Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники маркетингового права




 

К правовым документам, регулирующим маркетинговую деятельность, относятся:

 

1) законодательные акты Российской Федерации;

 

2) корпоративные (локальные) нормативные акты хозяйствующих субъектов;

 

3) обычай делового оборота;

 

4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

 

Основные законодательные акты, регулирующие правовые аспекты маркетинговой деятельности в Российской Федерации:

 

- Конституция РФ, которая является основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу;

 

 

! Правило: Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

 

- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ). ГК РФ содержит нормы, регулирующие элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности, в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой, строительный, транспортный, банковский маркетинг и др.);

 

! Правило: Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативных актах (законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ), должны соответствовать ГК РФ. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

 

- Федеральные законы РФ, которые условно можно разделить на три группы:

 

1) законы, обеспечивающие государственное регулирование маркетинговой деятельности (Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и т. д.);

 

2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т. д.);

 

3) законы, устанавливающие правовой режим для маркетинговой деятельности. В зависимости от области маркетинга, регулируемой теми или иными федеральными законами, их можно типологизировать на 8 групп;

 

Типологизация законов РФ в зависимости от регулируемой ими области маркетинговой деятельности:

 

1. Отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др.

 

2. Вопросы сбыта

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О раз мещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О фи нансовой аренде (лизинге)» и др.

 

3. Отношения в сфере товарной политики

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и др.

 

4. Ценообразование

Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и др.

 

5. Конкурентные отношения в сфере маркетинга

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «Об естественных монополиях» и др.

 

6. Маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» и др.

 

7. Продвижение продукции

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

 

8. Правовое обеспечение маркетинга в различных сферах деятельности:

- маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах;

Закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.

- маркетинг банковской деятельности;

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г.№ 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

- страховой маркетинг;

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и др.

- маркетинг в сфере туристической деятельности;

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и др.

- международный маркетинг

Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» и др.

- подзаконные акты РФ – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Например, в ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих маркетинговую деятельность, находятся: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которые регулируют ценообразование в маркетинге; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036, регулирующие сферу сбыта и др.;

- акты субъектов РФ. Например, Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП и др.

 

В сфере маркетинговой деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Они регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. К корпоративным актам относятся: устав, положения об общем собрании участников (акционеров), совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества, положения о филиале и об отделе, стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга и т. д. Например, правовой режим информационной системы (в том числе коммерческой тайны) устанавливается каждой организацией локальным нормативным актом.

 

v Пример: Положение о коммерческом центре (КЦ) Акционерного московского общества «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО «ЗИЛ»), Положение об отделе маркетинга и стимулирования сбыта КЦ АМО «ЗИЛ», Положение о коммерческой тайне КЦ АМО «ЗИЛ».

 

В тех случаях, когда отдельные аспекты маркетинговой деятельности субъектов не урегулированы нормативными правовыми актами и договорами, может применяться еще один источник права – обычай делового оборота.

 

Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). Обычаи широко применяются во внешнеторговом маркетинге, в маркетинге морских перевозок.

 

! Правило: Обычай делового оборота не должен вступать в противоречие с условиями заключенного между сторонами договора.

 

v Пример: Обычаем делового оборота могут быть правила последовательной поэтапной сдачи работ по производству рекламного ролика.

 

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками регулирования маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. К ним относят уставы ООН, декларации и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, документы других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонние договоры (конвенции), решения Международного Суда.

 

Международные договоры могут быть как двусторонние (например, о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств), так и многосторонние, например, Евразийская патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.), Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Как примеры источников международного частного права, регулирующих маркетинг, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» и т. д.

 

! Правило: Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Следует также помнить, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.