Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ее предмет и место в системе наук




КУРС ЛЕКЦИЙ

Для студентов заочного отделения

Составители: Воробьева Н.А.

Курс лекций “Психология человека” создан в соответствии с государственными стандартами образования. Сборник рекомендуется для студентов заочного отделения по подготовке по специальностям 0313 (Дошкольное образование); 0312 (Преподавание в начальных классах). Сборник предназначен для студентов при подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям.

Курс включают 3 раздела. В компоненте каждой темы представлены вопросы для самостоятельной работы и список литературы. При составлении лекций были использованы материалы учебников: Маклаков А.Г. “Общая психология”; “Общая психология”, составитель Е.И. Рогов; Немов Р.С. Психология ч.1; В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев “Психология человека” и другие учебники.

 

 

Современная психология,

 

Предмет и задачи психологии. Основные отрасли психологии. Связь психологии с другими наукам.

Предмет и задачи психологии

Слово психология в переводе с древнегреческого означает “наука о душе”. В научном употреблении термин “психология” появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных явлений, т.е. таких, которые каждый человек мог легко обнаружить в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 веках область, изучаемая психологией расширяется, и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях психики.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в объективном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Предметом изучения психологии на современном этапе является психика и психические явления как одного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологией является исследование психических явлений.

В связи с этим, необходимо построить классификацию психических явлений. Существуют разные точки зрения на структуру психических явлений. Мы будем разделять психические явления на три основные класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют свое начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определенные знания, умения и навыки. В свою очередь психические процессы могут быть поделены на познавательные, эмоциональные и волевые.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые психические процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны человека.

Психические процессы тесно связаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они могут способствовать или тормозить деятельность и имеют объективную и субъективную обусловленность.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности понимают наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности. Уровень развития этих свойств обеспечивает неповторимость, индивидуальность человека.

 

Современная психология как разветвленная система наук

Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.

Все отрасли психологии условно можно поделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). Фундаментальные отрасли науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяются термином “общая психология”.

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. В основном здесь решаются конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях научные достижения в прикладных отраслях могут иметь фундаментальное значение. Прикладные отрасли не изолированы друг от друга. Например, космическая психология – отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе,– включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Таким образом, можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков; педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания; инженерная психология – изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники; медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии; военная психология изучает поведение человека в условиях военных действий и т.д.

Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.

 

Связь психологии с другими наукам.

Долгое время вопросы психологии изучались в рамках философии, и лишь к середине 19 века психология стала самостоятельной наукой, отделившейся от философии. И сегодня существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как философии, так и психологии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, политические взгляды, моральные ценности и др. Если вопросы невозможно решить экспериментальным путем, то психология обращается опять таки к философии.

Теснейшим образом психология связана с педагогикой. На основе психологических закономерностей развития человека, педагогическая наука выстраивает систему воспитания и обучения. С другой стороны и психология опирается на достижения педагогики.

Другой наукой, которая находит много общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Кроме того, наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук. Например, разработанная социологами концепция социального научения является общепринятой и широко используется в социальной и возрастной психологии. Много проблем социологи и психологи пытаются решать совместно. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства и т.д.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и биологического существа. Большинство психических явлений имеет физиологическую обусловленность и поэтому знания, полученные физиологии и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть этого явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явления, исследуемых другими науками.

2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология/ Сост. Рогов Е.М.Москва, Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998г.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000г.

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994г.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт–Петербург, 1998г.

Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.