Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический путь развития психологии




Этапы психологического исследования

I этап - подготовительный. Собираются сведения, выдвигается гипотеза - предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

II этап - собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи.

III этап - обработка данных. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследования, которые дают возможность выявить существенные связи и закономерности.

IV этап - интерпретация полученных данных, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проблема метода исследования в психологии.

2. Характеристика основных методов исследования и требования к ним.

3. Характеристика проективных методов исследования в психологии.

4. Изучение и анализ продуктов деятельности как вспомогательный метод в психологии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология/ Сост. Рогов Е.М.Москва: Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь/Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М:Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Немов Р.С.Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Москва: Школа – Пресс, 1995г.

Краткий словарь системы психологических понятий. Платонов К.К. Москва: Высшая школа, 1995г.

Гриншпун М.Б. Введение в психологию. М: Международная пед. академия, 1994г.

Общая психология/ Под ред. Петровского А.В. М: Просвещение, 1976.

 

 

 

Этапы развития психологии. Основные психологические направления. Развитие отечественной психологической науки.

Этапы развития психологии

Ответ на вопрос о том, что же представляет собой психо­логия как наука, не так прост, как кажется на первый взгляд. Психология очень старая наука и имеет тысячелетнее прошлое и установление механизмов психической деятельности.

Что касается происхождения слова “психология”, то своим названием оно обязано греческой мифологии: Эрот сын Афродиты влюбился в красивую молодую женщину Психею. Афродита была очень не довольна, что её сын, небожитель, влюбился в простую смертную и чтобы разлучить их заставляла Психею пройти через целый ряд испытаний. Но их любовь была так сильна, что произвела глубокое впечатление на богов и богинь и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эрот убедил Зевса превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Таким образом, влюблённые были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви – высшей реализации человеческой души. Потому Психея, смертная, обретшая бессмертие стала символом души. Что касается слова “психология”, образованного из греческих слов “psyhe” -душа и “logia”- понимание, знание, то оно появилось впервые только в 18 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754) “Рациональная психология” в 1732-1734 годах.

Во времена, когда психологии не существовало, как науки психологами называли знатоков души, человеческих страстей, характера.

Психология при этом уходит в будущее. Истоки психологии теряются в глубине веков. Человек всегда интересовался миром, в котором он живёт, своими переживаниями. видениями, которые он видит во сне; проблемой смерти и бессмертия; особенностями пове­дения других людей. На этой основе постепенно складывались житейские представления. Они передавались из поколения в поколение в искусстве, в языке, народном творчестве (пословицы, поговорки о поведении).

Житейские психологические сведения образуют донаучные психоло­гические знания (I этап развития психологии). Позже около 2-х тысяч лет назад появилась психология как наука о душе в рамках философии.

Первобытный человек мыслил так: душа-двойник человека, её потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей, смерть воспринималась в качестве сна. Подтверждением этого являются: ритуалы погребения (украшения, предметы быта и др. в гробницах фараонов).

В Китае с 400 тысяч лет назад покойники подвергались ритуальному каннибализму: затылочные отверстия черепов расширены и это позволяет предполагать, что мозг умерших извлекали и поедали с целью заимствования способностей, освобождения душ после смерти, лечения путём изгнания злых духов.

Исторически первое философское учение, основанное на вере о всеобщей одухотворённости мира получило название “анимизм” (anima -лат. дух, душа). Суть того учения в том, что у всего существующего на свете есть элементы души, которая является независимой сущностью (двойник, призрак), способной управлять всеми живыми и не живыми предметами.

Анимистическими представление начинают уступать место попыткам истолковать душу с точки зрения натурфилософской картины мира, т.е. понимания души как материального явления. Представителями этого направления философии являются Фалес, Анаксимен, Гераклит, которые считали началом всего воду, огонь и воздух. Это были первые попытки научного подхода к объяснению души, свободного от мифологических настроений.

Таким образом, началось разделение материалистического и идеалистическое направления в философии.

Материалистические воззрения провозглашал Демокрит: мир есть движущаяся материя, бесчисленное множество движущихся в пустоте атомов и все вещи состоят из них, человек так же состоит из различного сорта атомов, самые подвижные из них атомы огня, которые образуют душу. Демокрит отрицал бессмертие души, считал, что с прекращением дыхания прекращается и жизнь.

Идеалистические воззрения провозглашал Платон, для которого бытие это не атомы а идеи. Душа у Платона некая особая не матери­альная сущность, часть мировой души, души космоса. Душа это нечто возвышенное, о чистоте души человек должен заботиться, иначе человеку будет не легко после смерти. По Платону существует особый мир идей, которые гораздо более реальные, чем чувственные вещи. Душа до вселения в тело уже находилась где-то в заоблачной дали и созерцала там идеи, а затем - при вселении в новое тело она их забывала. Эти знания душа может вспомнить с помощью четко поставленных вопросов. Платон является родоначальником дуализма в психологии, т.е. учения, трактующего материальное и духовное, психику и тело как два самостоятельных и антагонистических начала.

Дуализм Платона успешно преодолел Аристотель. Он открыл новый способ мышления, новую эпоху понимания души как предмета психологических знаний. Не физические тела, не бесте­лесные идеи стали для него источником этого знания, но организм, где телесное и духовное образует неразделённую целостность. Душа - это форма, способ организации живого тела. Душа и тело не отделимы друг от друга как материя (вещество, из чего сделана вещь)и формы этой вещи. (воск и отпечаток) Аристотель определял душу как сущность живого тела, т.е. существен­ные функции тела - есть душа.

Пример: " Если бы глаз был живым существом, то душой его была бы зрение".

Учения Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля стали отправной точкой и основой психологических идей в следующую эпоху.

Постепенно понятие о душе стало применяться не по всем проявле­ниям жизни, а только к психическому. Внутри самой категории психическое зарождается понятие о сознании.

Позже появились работы Декарта, Джона Локка, в которых доказывалось, что душа-это не реальное понятие, а объяснительное. Они предложили заниматься реально существующими понятиями и явлениями. Джон Локк поставил задачу описать связь внутренних явлений, ввёл термин “ассоциации”, таким образом, зародилась ассоциативная психология.

В 19 веке психология окончательно отделяется от философии, т.е. перестаёт строиться на основе умозрительных схем и становится экспериментальной наукой. Первую экспериментальную лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году открыл Вильгельм Вундт. Предметом психологии 17,18 века стало явление сознания, а в начале 20 века, явление поведения человека. В настоящее время предметом психологии является психика.

Таким образом, развитие психологии как науки прошло в несколько этапов:

1. Донаучный этап (житейская психология)

2. Философский этап

3. Научный этап

а) психология-наука о сознании

б) психология-наука о поведении

в) психология-наука о психике.

Основные психологические направления

 

Рождение научной психологии приходится на начало 20 века. Поводом к этому послужило открытие 1879 первой экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге Вильгельмом Вундтом. Со­ответственно, этот год является годом рождения психологии как науки. В этот период пытались найти новый предмет психологии, и В. Вундт объявил таким предметом сознание и его структуру. В связи с чем это направление получило название структурализм, а тео­рия В. Вундт - "теория элементов сознания". Основным методом изу­чения сознания остался метод интроспекции (поиск мыслей, образов, переживаний, связывающих человека с окружающей действительностью;взгляд в себя; самонаблюдение),а эксперимент выступал вспомога­тельным методом. В.Вундт исследовал не просто сознание, а человека, обладающего сознанием.

Другим крупным психологии того времени был американский учё­ный Уильям Джеймс - создатель теории "потока сознания". По У. Джейм­су душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нём чувствуя. Душевную жизнь он представлял как непрерывный поток ощущений, опыта, из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляя внутренний мир человека. Комфортность человека зависит от того, каким он видит и воспринимает мир во внутреннем плане. Это направление получило название функционализм. Именно к Джеймсу восходят исследования самосознания и самооценки. При всей глубине и оригинальности идей ни В. Вундт, ни У. Джеймс не оставили больших научных школ, теорий, которые бы " переворачивали" психологию.

Однако конец 19 и начало 20 в. знаменательны возникновением таких теорий. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. В поисках выхода из кризиса оформились 3 психологических направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

1. Бихевиоризм - это направление основным аспектом изучения сделало поведение человека (поведенческая психология). Воз­никло в начале 20 века. Программу бихевиоризма провозгласил американский исследователь Джон Уотсон. Это было время развития физиологии и ана­томии. Была изучена нервная система. Проделаны опыты над животными, и ученые пришли к выводу, что механизмы функциониро­вания и у человека и у животного одинаковы. Согласно Уотсону, законы научения (т.е. формирование реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние – излюбленный материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.

В качестве основ­ного механизма была выдвинута схема стимул - реакция, которая подкармливается подкреплениями. Под стимулом - проявление внеш­ней среды. Под реакцией - действие человека, поведенческие реакции. В качестве подкрепления материальная награда, затем эмоци­ональное подкрепление (похвала, порицание.). Согласно бихевиористам, такие понятия, как переживания, страдание и т.д. не могут считаться научными; все они продукт человеческого самонаблюдения, то есть субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Один из крупнейших представителей бихевиористов Б.Ф. Скиннер называл подобные понятия “объяснительными фикциями” и лишал их права на существование в науке.

2. Гештальтпсихология. В основе этого направления лежит понимание целостности личности. В её рамках был поставлен воп­рос об изучении личности как некой целостности. Основные ис­следования в этом на правлении проводились Куртом Коффкой, Куртом Ле­виным. Исследования личности он начал с изучения процессов па­мяти, а затем перешёл к исследованиям потребностей. Он изучал взаимосвязь потребностей и интеллекта. Гештальтпсихологам принадлежит открытие около 130 законов восприятия.

У Курта Левина был ряд исследований, которые касались пси­хологического поля личности. Гештальдпсихология связана с фи­зикой (понятие о сохранении энергии). Курт Левин пришёл к выво­ду, что у человека есть некое пространство существования. В это психологическое пространство он включает все значимые для чело­века явления (это близкие значимые люди, животные. Этот круг связан с человеком определёнными энергетическими связями. Они находятся на уровне обмена энергиями. Этот энергетический обмен ведёт к взаимному притяжении и разорвать эти связи сложно. Ес­ли это происходит, это ведёт к тому, что у человека возникает ощущения пустоты, одиночества. И это ощущение сохраняется у человека до того момента, пока это место не будет заполнено или дру­гим человеком, или предметом. Эта проблема в дальнейшем не нашла своего развития.

3. Психоанализ. Основателем этого направления является Зиг­мунд Фрейд. Это направление связано с медициной, с психотерапией. Фрейдом были изучены основные структурные компоненты личности. Он предложил в качестве источника развития личности рассматривать потребности. Им были изучены ряд механизмов функциональных лич­ностей.

В качестве структуры личности он предложил систему, состоящую из 3-х блоков. Это была первая целостная структура личности. В ка­честве фундамента в этой структуре выступает бессознательное. Оно занимает -2/3 всей психической жизни человека. Область бессозна­тельного неосознаваема. Область “сверх я” осознаваема. Это область сознания, в которой расположены нормы и правила человеческого по­ведения.

Вся структура личности по Фрейду является конфликтной. И об­ласть, в которой эти конфликты переживаются, является “область я”. Человеческая “область я” переживает конфликты между своими бессоз­нательными побуждениями и общими правилами.

В плане основных источников активности Фрейд рассматривал потребности самосохранения в 2-х формах:

- в сексуальной

- в агрессивной (защита организма от разрушения).

Эта потребность в самосохранении контролирует ряд желаний физиологического характера: потребность в пище, воздухе, в размно­жении, в поддержании гомеостаза, целостность организма.

Позже Фрейд переосмыслил свои взгляды и пришёл к выводу, что в основе человеческой активности лежат 2 потребности: тонатос и эрос.

Тонатос - разрушительная агрессивная тенденция, которая толкает человека к разрушению самого себя, окружающих людей и в целом окружающего мира. Фрейд это рассматривал как стремление к смер­ти. Этим же он объяснял войны, революции и т.д. Эрос - созидательная тенденция. Это стремление человека к любви: любви к самому себе, к окружающим людям, к миру в целом.

Эти две тенденции по мнении Фрейда являются основными и борьба между ними определяет путь развития личности и человечест­ва в целом.

Фрейд исследовал механизмы функционирования личности. Если личность является сложной структурой, если она конфликтна, но она и целостна, то есть компоненты, которые как-то сглаживают конфликты и дают возможность решать какие-то проблемы.

Он выделял ряд механизмов: вытеснение, сублимация, проекции, переноса, рационализации, регресса и другие.

I. Вытеснение проявляется в том, что из области осознаваемой вы­тесняются, переносятся различные травматические переживания в бессознательное. Этот механизм даёт возможность личности уходить от конфликтов внутри себя, от различных неприятных пе­реживаний (угрызений совести). Вытеснение мы субъективно пе­реживаем как выпадение из памяти (забыли). Например, имя непри­ятного человека.

2. Сублимация - объединение нереализованных желаний, потребностей и реализация их в социально приемлемых рамках. Это области ис­кусства, науки. Свою нереализованную энергию человек стремиться направить в соци­альное русло. Он считал это одним из способов решения конфлик­тов. В плане примеров он рассматривал жизнь знаменитых людей: Леонардо да Винчи, Достоевский.

4. Переноса. Человек переносит причины собственных поступков на других людей. В качестве источника своего поведения он рассматри­вает других людей. В первую очередь это поступки, которые человек переживает как неблаговидные.

Мы можем найти причину любого своего поступка, необъяс­нимого нет (я его толкнул, т.к. было тесно; так сложилась, моя жизнь, трудное детство...)

5. Рационализация. Человек ищет разумные объяснения всем своим поступкам. Эта схема направлена на то, чтобы найти причины своим поступкам и тем самым обелить самого себя, вывести себя из-под удара. Это очень чёткая, логическая конструкция, построен­ная по принципу причинно-следственных связей. Здесь основная задача разумно, рационально объяснить свои поступки. Если это можно объяснить, то это само объяснение снимает вину с человека.

6. Механизм регресса связан с тем, что личность переходит на другой уровень своего развития. Это этап, для которого характер­ны более простые формы адаптации окружающей действительности. Человек как бы спускается к своему другому психологическому воз­расту. Это может быть от несколько лет, до целых десятилетий, или же на возвращение к истокам (к периоду раннего детства).

Масштабы возвращения назад (регресса) определяется той си­лой переживаний, которые в данный момент настигли человека. Обычно это сильные психологические травмы, связанные с потерей близких, с собственными кардинальными изменениями жизни, с разрывом отношений с близкими, с социальными катаклизмами - несчастные случаи, катастрофы, войны.

7. Проекция. Человек проецирует свои особенности, своё внутреннее “Я” на других людей. Человек видит других людей через призму своего “Я”. Проецируя себя на других людей мы облегчаем себе понимание их. С другой стороны мы не пони­маем окружающих людей и их поступков. Нам свойственно ви­деть в других людях то, что характерно для нас.

Этот механизм лежит в основе целого блока психодиаг­ностических методик, направленных на исследование личнос­ти в целом и мотивационно-потребностной сферы.

Вместе с тем, психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики Фрейда, в большинстве своем во многом не соглашаясь со своим учителем, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разрабатывая собственные подходы к психотерапии.

Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер, К.-Г. Юнг, К. Хорни и др.

Гуманистическая психология по праву считается одним из ведущих направлений современной зарубежной психологией, которая заявила о себе как “третья сила” в психологии. Это направление возникло в США, благодаря таким психологам, как Роджерс, Маслоу, Олпорд, Мюррей и др. В основе гуманистической психологии лежит принцип гуманизма – понимание и уважение человеческой личности. К анализу человеческой личности они подходили с позиции анализа гуманоидных потребностей. Под гуманоидными потребностями обычно понимаются высшие потребности – это потребности в любви, в познании, в добре и т.д. Среди высших потребностей гуманистические психологи выделяли как ведущие – потребности в самореализации и самоактуализации. Эти потребности они рассматривали в качестве ведущих, способствующих раскрытию человеческой личности, реализации ее индивидуальности.

Задачу воспитания гуманистические психологи видели прежде всего в том, чтобы создать условия для реализации личности ребенка. И эту же задачу они считали главной в социальной организации человеческого общества. Необходимо строить человеческое общество, исходя из задачи реализации каждой человеческой личности. Революции, войны они рассматривали как ошибки человечества.

Когнитивная психология. Это направление возникло на рубеже 50-60-х годов нашего века. К когнитивной психологии можно отнести далёкие друг от друга направления, такие как генетическая психология Жана Пиаже, концепция Джерома Брунера и Джеймса Гибсона.

Представители этого направления противопоставили себя господствовавшему тогда бихевиоризму и психоанализу. Задачей этого направления является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Человек-это своего рода компьютер, занятый по­лучением, переработкой, хранением и использованием информации. И од­ной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение в этот период компьютерной техники. Ока­залось, что операции, выполняемые самой ЭВМ, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. ЭВМ получает информацию, мани­пулирует символами, сохраняет в “памяти” элементы информации и сно­ва их извлекает, классифицирует информацию на входе, распознаёт кон­фигурации и т.д. Появление ЭВМ послужило давно уже необходимыми подтверждением того, что когнитивные процессы вполне реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять.

Итак, целью нового направления в психологии стало проследить, какие изменения претерпевает информация, поступившая на “вход”, т.е. на органы чувств человека, в различных “блоках” её последующей переработки.

 

Развитие отечественной психологической науки.

 

Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX начале XX века.

В это время философам - психологам, стоявшим на позициях идеа­листической философии (А. М.Введенский, Л.М.Лопатин и др.) противо­стояло естественнонаучное направление (“объективная психология” или “психорефлексология” Бехтерева В. М..”биопсихология” Вагнера В.А.), развившееся в тесной связи с идеями Сеченова И.М. Получила разви­тие экспериментальная психология А.Ф.Лазурский, А.П.Нечаев и др., видную роль в её становлении сыграл организатор Московского психо­логического института Г.И.Челпанов, тяготевший в общетеоретических построениях к идеалистической психологии (работа “Мозг и душа” 1910г.)

В первые годы после Октябрьского переворота в психологической науке ведущую роль играло естественнонаучное направление, провозг­лашавшее союз естествознания (биология, физиология, эволюционная те­ория) и выступавшее с идеями построения психологии как объектив­ной науки.

С особой программой построения психологии выступил отечест­венный учёный И.М.Сеченов (”Рефлексы головного мозга”, 1963г.) Главной категорией, которую К.М.Сеченов положил в основу создава­емой им психологии, явилось понятие рефлекса. Он стоял у истоков рефлексологии, которая широко привлекала для объяснения психологи­ческих явлений физиологические принципы, изучая рефлексы протека­ющие с участием головного мозга.

В развитии этого направления важнейшее место принадлежало учение К.П.Павлова о высшей нервной деятельности, которое оказа­ло влияние и на зарубежную психологию (бихевиоризм).

В 1885г. в России была создана первая экспериментально пси­хологическая лаборатория В.М.Бехтеревым,а в 1908г. Он создаёт Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Работы этих институтов были продолжены и после революции, причём в 20-х годах были созданы лаборатории индивидуальной и генетической реф­лексологии, которые возглавили ученики Бехтерева – Мясищев и Щелованов.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию пове­дения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал со­знание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психо­логии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение.

На I Всероссийском съезде по психоневрологии (1923г.) в док­ладе К.М.Корнилова, возглавлявшего Московский психологический ин­ститут с 1923г. впервые было выдвинуто требование применить марк­сизм в психологии, что явилось началом идеологической “перест­ройки” психологической науки. Корнилов как теоретик психологии пытался снять противоречия между объективной и субъективной пси­хологией; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной реактология.

Во многих отношениях она была сходна с извест­ным нам бихевиоризмом. Собственно, реактология рассматривала пси­хологию как науку о поведении. Если в бихевиоризме под реакцией понимался ответ отдельных органов на внешние воздействия, то в этой теории - ответ целого организма, для которых характерны бо­лее широкое содержание, предполагавшее не только физиологическую, но и психологическую характеристику. Это направление просущество­вало до конца 30-х годов, когда явственно обозначилась его недо­статочность для обсуждения с точки зрения марксизма ряда важней­ших психологических проблем, прежде всего проблемы сознания.

Бихевиористических принципов придерживался в тот период и выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский, также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ, но обозначавший принципиальные особенности социального поведения. Все эти направ­ления иногда в литературе называют “русский бихевиоризм”.

Вокруг Московского психологического института группировались молодые научные работники Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лурия, Л.С. Выготский. Л.С. Выготский занимал среди них видную роль. Эти психологи испытывали значительные трудности при определении предмета психологии.

Уже в 20-е годы психология стала объектом идеологического прейсинга и должна рассматриваться нами с учётом политической ситуации, в которой оказались как теоретики, так и практики психологи. Первая волна репрессий ударила по психологии на рубе­же 20-30 годов и сопровождалась физическим уничтожением многих учёных. Укоренилось подозрительное отношение к педагогической и детской психологии как отрасли науки и практики.

Вторая волна репрессирования пришлась на конец 40 и начало 50 годов. Появляются попытки вытеснения психологии и замена её в научных и образовательных учреждениях физиологией высшей нервной деятельности.

Одним из наиболее влиятельных направлений сформировавшихся в 20-30 годы, стала “культурно-историческая теория”, разработанная Л.С.Выготским. Концепцию Л.С. Выготского принято называть “куль­турно-исторической”, но в работах самого учёного можно встретить, скорее, иное название собственной концепции, а именно –“ инструмен­тальная”.

Исторической концепция Выготского называлась потому, что, согласно Выгодскому, невозможно понять “ставшие”, имеющиеся сей­час в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмот­реть истори. их развития и становления, но при этом именно раз­витие, т.е. качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию и развёртывание того, что заранее доказано.

Культурной теория называется потому, что Выготский считал, что сознание ребёнка, специфические особенности его высших пси­хических функций - под которыми он понимал произвольную память, произвольное внимание, и другие психические функции - формируют­ся у ребёнка в общении с взрослыми, в котором происходит усво­ение ребёнком систем культурных знаков. Эти знаки опосредствуют его "низшие" (непроизвольные') психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребён­ка. Таким образом, в развитии поведения ребёнка следует разли­чать две основные линии. Одна - это линия естественного разви­тия поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребёнка. Другая - линия культурного совер­шенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения (Л.С.Вы­готский). Эти свои теоретические обобщения Выготский изложил в работе “Развитие высших психических функций», написанной им в 1931 году.

К научной школе Выготского принадлежал замечательный учё­ный А.Р.Лурия, исследовавший проблемы мозговой локализации выс­ших психических функций и основавший науку “Нейропсихологии”, Эльконин Д.Б. - крупнейший специалист в области детской психо­логии; А.В.Запорожец, исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И.Божович, основные работы которой посвящены развитию личности ребёнка; Б.Г.Ананьев, который рас­сматривал личность как субъект общественного поведения и об­щения; П.И.Зинченко, исследовавший память с позиции деятельностного подхода; П. Я.Гальперин, создатель теории поэтапного форми­рования умственных действий; А. Н.Леонтьев, который в развитие идей Выготского разрабатывал деятельностный подход, формируемый также как принцип единства сознания и деятельности. Данный подход раз­рабатывался им независимо от основателя другой психологической школы С.Л.Рубинштейна, который обозначил этот подход впервые уже в 20-е годы, при рассмотрении принципа “творческой самостоятель­ности” (любая деятельность является самостоятельной и творческой - одна из важнейших мыслей Рубинштейна).

С работами научной школы Выготского непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых - В.В.Давыдов, Занков, вслед за Выготским разрабатывающие проблему развивающего обучения; В.С.Мухина, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.