КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Принятие решений в менеджменте
3.1.Основные понятия и классификация решений
Под принятием решения понимают особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий в определенной ситуации. Варианты действий принято называть альтернативами, выбранная альтернатива и представляет собой решение. В процессе принятия решений люди могут играть разные роли. Человек, фактически осуществляющий выбор наилучшего варианта действий, называется лицом, принимающим решения (ЛПР). Наряду с ЛПР выделяют также личность владельца проблемы- человека, который должен ее решать и несет ответственность за принятые решения. Для определения вида решения и его сущности используют различные классификационные признаки. Все решения можно разделить на два типа: программируемые и непрограммируемые. Решения являются программируемыми настолько, насколько проблемы стандартны и насколько разработана стандартная процедура их решения. Решения называют непрограммируемыми, когда они новы и неструктурированы. В этом случае стандартной процедуры решения проблемы не существует, потому что она не возникала прежде или потому что она сложна. В зависимости от процесса принятия решения различают интуитивные, основанные на суждениях и аналитические решения. Интуитивные решения принимаются на основе ощущения правильности выбора, основанные на суждениях – на основе знаний и опыта, аналитические – на основе объективного аналитического процесса. По временному признаку различают оперативные, текущие и перспективные решения. Оперативные решения направлены, как правило, на решение оперативных проблем, текущие и перспективные - на достижение текущих и перспективных целей. В рамках представленной классификации могут быть использованы частные признаки: по функциональному содержанию, по сфере деятельности, по иерархии управления, по организационному оформлению и др.
3.2.Этапы процесса принятия решений
Принятия решений представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий. Первая стадия. Признание необходимости решения. Данная стадия включает в себя следующие этапы: · признание проблемы; · формулирование проблемы. Проблему можно определить как разницу между фактическим и желаемым состоянием системы. Решение – это организационная реакция на возникшую проблему в данной ситуации. Исходя из этого необходимо изучение ситуации для признания или непризнания существующей в организации проблемы. Именно ситуация должна определить проблему – установить границы системы, в пределах которой она рассматривается. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет проблему в границах управляемой им системы. После того, как проблема признана, необходимо интерпретировать и формулировать проблему. Интерпретация проблемы – это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий – проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис – к неструктурированным. Соответственно для этих типов проблем будут необходимы программированные и непрограммированные решения. Определение проблемы предполагает получение ответа на вопросы: что происходит в организации, каковы причины, что за этим стоит?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |