Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языкознание и методика

Связь методики и психологии

Предметом изучения психологии являются психологические процессы – ощущения, восприятие, память, а объектом изучения – живой организм, т.е. человек. Естественно, методика должна опираться на данные психологии о возможностях человеческой памяти (причем на разных этапах обучения ИЯ), поскольку память работает на сохранение образов новых языковых и речевых явлений и учитывать такие факторы, как:

- количество лексических единиц, которые в состоянии запомнит учащийся в определенный отрезок времени;

- влияние состава лексики на запоминание и прочность создаваемых ассоциаций;

- заинтересованность учащихся в запоминании или время, необходимое на отдых и повторение – иностранному языку (в частности его лексическому составу) научить не возможно.

Кроме этого, методика занимается вопросами способов, методов и приемов обучения иноязычной речи, а психология занимается исследованием речи. Связь с психологией прослеживается и в общем положении о единстве речи и мышления, о речи как о форме сосуществования мысли.

Языкознание и методика связаны вопросами взаимоотношений языка и речи. Языкознание и лингвистика рассматривают язык как социально значимый коммуникативный код и правила его функционирования, закрепленные в сознании людей. Язык – это система языковых средств, необходимых и достаточных для общения и правила их использования. А речь представляет собой реализацию этой языковой системы в конкретных актах коммуникации, т.е. включает в себя процесс общения, речевые произведения или продукты этого процесса.

 

3. Краткая история возникновения науки «Методика обучения иностранным языкам».

В средние века преподавание в учебных заведениях Европы велось на латинском языке. Латинский язык был языком правящей католической церкви, языком переговоров и церковных трудов. Он то и преподавался в качестве первого иностранного языка в школах Западной Европы во времена Яна Амоса Коменского (1592-1670)/ Чешский педагог, философ, основатель дидактики нового времени. Основным принципом его обучения был: «Учить всех всему»/. На протяжении долгого времени, вплоть до второй половины XVIII века при переходе феодального общества к новым буржуазным отношениям проходило становление национальных государств и национальных языков. Например, европейские языки – испанский, португальский, английский, немецкий – оформляются в национальные языки только в XV – XVII веках. Новый класс – буржуазия, сохраняя свои привилегии – не стремился выйти на международную арену и пока не нуждался в людях, говорящих на иностранных языках, способных осуществлять вывоз товаров в другие страны и ввоз сырья из них. Но процесс социально-экономического становления государств и развитие международных связей требовал новые рынки сырья и сбыта товаров и выход за рамки национальных государств. В этих условиях новых капиталистических отношений правящему классу все больше становятся нужными люди, владеющие иностранным языком, и в первую очередь, устной речью. Таким образом, социальный заказ общества теперь состоял в подготовке людей, владеющих иноязычной устной речью. К тому же, латинский язык, постепенно вытеснялся из преподавания и переходил в разряд мертвых языков. На повестку дня становится вопрос о создании и методическом оформления нового предмета – методики преподавания ИЯ.

Появляется новый предмет – методика преподавания иностранного языка, в первую очередь для обучения специалистов для торговых переговоров и становления нового капиталистического рынка. С другой стороны, предмет «Иностранный язык» начинает вводиться в учебные учреждения Европы. О создании соответствующих учебных пособий по методике еще указывал Я.А. Коменский, позднее Иоганн Генрих Песталоцци (1746- 1827), /Швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения/. Обучение новым иностранным языка в начале становления как науки проводилось на уже устоявшихся правилах и способах обучения латинскому языку, который признавался долгое время образцом классического языка и построения классического текста, что приводило часто к несоответствию оригиналу (т.е. латинскому языку, с его правилами грамматики, фонетическими и лексическими особенностями) особенностей национальных европейских языков. Ученые, филологи, философы, языковеды европейских стран - Германии, Англии, Франции, Швейцарии, и России в том числе, занимаются разработкой новых методик и технологий обучения ИЯ и научным обоснованием методов обучения.

Появляются методы обучения ИЯ на основе текста, грамматики, лексики; с использованием родного языка и без него; на основе преобладания в обучении перевода, грамматики или лексики; на первичном обучении устной речи или письменной и т.д.

В конце XVIII – начале XIX века в Германии – Вильгельм Гумбольд, Якоб и Вильгельм Гримм выпускают учебники о грамматике немецкого языка, в Англии - Г.Е. Палмер издает и выпускает теоретические работы, учебники, учебные пособия по преподаванию английского языка как иностранного. И вскоре в большинстве европейских школ наряду с латынью и древнегреческим языком вводится изучение современных европейских языков.

Яркий пример раннего интереса к созданию методов изучения языка – исследовательская деятельность М.В. Ломоносова (1711-1765) /русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик; по его инициативе и по его проекту был основан в 1755 году Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян - МГУ/.

Первое сочинение Ломоносова, касавшееся проблем языка, было написанное еще в Германии в 1739 г. Главным сочинением Ломоносова по языку была «Российская грамматика», написанная в 1755, где он высказывает мысль от том, что сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), методику обучения другому языку (и в первую очередь русскому) нужно строить с охватом его фонетической стороны, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков. Что касается иностранных языков, то например, латинским - М. Ломоносов владел в совершенстве. Известно, что в январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступает в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получает хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал М. Ломоносов в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В 1771 году в России профессора Московского университета создают свой вариант текстуально-переводного метода и издают наставление «Способ учения», в котором рекомендовалось изучать грамматику ИЯ в связи и параллельно с читаемыми текстами. Дальнейшую работу в России по развитию методики и методов обучения ИЯ проводили такие ученые, как И.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, Л.В. Щерба.

На современном этапе развития методики обучения ИЯ преобладает коммуникативный метод, разработанный и дополненный отечественными и зарубежными методистами и учеными, который имеет свою прочную научно-теоретическую базу и оценивает ИЯ как средство общения.

4. Основные задачи курса учебной дисциплины «Методика обучения иностранным языкам в начальных классах / основной школе.

1) Раскрыть главные компоненты теории современного обучения ИЯ в школе и на этой основе научит студентов использовать теоретические знания при решении вопросов, относящихся к практике преподавания.

2) Ознакомить студентов с современными ведущими тенденциями в обучении ИЯ как в нашей стране, так и за рубежом.

3) Показать составные части и средства современной методики как науки, а затем направить студентов на творческий поиск в процессе обучения ИЯ в школе.

4) Изучить положительный опыт преподавания лучших учителей – мастеров педагогического труда.

5) Сформировать у студентов в ходе занятий умения, необходимые в практической деятельности учителя ИЯ.

6) Приобщить будущих учителей к чтению специальной научно-методической литературы, что должно послужить источником непрерывной работы над собой с целью повышения уровня профессиональной квалификации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связь с педагогикой | ЛЕКЦИЯ № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.