КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационная сфера учения и пути её формирования
Мотивационная сфера учения включает следующее: 1) мотивы (познавательные и социальные); 2) цели учения, их зрелость; 3) эмоции, сопровождающие процесс учения; 4) смысл учения, который определяется идеалами, ценностными ориентациями ученика; 5) характер самой учебной деятельности, развёрнутость и зрелость её структуры, сформированность её компонентов, взаимодействие с другим человеком в ходе учения. Соотношение всех этих сторон мотивационной сферы выступает (для учителя) в виде интересов школьников. Интерес - важная личностная характеристика школьника, интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учебной деятельности. Познавательный интерес можно рассматривать как средство обучения, мотив учебной деятельности и как устойчивую черту личности. Средства стимулирования познавательных интересов учащихся: содержание учебного материала; организация и характер протекания познавательной деятельности; оптимизация отношений между участниками учебного процесса; (в редких случаях) «антистимулы». Формы познавательного интереса – любопытство и любознательность. Учителю важно помнить, что познавательный интерес – внутренний своеобразный процесс в самой личности, затрагивающий её интеллект, чувства, волю. Это средство и стимул обучения, но мы не всегда можем рассчитывать, что все наши стимулы будут иметь должный эффект, поскольку внешние воздействия не преломляются механически во внутренние процессы личности. Вспомним: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…». Для школьника важны такие внешние стимулы, как яркие, эмоционально поданные факты и аргументы, эффектные опыты, обаяние учителя, его похвала, занимательность учебного материала (его новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям). Но эти внешние стимулы не должны подменять самого существа познавательного интереса, которое состоит в стремлении ученика глубоко и основательно проникнуть в познаваемую область, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса. Пути формирования мотивационной сферы: 1) необходимо знать перспективы, резервы, задачи развития мотивации в каждом возрасте; 2) надо организовать включение ребёнка в активные виды деятельности (учебную, игровую, трудовую, спортивную, гражданскую, художественную, благотворительную), где он получит опыт общественного взаимодействия с другими людьми; 3) в обучении применять эффективные современные формы и продуктивные, развивающие, методы. 5. Методы изучения мотивации школьников: наблюдение заповедением учащихся на уроке и во внеучебное время; специально подобранные ситуации (экспериментальные педагогические ситуации, такие, как контрольные работы, творческие задания и т.д.); индивидуальная беседа; анкетирование; интервью; лабораторный эксперимент со свободным выбором познавательных задач; школьные сочинения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |