КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. Типы теоретических построений
Дополнительная Типы теоретических построений. План Принципы построения теорий Лекция 2. Историческое время. 3. Цели исторического познания: а) прошлое; б) настоящее; в) будущее. 4. Историческая компаративистика Литература Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ. М., 1993. 186 с. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка: Пер. с фр. М., 1986. 254 с. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993. 351 с. Румянцева М. Ф. Историческая составляющая бытия культуры//Мир психологии. 2000. № 3. С. 73-83. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997. 796 с. Эрн В. Ф. Методы исторического исследования и книга Гарнака «Сущность христианства»//Эрн В.Ф. Соч. М., 1991. С. 245-264. Хвостова К.В. Методологические поиски в современной исторической науке// Новая и новейшая история, 1996, №4; Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования// Материалы научных чтений памяти И.Д. Ковальченко, М., 1996; Могильницкий Б.Г. Некоторые итоги и перспективы методологических исследований в отечественной историографии. // Новая и новейшая история, 1993, №3; Смоленский Н.И. О разработке теоретических проблем исторической науки.// Новая и новейшая история, 1993, №3; Бордюгов Г.А. Реальность историческая и новые проблемы ее представления.// Исторические исследования в России – II. Семь лет спустя. М., 2003. 1. Как соотносятся история как процесс и история как наука? 2. Как соотносятся исторический метарассказ и теория истории? 3. Какие составляющие теории исторического процесса являются обязательными? 4. Как связаны цель исторического исследования и восприятие исторического времени? 5. Какова роль исторической компаративистики в конкретно-историческом исследовании? Задания 1. Вспомните или посмотрите в обобщающих работах по историографии, какие направления историографии ХУШ-ХХ вв. вам известны; попытайтесь их систематизировать по разным критериям. 2. Вспомните или посмотрите в учебной литературе по философии, какие направления философской мысли оказали наиболее существенное влияние на историческую науку в ХУШ-ХХ вв.
1. Можно выделить два типа теоретических построений: · философско-умозрительные теории (их классические примеры — теории Канта и Маркса—Энгельса еще будут нами рассмотрены) логически выводятся из системы аксиом и на этапе формирования вообще не касаются исторических фактов. Факты, точнее, возможность интерпретации ранее полученных знаний на основе сформулированной теории, выступают как способ ее проверки. · собственно исторические теории (например, философия истории Г.-В.-Ф. Гегеля) строятся путем обобщения исторического материала на основе сформулированной гипотезы.
Конечно, не все авторы теорий исторического процесса строго последовательны в своих построениях. Но все же в основе любого исследования лежат если не строгая теория, то хотя бы смутные теоретические представления. Каким образом они обнаруживают себя в тексте научной статьи или монографии? — Через используемую историком терминологию, через понятийный аппарат исследования.
Приведем наблюдение К. Поппера: «Среди теорий, которые служат предпосылками политической истории, имеются и социологические концепции — например, социология власти. Но историк, как правило, не осознает этого. Он не использует их как универсальные законы, помогающие проверить частные гипотезы. Эти теории неявно содержатся в его терминологии. Говоря о правительствах, нациях и армиях, он пользуется, как правило, бессознательно, «моделями», полученными с помощью научного или донаучного социологического анализа»5. 5 Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ. М. 1993 С 167 36
Например, если вы называете «поход за зипунами» Степана Разина крестьянской войной, то, по-видимому, вам не удалось избежать воздействия теории классовой борьбы как двигателя истории. Сложнее обстоит дело с таким понятием, как «Великая Октябрьская социалистическая революция». На уровне идеологии все понятно: «коммунисты» называют то, что произошло в России в октябре 1917 г., революцией, «антикоммунисты» — переворотом. Но, с точки зрения исторической теории Маркса, это событие можно скорее назвать государственным переворотом (захват власти большевиками), чем революцией, поскольку оно не привело к смене общественно-экономической формации.
Итак, не все теории строго выстроены. Иногда ее исходные положения не осознаются самим автором и мы их можем воссоздать лишь гипотетически, ориентируясь на социокультурные условия, в которых создавалась та или иная историческая теория.
В структуре социологической теории выделяется социальная статика и социальная динамика, т.е. в состав теории входит осмысление структуры общества и характера и причин его развития. В узком смысле под теорией исторического процесса можно понимать только вторую из названных составляющих социологической теории, т.е. характер и причины развития. Но тут же встает вопрос: развития чего? Ответ: «развития социума» — мало конкретен и требует выяснения его структуры, т.е. обращения к «социальной статике». Иногда под социологической теорией понимают анализ в первую очередь социальной структуры, а анализ социальной структуры в развитии называют теорией исторического процесса. Не суть важно. В конце концов о терминах не спорят, о них договариваются. И мы договоримся понимать теорию исторического процесса предельно широко и включать в нее анализ как субъекта исторического процесса, в качестве которого может выступать и индивидуум и социум, так и его, этого субъекта, развития. Не менее очевидно, что составляющие социальной структуры могут пониматься по-разному, как классы, сословия или иные социальные группы, но при всем многообразии подходов, несомненно, «минимальной» социальной единицей является человек. И в этом смысле он может рассматриваться в качестве универсального (в смысле включенности в любую теорию) субъекта исторического процесса. Но как это ни парадоксально, немногие авторы уделяют специальное внимание анализу социальной природы человека как субъекта истории, а тем временем — это важнейшее основание любой теории исторического процесса. Например, наиболее распространенный тип теорий исторического процесса — стадиальные теории, предполагающие, что все народы проходят одни и те же ступени исторического развития. Для них характерно представление о неизменности и одинаковости социальной природы представителей разных социумов. Напротив, представления о ментальных различиях разных народов имманентны циви-лизационным теориям. А в таких классических образцах историко-теоретических построений, как теории Канта и Маркса—Энгельса, представления о природе человека выступают в качестве аксиомы, на основании которой выстраивается вся теория. Специальное внимание к представлениям о природе человека в историко-теоретических конструкциях имеет смысл еще и потому, что свойственный нашему времени методологический плюрализм сопровождается мощными интеграционными тенденциями в гуманитарном знании. Но плюрализм подходов явно затрудняет интеграцию, что естественно актуализирует проблему взаимопонимания ученых. Одно из используемых гуманитариями понятий — субъект. Как и любое понятие метаязыка гуманитарного знания, оно по-разному трактуется учеными разных специальностей. А в сфере исторического знания данное понятие по–разному раскрывается в различных теоретических построениях.
Одно из отличий человека от прочих представителей животного мира – способность к целеполаганию. Поскольку создатели теорий исторического процесса, несомненно принадлежат к человечеству, то их теоретическая деятельность имеет какую-либо цель. «Мыслитель - это человек, который призван символически изобразить эпоху, как он ее видит и понимает. Он лишен какого-либо выбора. Он мыслит так, как ему должно мыслить, и истинным в конце концов является для него то, что родилось с ним как картина его мира. Он не изобретает ее, а открывает в себе. Он и сам дублирует себя ею, выразившей его в слове, оформившей смысл его личности как учение, неизменной для его жизни, ибо она идентична с его жизнью». О. Шпенглер
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |