КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческая компаративистика
Конечно, не все историки создают оригинальные теории исторического процесса. Как правило, они занимаются конкретными проблемами и по-прежнему редко выходят за пределы национальной истории. Но набирающие темпы процессы глобализации не позволяют историку замыкаться в узких национальных рамках, даже если он сам этого не осознает. Он волей-неволей «вписывает» свою проблему в ту или иную теорию, сравнивает исследуемые явления и процессы с... А с чем? И здесь мы обнаруживаем два варианта: либо осознанно с аналогичными процессами и явлениями в других странах, либо неосознанно с некоторой «идеальной» моделью, созданной его предшественниками на конкретном историческом материале, в границах того или иного способа исторического мышления, в рамках определенной научной парадигмы, о чем зачастую историк забывает (если он, конечно, об этом знал).
И в этом плане мы рассматриваем историческую компаративистику как приспособление теории исторического процесса к нуждам «практикующего» историка.
XX век с его мировыми войнами, революциями, развитием средств массовой коммуникации явил человечеству его фатальную взаимозависимость. В силу интеграционных процессов в развитии общества в новейшее время и историческая наука начинает преодолевать национальные границы. Ее объектом становится «всеединое человечество». Как писал А. С. Лаппо-Данилевский, «...пристально всматриваясь в историю человечества, историк замечает все более и более возрастающую взаимозависимость между ея частями: он все менее способен понять историю, например, вне ея зависимости от ряда событий, положим от тех открытий и изобретений, движений народных масс и переселений, реформ, сражений и т.п. фактов, которые оказывают всеобщее влияние на целую совокупность народов, т.е. на дальнейший ход их развития, мысленно переходя от предшествующего периода истории человечества к последующему ея периоду, он все менее в состоянии изучать один без другого, историю одного народа вне ея связи с историей другого народа, историю его культуры вне ея отношения к культурным влияниям других народов и т.п.»35. Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 333—334.
Еще в начале прошлого века, уловив формирование нового качества цивилизации — объединение человечества и соответственно развитие исторического процесса не только и не столько в национальных границах, Лаппо-Данилевский рассматривал в качестве объекта исторической науки в предельном смысле человечество как часть мирового целого, наделенную сознанием и в качестве таковой воздействующую на мировое целое. Человечество как коллективный индивидуум, писал он, «состоит из индивидуальностей, способных сообща сознавать абсолютные ценности»36. Размышляя о направлении эволюции человечества, Лаппо-Данилевский пришел к выводу, что человечество по мере объединения своего сознания на основе осмысления абсолютных ценностей все больше становится «великой индивидуальностью». Сознавая и реализуя систему абсолютных ценностей, человечество, с одной стороны, становится все более взаимозависимым, а с другой — все больше воздействует на тот универсум, частью которого оно является. Заметим, что эта идея о взаимозависимости человечества в новейшее время была сформулирована Лаппо-Данилевским накануне Первой мировой войны, которая, по-видимому, впервые реализовала эту взаимозависимость.
Идеи Лаппо-Данилевского о человечестве как части мирового целого, наделенной сознанием, созвучны идеям другого выдающегося его современника, человека одного с ним научного круга — Владимира Ивановича Вернадского, создавшего учение о ноосфере. Кстати, сам Вернадский считал, что именно Первая мировая война изменила его «геологическое миропонимание», заставила задуматься о влиянии человечества на геологию в предельно широком ее понимании37. Идеи Лаппо-Данилевского и Вернадского актуализируются в наши дни, когда на рубеже XX—XXI вв. взаимозависимость человечества и его влияние на глобальные геологические процессы стало еще более очевидным, что требует в свою очередь нового уровня интеграции гуманитарного знания, разработки всеобъемлющих теорий исторического процесса на междисциплинарной основе.
Представление о «всеединстве человечества» неизбежно заставляло выходить за рамки национальных историй, а следовательно, обращаться к сравнительному анализу разных стран. Такую мысль высказывает, например, современный немецкий (западногерманский) историк Т. Шидер, который пишет: «...обращение к сравнительному исследованию представляет собою симптом, обнаруживающий волю к преодолению национальных границ также и в области истории, которая наряду с научно-познавательным содержанием всегда действительно выражала и политические интересы, ранее в рамках научной традиции, определяемой потребностями национального государства, сегодня — в рамках традиции более или менее универсальной»38. Стремясь обнаружить истоки возрождения интереса к сравнительным исследованиям, Шидер приводит слова редактора журнала «Сильвии О. Трапп, опубликованные в конце 1950-х годов: «В настоящее время под влиянием требований времени оживляется интерес к сравнительным методам. Не потеряв чувства национальности, мы обрели чувство принадлежности к человечеству в целом. Этноцентричность сейчас вызывает упреки. Даже ученые не могут избежать критики в связи с этим, ибо, как замечают многие, каким образом человек, изучающий только свою страну, может выявить в ней своеобразие?»39. Отнюдь не желая в очередной раз доказывать, что «Россия — родина слонов», мы все же должны обратить внимание, что еще в опубликованном в 1884 г. обобщающем исследовании «История русского самосознания...» М. О. Коялович писал: «Новейший научный прием — сравнительный... сделал уже громадные завоевания в разных отраслях наук... В истории он имеет не только то значение, что дает надлежащий смысл каждому историческому явлению, но и то более общее значение, что только при нем может уясниться и историческая индивидуальность народа, и та его историческая работа, которая составляет долю его участия и значения во всемирной жизни человечества»40. И любопытно отметить, что эффективность сравнительного исследования Коялович напрямую связывает с точностью и корректностью исторического метода: «...прием этот может приносить действительную пользу только при громадной научности, и научности, так сказать, равновесной во всех своих частях, т.е. чтобы все сравниваемые предметы одинаково научно были знакомы. При нарушении этого равновесия могут получиться чудовищные выводы при всех внешних признаках учености, обстоятельного знания дела» '".
С эпистемологической точки зрения интерес к компаративной проблематике возможен только при выходе за пределы так называемой «позитивистской» парадигмы42, которая неизбежно замыкается в рамках национальных историй. Очевидна связь эпистемологической ситуации XX в. с социальными процессами, хотя отметим также значительное влияние на развитие гуманитаристики общего эпистемологического кризиса рубежа XIX—XX вв., проявившегося в первую очередь в физике и естественных науках.
Современная эпистемологическая ситуация парадоксальна. Породив интерес к сравнительно-историческим исследованиям, социальная наука на протяжении всего столетия практически так и не выработала адекватного метода их реализации. Упоминавшийся уже нами Шидер подчеркивает: «...сколь бы настойчиво объективные тенденции нашего времени ни диктовали необходимость сопоставления бесконечно многих историко-политических индивидуальностей мира и объединения их в значительно меньшее число более высоких структурных единиц, сами по себе эти тенденции... недостаточны для создания прочного научного метода»43.
И далее этот автор констатирует наличие ситуации методологического кризиса: «Внимательный анализ множества более или менее серьезных попыток дать универсально-историческое обоснование современной мировой ситуации приводит к выводу о спорности всего того, что сделано до сих пор в этой области... Необъятно разросшаяся масса эмпирического материала еще не проанализирована и не упорядочена настолько, чтобы можно было попытаться дать единую и связную картину истории человечества, внутри которой все было бы сравнимо со всем, потому что все родственно всему»44. 44 Философия и методология истории. С. 144—145.
Итак, причина данной эпистемологической ситуации, по мнению Шидера, в разрыве «между смелыми теориями универсальной истории и конкретными историческими исследованиями, как и прежде, погруженными в специфические детали», а вытекающая отсюда задача — «построить мост, который бы сделал возможным участие исторической науки и ее конкретных областей в создании основ новой универсальной исторической теории»45. Излишне говорить, что эта задача сохраняет свою актуальность, хотя в ситуации постмодерна все более осознаются трудности в ее решении. И без того сложная эпистемологическая ситуация обострилась в России в последнее десятилетие: в период, когда страна напряженно ищет пути своего постсоветского развития, был резко отторгнут — в первую очередь по идеологическим, а не собственно научным причинам — достаточно надежный, хотя и сильно упрощенный критерий сравнительно-исторического исследования, который давала марксистская парадигма социального познания.
Начиная с конца XIX в., когда шло преодоление позитивизма, в исторической науке оформились и на протяжении всего XX столетия параллельно (хотя и с разным успехом) развивались два направления — номотетическое и идиографическое.
если номотетические направления ставят задачу объяснения исторической действительности (отсюда и их прогностическая функция), то идиография преследует цель понимания культурно-исторических феноменов. Отсюда следует очевидное: идиография сохраняет гуманитарный характер исторического знания. Именно поэтому на ее путях в течениевсего XX в. и шел поиск выходов из кризиса объясняющих подходов. Но при всех ее преимуществах идиография, описывая феномены культуры как уникальные, принципиально не дает критериев сравнительного исследования.
Если предельно схематично обозначить направления развития исторической науки в границах номотетического и идиографического направлений, то мы заметим, · с одной стороны, постоянное расширение границ единого объекта исторического познания (например, европейская цивилизация, Средиземноморье, Восток как объекты исследования) при усилении системности рассмотрения в направлении «экономика — социальные отношения — культура (ментальность)»,
· а с другой стороны, рост интереса к микроистории, постановка проблемы «инаковости». Причем способы интеграции этих направлений остаются непроясненными. Более того, они часто воспринимаются как альтернативные, несводимые к единому результату.
В советской историографии господство номотетического подхода (в его идеологизированном варианте) привело к формированию малообоснованного суждения о «стадиальном отставании» России от Запада.
Хотя традиционная идиография не дает возможности объединения наших знаний об отдельных феноменах культуры (речь может идти, по-видимому, только о больших или меньших масштабах исследуемого явления; при этом макрообъект способен создать иллюзию целостного знания), но именно в рамках идиографии теоретически достижим строго научный подход к феноменам культуры. Дело в том, что если объяснений феномена может быть много, то адекватное понимание его возможно лишь одно.
Это, с одной стороны, обосновывается теоретически при рассмотрении исторического факта как факта психического воздействия индивидуальности на среду, а с другой — может быть проиллюстрировано обыденным опытом восприятия человеческих поступков, каждый из которых объясняется по-разному (в зависимости от точки зрения объясняющего), а понимается только тогда, когда поймешь совершившего этот поступок человека.
Преодолеть оппозицию идиографического и номотетического подходов, оставаясь в основном на позициях идиографии, удалось на рубеже XIX—XX вв. русскому историку, методологу Лаппо-Данилевскому. Он создал оригинальную эпистемологическую концепцию гуманитаристики, которая, на наш взгляд, дает надежный критерий компаративного исследования.
Приступая к исследованию методологических оснований сравнительно-исторических исследований, необходимо четко разделить два аспекта проблемы, хотя они достаточно тесно связаны:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |