Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскрываем понятия




 

1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.

Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как «особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности».

 

На конференции в Екатеринбурге было оспорено положение об ответственности как неприменимого по отношению к самоуправлению института.

Еще одно определение: Студенческое самоуправление представляет собой процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем управления делами образовательного учреждения как в учебной, так и во внеучебной сферах.

Существует также иное определение. ССУ - специфический демократический институт, ориентированный на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения.

 

Различие состоит в том, что в первом случае баланс взаимодействия субъектов ССУ склоняется в сторону так называемой «самоорганизации», а во втором – в сторону «соуправления». Самоорганизация предполагает большую степень самостоятельности ССУ, чем нежели соуправление. Второе же позволяет интенсивно и выгодно использовать ресурсы друг друга.

 

Объем полномочий органов ССУ будет зависеть от того, какова «амплитуда колебания» в политике ВУЗа – от большего доверия к меньшему, от авторитарного стиля руководства к демократическому или либеральному. Или наоборот. Но об этом – чуть позднее.

 

2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в ВУЗе;

Студенческое самоуправление – одна из форм воспитательной работы ВУЗа, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на «формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда».

 

В горе-ВУЗах можно наблюдать вот какую ситуацию: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы…», «есть чем развлечь - и ладно», «за те деньги, которые мне платят, я не обязан(а)…»

 

Россия вступила в Болонский процесс. И теперь обязательным условием аккредитации и аттестации ВУЗа становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.

 

«Студенческие организации взросли как грибы… Пошел процесс давления… Нет, давки».

г. Екатеринбург, «Весна-УПИ»

 

Рассматривая ССУ с этой позиции, можно сказать: «кадры решают всё».

 

3. Студенческое самоуправление - есть одна из форм молодежной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

(Из Письма Минобраза 2002 г. «О развитии студенческого самоуправления»)

4. Студенческое самоуправление: признаки

Цит. По кн. «Студенческое самоуправление. Методические рекомендации. Ч.1» РнД, 2004 г.

1. Системность - совокупность элементов, находящихся в определенных взаимоотношениях и связях между собой и образующих определенное единство.

2. Автономность – относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке ее основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, ее целей, средств достижения, стиля осуществления.

3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений ВУЗа, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т.д.

4. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления ВУЗа, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями, с ОГВл и ОМСУ. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования ВУЗа, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.

5. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. Каждый ОССУ действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально.

6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определенных полномочий у ОССУ, включенность непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.

7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодежной политики; четкое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.

 

Представляется, что в данную систему необходимо добавить еще один элемент – выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в органы государственного управления и МСУ».

Странно, что среди основных признаков не названо студенчество, студенческий коллектив. Собственно, он и является определяющим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.