной команды "Зенит" и т.д.).

Массовая общность - аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. Массовая общность характеризуется аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью и гетерогенностью.

Б.А.Грушин отмечает, что масса может существовать в трех моделях: 1) надсоциетальный – когда масса возникает на пересечении групп данной общности и каких-то других общностей (например, данного общества и других обществ); 2) субсоциетальной – когда масса образуется в рамках данной общности (общества), захватывая все или часть выделяемых в ней групп; 3) внутригрупповой – когда масса объединяет лиц, относящихся к какой-либо одной, гомогенной (однородной) в определенном отношении группе, различаемой в составе общности (общества). Общее определение массы может быть таким: «массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования). Различают следующие виды масс: а) большие и малые, б) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные), в) сгруппированные и несгруппированные, г) контактные и неконтактные (дисперсные), д) спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые)[45].

Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса - общности массовые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие "социальная группа", "группа".

 

2. Социальные группы, их специфика и виды

Социальная группа — объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

1) Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, социальный опыт, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти кого-то из ее членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности.

2) В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем животные, удовлетворяя там свою потребность в общении и социальном признании.

3) Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческого окружения самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах. Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 - 2 раза. Так, на планете проживает более 6 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8 - 10 млрд. И все это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в нескольких группах.

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных в социологии, среди ученых нет полного согласия относительно его определения.

Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

Ø социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

Ø стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;

Ø идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе» (и осуществлением «рефлексивного мониторинга», по Э. Гидденсу);

Ø хабитуализация — то есть «опривычивание» (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Социальной группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других (Р.Мертон)[46].

Внешними отличительные признаки социальной группы являются: 1) статика существования, которая проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) определенный набор социальных норм, институционализация ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) ролевая структура с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Классификация групп

Термин «группа» является общим для всех гуманитарных наук: экономики, истории, этнографии, демографии, психологии и др.

В общественных науках используется несколько типов группировок людей.

(1) Скопление людей - это совокупность индивидов, которые в данный момент оказались поблизости друг от друга. Примером может быть совокупность людей, заполнивших данную улицу в данный момент. Их ничего не связывает, кроме того, что они оказались рядом.

(2) Статистическая группа конструируется исследователем по тому или иному признаку. Например, люди делятся на статистические группы по уровню дохода, по типу спиртных напитков, которые они потребляют, по приверженности тому или иному виду шампуня и т.д. Такая группа существует лишь в созданной исследователем таблице. Она может строиться по самым произвольным основаниям.

(3) Социальная группа. Она подразделяется на два подтипа:

(а) Группа-в-себе, или механическая группа, состоит из статусных позиций, занимающих определенную часть социального пространства, имеющих общие объективные интересы, взаимосвязанных друг с другом. Примером такой группы является социальный класс, профессиональная или отраслевая группа, возрастные слои, социально-половые группы (мужчины и женщины и т.д.). Группа-в-себе влияет на потребительское поведение индивида прежде всего через регулирование доступных ресурсов. Так, уровень доходов предопределяет платежеспособный спрос, принадлежность к городской или сельской общности формирует спектр доступного выбора товаров и т.д.

(б) Группа-для-себя, или органическая социальная группа, состоит из индивидов, осознавших общность своих интересов, сформулировавших их и самоорганизованных для их защиты. В качестве такой группы люди выступают чаще всего во время каких-либо конфликтов, например забастовок, в качестве участников движения в защиту своих прав и т.п.

(4) Лабораторные группы, в которых люди, не знающие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединяются исследователем для проведения эксперимента, т.е. предполагают обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте и в одно и то же время (например, фокус-группа, или группа испытуемых в социально-психологическом эксперименте).

(5) Реальные группы, в которых люди объединены реальными отношениями и взаимодействиями (школьный класс, футбольная команда и др.); критерием их выделения служат признаки, которые осознаются людьми в качестве реально существующих признаков:

• пол – мужчины и женщины;

• доход – богатые, бедные и зажиточные;

• национальность – русские, американцы, эвенки, турки;

• возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

• родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовые;

• профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;

• место жительства – горожане, сельские жители, земляки.

Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными: а) стратификационные - касты, сословия, классы; б) этнические - расы, нации, народы, народности, племена, кланы; в) территориальные - выходцы из одной местности (земляки), горожане, жители села.

 

С точки зрения типа связей индивидов в группе выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа состоит из членов, которые связаны личностными отношениями, знают друг друга и взаимодействуют лицо к лицу. Примером такой группы является семья, малые трудовые коллективы (бригады, студенческие группы, отделы и т.д.). Вторичная группа состоит из индивидов, отношения между которыми носят безличностный и формализованный характер.

Группы различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются формальные и неформальные группы. Формальные группы состоят из статусных позиций и занимающих их людей, имеют жесткую структурную организацию с формальным определением статуса каждой позиции. Примером такой группы являются разного рода организации: банки, предприятия, политические партии, профсоюзы и т.п. Неформальные группы - это чаще всего первичные группы, для которых характерна нечеткая структура, отсутствие формализации статусов. К таким группам относятся семьи, компании приятелей, соседи и т.п. Первичные неформальные группы имеют наиболее сильное воздействие на поведение потребителя. Вторичные неформальные группы могут включать людей, имеющих один и тот же стиль жизни, например любителей зимних лыж или отдыха на морских курортах. Неформальные вторичные группы чаще всего выбираются в качестве объектов воздействия рекламы.

Наряду с указанными социологи выделяют и квазигруппы, которые образуются из случайно оказавшихся вместе, не связанных реальными взаимодействиями людей. Квазигруппа - бесструктурное, неорганизованное скопление людей, которое при определенных условиях может превратиться в группу. Виды квазигрупп:

Аудитория – социальная общность людей, объединенных взаимодействием с индивидом(и), владеющими информацией; это набор людей (например, очередь на автобус), не имеющих общего чувства единства;

Толпа – совокупность объединенных в физическом пространстве индивидов, ощущающих себя как одно целое на уровне подсознания (митинги, демонстрации Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, лишенных ясно осознаваемой общности цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания. Поведение индивидуумов в толпе характеризуется усилением внушаемости, подражательности, эмоциональности и социально-психологического заражения. По характеру поведения различают случайные, экспрессивные, конвенциональные и активные толпы.);

Круги общения – социальные общности, создаваемые людьми с целью обмена информацией (кружок изучения японского языка, посиделки пенсионеров перед подъездами).

Воздействие группы на поведение индивидов. Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные - мундиры, панки - яркий, фантастический наряд, построенный, тем не менее, по определенным правилам.

Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают определенные обязательства, дают определенные права. Есть такое выражение "статус обязывает". Стиль поведения, одежда женщины в роли молодой жены, матери, бабушки или руководителя фирмы могут очень существенно различаться, поскольку занимаемая статусная позиция диктует стиль.

Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации или ресоциализации. На протяжении всего пребывания в группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, "как прилично члену данной группы". Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного свободного выбора.

Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского поведения. Власть - это способность принимать решения, обязательные для выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм.

Власть вознаграждения - это способность оказывать влияние на поведение другого посредством обещаемого или молча предполагаемого вознаграждения за подчинение требованиям, то есть посредством позитивных санкций.

Иначе говоря, г-н Н. молча повинуется указаниям, рекомендациям или пожеланиям м-ра У, если знает, что это подчинение его власти может быть вознаграждено.

Вознаграждение имеет место в форме и денежной премии, и подарка, и продвижения по службе, и молчаливого одобрения или восхищения. Власть вознаграждения - это власть "пряника". Следование нормам группы повышает статус индивида, дает ему больше уважения, признания, что стимулирует его еще более тщательно следовать групповым нормам.

Власть принуждения - это способность оказывать влияние на поведение другого посредством использования наказания или лишения вознаграждения, то есть посредством негативных санкций. Так, люди, одевающиеся вопреки нормам группы, могут стать предметом насмешек.

Как сказал один студент, "демонстративное прослушивание творческого наследия Алены Апиной или Филиппа Киркорова вызовет бурю негодования в моей группе друзей".

В формальных группах им могут сделать замечание, выговор, что может отразиться на продвижении по службе. В рекламе эта власть используется посредством показа последствий нарушения норм. Например, перхоть на одежде считается неприличным, некрасивым явлением. На страхе оказаться в такой ситуации часто строится реклама шампуня. На страхе отпугнуть членов своей группы неприятным запахом строится реклама дезодорантов и т.д.

Легитимная власть - это способность оказывать влияние на поведение посредством принятия подчиняющимся мысли, что группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения. В этом случае не требуется ни кнут, ни пряник. Индивид, не задумываясь, подчиняется требованиям группы, поскольку признает ее право решать такие вопросы.

Власть самоидентификации - это способность оказывать влияние на поведение индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней сблизиться. Определенный стиль потребления или его элементы рассматриваются как атрибуты групповой принадлежности, поэтому желающие поддерживать свое членство должны следовать этому стилю. Требование может быть как категоричным, так и мягким пожеланием, несоблюдение которого вызывает иронию и насмешку.

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса).

 

Литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.

Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования. 1996. № 12, с. 90-105.

 

Тема 8. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

 

1. Естественная и социальная структура общества

2. Понятия социального пространства и социальной структуры

3. Понятие и исторические типы стратификации

4. Социальная мобильность

Общество как целостная система – структурировано, а одним из важнейших срезов этой структурированности является социально-стратификационная структура. Социально-стратификационная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, слоев (страт), их социальных позиций и взаимодействий между ними. Важнейшая отличительная ее особенность состоит в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, но отнюдь не свойствам отдельных ее элементов.

Исследование внутреннего устройства общества занимает одно из центральных мест в современной социологической науке, так как позволяет «проникнуть» в глубину общества, обнаруживая взаимосвязи между его элементами.

 

1. Естественная и социальная структура общества

Надо уточнить, что общество на самом деле имеет два вида структур: не только социальную, но и естественную. Каждая из них относительно самостоятельна, хотя обе тесно взаимосвязаны. Нельзя не видеть структурной расчлененности общества по критерию пола (мужчины и женщины), по критерию возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, старики) и по критерию расы («белые», «желтые», «черные»). К естественной структуре общества некоторые исследователи (Г.Е.Зборовский) относят семью в силу ее типичности как формы естественной жизни людей, вытекающей из их природы, физиологических и биологических особенностей совместной жизни мужчин и женщин. Конечно, социология изучает семью прежде всего в социальных аспектах, но не может не учитывать естественной природы семьи и ее влияния на проблемы социального характера. Итак, существует целый ряд естественных различий и социальных групп с ними связанных. Такие различия являются не только природными, но еще и социальными, так как они несут в себе форму и особенности социальных взаимодействий и отношений. Соединение природных и социальных различий позволяет изучать социально-демографическую структуру общества, распределение людей по полу, возрасту, семейному положению, наличию детей; соотношение соответствующих социально-демографических групп; интенсивность демографических процессов, которыми являются рождаемость, смертность, брачность и разводимость.

В известном смысле естественная структура общества является базой его социальной структуры. В рамках первой происходит сближение людей, их интеграция, появляются социальные группы, социальные институты. Вступая в общение, люди создают разветвленную сеть социальных отношений. Эти отношения людей, социальные взаимосвязи между ними составляют социальную структуру. Ее можно представить как соединения людей в самые разнообразные группы. Социальная структура - это своеобразный «скелет» общества. Она - результат взаимодействия множества факторов, и в современной социологической теории принято устанавливать зависимость социальной структуры от социальных статусов, занимаемых людьми, а также выполняемых ими социальных ролей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.387 сек.