Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национализация

Установление рабочего контроля.

Революционные преобразования

Лекция 11

Становление государственного социализма в СССР

 

25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП (б). Ее экономические задачи был определен на VI съезде партии (1917), они имели характер не социалистического строительства, а общественно-государственного вмешательства в производство, распределение, финансы и регулирования рабочей силы на основе введение всеобщей трудовой повинности.

Для практического осуществления государственного контроля необходима была национализация банков и синдикатов.

В переходный период, конкретные сроки которого не определялись, предусматривалось сохранение и использование товарно-денежных отношений.

Экономическую политику первых месяцев советской власти (октябрь 1917 - лето 1918 г.) В. Ленин определил как "красногвардейскую атаку на капитал ", задачей которой было сосредоточение в руках органов диктатуры пролетариата "командных высот" в экономике и одновременно создание социалистических органов управления.

Основными методами ее стали:

· принуждение,

· насилие.

До основных мероприятий этого периода входили:

· организация рабочего контроля,

· национализация банков,

· воплощение в жизнь Декрета о земле,

· национализация промышленности,

· организация системы управления ею,

· введение монополии внешней торговли.

 

В форме фабрично-заводских комитетов органы рабочего контроля возникали еще в период Февральской революции.

14 (27) ноября 1917 г. было принято «Положение о рабочем контроле». Его выборные органы предполагалось создать во всех отраслях на предприятиях, где использовали наемный труд. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение предписаний органов рабочего контроля.

В ноябре - декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве, в главных промышленных центрах. Он считался школой подготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания государственного учета ресурсов и потребностей.

 

В первые дни Октябрьской революции большевики захватили Государственный банк. Его национализация (декрет ВЦИК 27 декабря 1917 г. "О национализации банков") еще не означала, что новые хозяева овладели банковским делом. Сопротивление, которое оказывали по всей стране банкиры, новая власть расценила как саботаж со стороны владельцев частных банков.

С первых дней революции в распоряжение советской власти переходили отдельные предприятия, которые имели важное значение для государства и владельцы которых не подчинились решению государственных органов.

Они передавались созданной 1 декабря 1917 г. Высшему совету народного хозяйства России (ВСНХ).

На практике идея национализации постепенно сводилась к конфискации, что негативно сказалось на работе промышленных предприятий. Совет народных комиссаров (СНК) был вынужден пойти на централизацию хозяйственной жизни в общенациональном масштабе. Именно это и определило характер национализации второго этапа (май - июнь 1918 г.).

В распоряжение государства переходили уже целые отрасли производства, которые с позиции крупного финансового капитала были наиболее крепкие:

· сахарная промышленность (национализирован в мае),

· нефтяная,

· металлургическая и

· машиностроительная (национализирован в июне).

В собственность государства до 1 июля перешло 513 крупных промышленных предприятий. 28 июня 1918 г. СНК принял Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны "с целью решительной борьбы с хозяйственной и производственной разрухой и для укрепления диктатуры рабочего класса и крестьянской бедноты". В условиях гражданской войны началась национализация всех промышленных предприятий. К осени 1918 г. промышленность было почти полностью национализирован.

Декрет о земле, принятый на II съезде Советов (1917), заложил основы новых аграрных отношений. В нем сочетались радикальные меры - отмена частной собственности на землю и передача помещичьих имений, а также правом распределения конфискованной земли по трудовой или потребительской нормами с периодическим переделом.

Национализацию и распределение земли осуществляли на основе Закона о социализации земли, принятого ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918, г. который определял порядок распределения и потребительско-трудовой норму надела.

В 1917-1919 гг. распределение провели в 22 губерниях.

Коренного изменения претерпела социальная структура села:

· доля состоятельных крестьян уменьшилось с 15% до 5%,

· середняков - резко возросла (с 20% до 60%),

· бедных уменьшилось с 65% до 35%.

Некоторые образцовые хозяйства не подлежали разделению, а реорганизовались в исследовательские показательные формы советского хозяйства - совхозы. Были приняты меры военного характера на селе.

В целом к началу гражданской войны сложилась такая система управления народным хозяйством:

· ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата;

· Совнарком (РНК) развязывал наиболее важные вопросы;

· народные комиссариаты руководили отдельными сторонами народнохозяйственного жизни;

· их местными органами были соответствующие отделы исполкомов советов;

· Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - центр всеобщего управления промышленностью, который осуществлял руководство через свои главные управления, а на местах - через губернские и городские совнархозы.

11.4. Политика "военного коммунизма".

С началом гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции 2 сентября ЦИК объявил Республику единым военным лагерем. Устанавливался командно-административный режим для сосредоточения в руках государства всех имеющихся ресурсов и спасения остальных хозяйственных связей. Начали предпринимать чрезвычайные меры, названных позже политикой "военного коммунизма".

Составляющие политики "военного коммунизма" такие:

· введение (май 1918 г.) продовольственной диктатуры (хлебная монополия государства и твердые цены, продотряды и т.п.);

· национализация всех предприятий;

· централизация распределения сырья и готовой продукции;

· запрет свободы торговли (ноябрь 1918 г.), сворачивание денежного обращения, введение карточной системы распределения продуктов;

· милитаризация народного хозяйства, установление государственного контроля за производством, введение всеобщей трудовой повинности;

· введение (январь 1919 г.) продовольственной раскладки на хлеб, а затем и на другие продукты сельского хозяйства.

"Военный коммунизм" - это модель государственного регулирования экономики, которая имела двойную природу. С одной стороны, он был реакцией на критические обстоятельства и поэтому представлял собой набор вынужденных временных мер, а с другой - его реализация на практике стала попыткой непосредственного перехода к новому общественному строю. Продразверстка была одним из элементов установки продовольственной диктатуры, что оказалась при введении монополии на торговлю, искусственном удержании стабильных цен, создании комитетов бедноты, формировании продотрядов для принудительной хлебозаготовки

Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функциональных) и производственных отделов (металлургического, горного, текстильной и др.). Координацию действий родственных отраслей промышленности возлагали на производственные отделы ВСНХ. Главные комитеты, или центры (всего 42 - Главнефть, Главсила, Центромедь и др.), сосредоточили оперативное руководство предприятиями. Между главком и предприятием во многих отраслях стояла еще одно звено - трест, который руководил несколькими небольшими предприятиями, которые не подчинялись непосредственно ВСНХ. Такая система централизованного управления получила название главкізму.

В течение гражданской войны, военной интервенции и блокады страны со стороны Антанты произошло резкое сокращение производства, снизилась производительность труда, увеличилась изношенность оборудования и т.д. Экономика страны оказалась в состоянии глубокого разрухи: было разрушено 70 тыс. км железных дорог, половину подвижного состава, общие материальные потери от войны составили 39 млрд. золотых рублей, или четверть национального богатства.

После окончания гражданской войны в конце 1920 г. на первый план выступило задачи восстановления народного хозяйства. Переход к развитию в мирных условиях нуждался также изменения методов управления экономикой страны. Военизированная система управления, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали весной 1921 г. внутриполитический кризис, которая проявлялась в восстаниях и забастовках на предприятиях.

С переходом к нэпу повсюду начала возрождаться кооперация. Правительство видело в ней оптимальную форму вовлечения крестьянства в социалистического строительства, важный элемент смычки города и деревни.

В 1924 г. кооперативные организации обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье. К концу восстановительного периода в Украине всеми видами кооперации было охвачено большую часть сельского населения республики. Натуральный налог заменили денежным, позволили наём и аренду земли.

Важной формой привлечения иностранного капитала для восстановления народного хозяйства страны в первой половине 20-х годов стали концессии. Государство предоставляло предприятию или территории для разработки его природных ресурсов и осуществляла контроль за их использованием, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Концессии обкладывали такими же налогами, что и государственные предприятия. Оплата осуществлялась частью полученной прибыли (в виде произведенной продукции), другую ее часть могли реализовать за рубежом.

Возрождение товарно-денежных отношений обусловило необходимость восстановления денежной системы. В октябре 1921 г. было основано Госбанк РСФСР.

В 1922-1924 гг. провели денежную реформу - ввели жесткую конвертируемую денежную единицу (червонец). В ноябре 1922 г. создали Госбанк СССР, он выпустил банковские билеты (червонцы), которые обеспечивались в размере 25% золотом и иностранной валютой, а часть - дефицитными товарами, краткосрочными векселями и другими обязательствами.

Создание денежной системы, наряду с налоговой реформой, способствовало бездефицитности бюджета. Согласно налоговой реформы с конца 1923 г. промышленные предприятия отчисляли в госбюджет 70% всех доходов. Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного.

Прогрессивный налог платили те, кто получал дополнительную прибыль. К тому же были еще и косвенные налоги: на соль, спички и т.д.

Произошли значительные изменения и в аграрной политике. Натуральный налог заменили денежным (в 1923 г. ввели единый налог, который изымали в смешанной форме на выбор крестьянина, с 1924 г. - только денежный: 1,2% своих доходов платили бедняки, 3,5 - середняки и 5,6% - кулаки). По Земельному кодексу 1922 г. было разрешено нанимать батраков и арендовать землю, отменили на десять лет величину земельных границ. В 20-х годах возникли первые колхозы (коллективные хозяйства) - кооперативные хозяйства добровольно объединились для совместного ведения крупного сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда. В 1925 г. в Советском Союзе их насчитывалось 22 тыс. Они отмечались выше механизацией труда и товарностью.

Итак, основные мероприятия новой экономической политики:

· построение отношений между городом и деревней на экономической основе,

· развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации,

· кооперирования населения,

· частичное введение хозрасчетных отношений,

· допуск частного капитала в экономику,

· наладка государственного регулирования,

· планирования и управления экономикой,

что в совокупности дала возможность до 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.

Дестабилизирующие процессы расшатывали экономику почти ежегодно:

· финансовый кризис (1922),

· кризис сбыта (1923),

· товарный голод (1924),

· рост инфляции (1925).

Однако взаимодействие плановости и развитие рыночных отношений обеспечивали динамическое равновесие в хозяйственной системе. Товарный голод охватил и потребительский рынок.

Основными причинами этого были:

1) срыв хлебозаготовки (через недовольство крестьян государственными заготовительными ценам) и невыполнение экспортных обязательств, что уменьшило валютные поступления, и соответственно сокращение промышленного производства и капитального строительства;

2) значительно быстрее роста спроса на внутреннем рынке по сравнению с предложением (рост численности рабочих в промышленности и строительстве, снижение на 10% в 1927 г. цен с одновременным ростом номинальной заработной платы рабочих увеличили платежеспособный спрос);

3) политика активного вытеснения с 1926 г. частного капитала:

· повышение тарифов на перевозки частных грузов,

· приостановление государственного кредитования частных предприятий,

· введение в 1927 г. налога со сверхприбыли,

· запрет предоставления частным лицам в аренду государственных предприятий и возобновление старых договоров,

· уменьшение количества иностранных концессий (до 1930 г. ликвидировано большинство концессий; в 1931 г. ликвидирована частная промышленность);

4) огосударствление распределения: в 1929 г. осуществлен переход на карточную систему снабжения; в феврале 1930 г. ликвидировано товарные биржи и ярмарки.

Перед правительством СССР возникла проблема:

1) низкие темпы развития всего хозяйства на базе нэпа и прогрессирующее отставание от ведущих капиталистических стран;

2) отказ от рынка, возврат к административным методам, концентрация имеющихся ресурсов и форсированное развитие главной звена хозяйства - тяжелой индустрии. Выбрали вторую альтернативу.

Политика нэпа была вынужденным тактическим шагом, предпринятым под давлением обстоятельств, а не стратегической линией. Сворачивание в конце 20-х годов нэпа вызвано внутренними экономическими противоречиями этой политики и противоречивыми процессами.

Восстановление и расширение государственного сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию.

Первый пятилетний план (1928-1932) было утверждено в 1929, p. за ним воплощались в жизнь в 1933-1937 гг. второй и в 1938-1942 гг. - третий пятилетние планы.

В дальнейшем основным методом планирования экономики страны стали пятилетние планы развития народного хозяйства (т. н. «пятилетки»):

Советские пятилетки:

  • Первая: 1928/29 — 1932/33;
  • Вторая: 1933—1937;
  • Третья: 1938—1942 (сорвана началом войны);
  • Четвёртая: 1946—1950;
  • Пятая: 1951—1955;
  • Шестая: 1956—1960 (вместо неё с 1959 по 1965 была семилетка);
  • Восьмая: 1966—1970;
  • Девятая: 1971—1975;
  • Десятая: 1976—1980;
  • Одиннадцатая: 1981—1985;
  • Двенадцатая: 1986—1990;
  • Тринадцатая: 1991—1995 (не реализована, так как в 1991 году СССР прекратил существование

 

В 1929-1933 гг. провели хозяйственные реформы, которые завершили процесс ограничения рыночных отношений и способствовали формированию экономической системы, основанной на командно-административных методах управления экономикой. Прежде всего реформы охватили управления промышленностью. В 1932 г. ВСНХ реорганизовали в народный комиссариат (наркомат), который ведал тяжелой промышленностью. Далее развитие системы происходил путем дробления наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 гг. На март 1939 г. их было уже 34, что означало переход от отраслевого принципа управления. Резко возросла численность чиновников (только за годы первой пятилетки в 16 раз), администрирование охватило всю социально-экономическую структуру общества. Усилилась единоначалие, что утвердило командный стиль в управлении экономикой и господства директивных методов руководства.

Результаты развития экономики, основанной на такой плановости, оказались противоречивыми.

Вопросы для повторения

1. В чем суть политики большевиков в годы гражданской войны?

2. Назовите основные принципы НЭПа.

3. Что такое коллективизация сельского хозяйства?

4. Что такое индустриализация страны?

5. В чем суть командно-административной системы управления?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ум нужен для того, чтобы их сохранять и преумножать | Логічні операції та їх реалізація
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.