Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологического познания человека




Краткая история возникновения современных методов психологии. Общие требования к объективности научного метода. Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Методология как учение о системе методов. Классификация методов.

 

Краткая история возникновения современных методов психологии

На протяжении истории психологической науки ее успехи напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в психологии интегрировались методы различных наук: философии, социологии, математики, физики, информатики, кибернетики, физиологии, медицины, биологии, истории и других.

Благодаря использованию методов естественных и точных наук, психология выделилась как самостоятельная наука и стала активно развиваться. Произошло это во второй половине 19 века, с конца 80-х годов.

До этого периода основным методом получения знаний в психологии была интроспекция. Интроспекция - субъективный метод, который описывает явления сознания в процессе самонаблюдения. Интроспекция - термин латинского происхождения, дословно обозначает" гляжу внутрь, всматриваюсь”. Самонаблюдение являлось основным методом интроспективной психологии, в которой изучали не реально взаимодействующего с окружающим миром человека, а только его сознание. В рамках интроспективной психологии, существовало ряд теорий: “теория элементов сознания” Вундта В., “теория потока сознания” Джемса У. и др. В начале 19 века наметился кризис интроспективной психологии, поскольку она оказалась бессильной перед многими практическими задачами развивающегося общества, производства, образования, так как интроспективная психология - описательная наука, философствующая наука. Это и делало ее оторванной от практики. Поэтому были предприняты действия для того, чтобы сделать психологическую науку наукой объясняющей явления. Кризис психологической науки был связан так же с результатами исследований в области невропатологии и психиатрии. Учеными было доказано что у человека кроме сознания существуют неосознаваемые психические явления (Ж. Шарко, З. Фрейд, П. Жане). Сильное влияние оказали идеи Ч. Дарвина и И.П. Павлова. В результате появляется объективная психология (А. Пьерон - психика и действие неотъемлемы друг от друга), в которой все психологические термины и понятия рассматриваются с двух сторон - как извне наблюдаемые действия и как внутренние субъективные состояния (психические явления, переживания человека). Был выдвинут тезис о том, что предметом психологии должно являться поведение как особая форма психической деятельности, позволяющей человеку ориентироваться в окружающем мире, отражать и предвосхищать события окружающей действительности, формировать программы поведения и контролировать их выполнение. Соответственно изменилось отношение к основному методу психологии. Задачей психологов на данном этапе ее развития стало создание объективных методов изучения психических процессов, внешней активности человека, его поведения и деятельности. Этот процесс начался с конца 80-х годов 19 века. Основными методами становятся наблюдение и эксперимент. Стали применяться измерения. Первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл немецкий психолог Вильгельм Вундт в Лейпциге (1879 г.).

 

Общие требования к объективности научного метода

В психологии существуют общие требования к объективности научного исследования.

1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Общая задача объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить их соотношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.

2. Наша психология утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психическое исследование никак не должно растворяться в физиологическом анализе, хотя предполагает и часто включает физиологический анализ психологических процессов. Например, при изучении эмоциональных процессов осуществляется с психофизиологической точки зрения. Но при этом физиологическая методика исследования является вспомогательной, подчиненной.

3. Материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей - общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Но психологическое исследование не должно сводиться к социальному, оно должно остаться самостоятельным.

4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Генетический принцип является существенным принципом психологического исследования. Суть заключается в том, чтобы переход от одного уровня развития на другой сделать предметом исследования, вскрыв, таким образом, динамику процессов и их движущие силы.

 

Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Методология как учение о системе методов

Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристики науки не исчерпывался определением ее предмета, оно включает и определение ее метода. Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, то есть установках, организующих направление и характер исследования.

Например: 1.Психология сознания с ее интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического.

2. Бихевиоризм - объективистский научный подход, методологической основой которого является принцип детерминизма (включенность поведения в причинно - следственную зависимость от окружающего мира).

Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно - исследовательских методах.

В свою очередь, методы психологии конкретизируются в исследовательских методиках.

Научный подход – Методологический принцип – Исследовательский метод – Методика

Исследовательский метод есть форма организации определенного способа познания.

Исследовательская методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит описание объекта и процедур исследования, способов фиксации и обработки полученных данных.

Учение о методе составляет особую область знаний – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.

Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат.

Существует методология педагогической деятельности, методология психологической науки и т.д. (это конкретно научный уровень методологии).

 

Классификация методов

Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы: есть методы, которые используются только представителями данного направления в психологии, есть методы, используемые в разных направлениях.

В отечественной психологии принята классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Он выделил 4 группы методов.

1. Организационные методы. К ним относятся методы сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования.

2. Эмпирические методы. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторного, естественного, формирующего или психолого-педагогического), психодиагностические методы (тесты стандартизированные, проективные; анкеты; социометрия, интервью и беседы); приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка работ, изделий и т.д.); моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизни человека, документации и т.д.)

Применение методов зависит от того, каким организационным методом пользуется исследователь.

3. Обработка данных. К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный с другой.

4. Интерпретационные методы. Эту группу составляют различные варианты генетического и структурного методов.

Вариантами генетического метода являются филогенический, онтогенетический, генетический (в смысле генетики повеления и индивидуальных свойств). Социогенетический (в исторической психологии). Генетический может охватить все уровни развития, от нейронного до поведенческого.

Взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни определяются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем).

1. Организационные методы. К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. Долговременному наблюдению собственных детей посвящали себя многие специалисты, детские врачи и психологи (супруги Штерн, Карл Бюллер, Менчинская Н.А., Мухина В.С. и др.). Однако очевидно, что даже объективное наблюдение за одним ребенком не позволяет подойти к заключению с всеобщим значением. В нашей стране онтогенетические исследования имеют долговременную традицию (Бехтерев В.М., Щелованов Н.М., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.). Лонгитюдное исследование используется при изучении близнецов - близнецовый метод. Основным недостатком лонгитюдных методов является значительная затрата времени, требуемая на их организацию и проведение. Достоинство методов заключается, прежде всего, в возможности анализировать взаимоотношения между отдельными компонентами развивающейся личности, определить индивидуальную структуру и динамику развития личности каждого ребенка, позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам, позволяет более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами. Преимущество лонгитюдного метода перед методом возрастных срезов следующее: а) предвидение дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза;

б) определение генетических связей между фазами психического развития.

Лонгитюдный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов, как уравнение всех индивидов данного возраста, он более индивидуализирован. Он предполагает длительное исследование, непрерывное прослеживание хода психологического развития, заранее определен программой, рассчитанной на много лет.

Поперечные (срезовые) исследования психического развития - исследование одних и тех же характеристик в сравниваемых группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности и пр. Достоинство метода - быстрота исследования, возможность приобретения в течение короткого времени результата. Но при этом метод не позволяет выводить заключение о динамике процесса развития.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод получает в зоопсихологии и деткой психологии. Этот метод получил название” сравнительно-генетический”. Особенно важное место сравнительный метод занял в психологическом учении Л.С.Выготского о высших психических функциях, особенно при изучении языка и мышления.

В общей психологии сравнительный метод применяется как сопоставление различных контингентов испытуемых, в специальной психологии как сопоставление различных типов малых групп, демографических и т.д., сравнение людей с различными дефектами со здоровыми. В детской психологии сравнительный метод как специальный метод возрастных или “
“поперечных” срезов. Сравнительно-возрастные исследования могут охватывать различные формы одного и двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия и мышления). Таковы капитальные исследования Ж.Пиаже (в том числе и одно из наиболее значительных в области генезиса мышления.

Другую модификацию сравнительно-возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью выявления эволюционных характеристик динамики изучаемого психологического процесса. К числу наиболее интересных исследований такого рода относится цикл исследований А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме сопоставления особенностей памяти у дошкольников, школьников и взрослых.

В настоящее время в программу психологического исследования все чаще включают комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, в основном, для решения крупных практических задач и характеризуются общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами. Такого рода исследования позволяют устанавливать связи в зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.д.)

2. Эмпирические методы

Объективное наблюдение (сплошное или выборочное) занимает первостепенное положение, разделяя его с экспериментальным. Возможность применения для наблюдения фото-аудио-видео-звукотехники обеспечивает сохранность натуральной картины поведения и его динамики в определенных условиях.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение и как внешнее (объективное наблюдение). Это самый распространенный метод из всех объективных методов психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Поэтому необходимо определить условия, которым должно удовлетворять научное наблюдение. Первое условие - наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствие с целью должен быть определен план наблюдения. Второе условие - плановость и систематичность. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Третье условие - объективность, которая зависит, прежде всего, от плановости и систематичности. Четвертое условие - избирательный характер наблюдения, который связан наличием осознанной цели, Наблюдать все вообще не возможно в силу многообразия существующего. Наблюдение становится методом научного познания потому, что не ограничивается простой регистрацией фактов. Отделение субъективного толкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. Психологическое истолкование внешних данных должно быть найдено на основе гипотез, которые проверяются в наблюдении, т.е. описание должно переходить в объяснение - от этого зависит судьба научного исследования. Преимущества метода заключаются в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако наблюдение по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Основные недостатки метода наблюдения:

а) установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут повлиять на результат наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть информации. Длительность наблюдения приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей.

б) значительная затрата времени.

Метод наблюдения в отечественной психологии предложен А.Ф. Лазурским (1910 г.).

Экспериментальные методы в психологии. Исторически, экспериментально психологические методы возникли на базе обсервационных и первоначально ими определялись. В последующем развитии, научной психологии особенно успешно развивались экспериментальные методы.

Эксперимент - это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее.

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых возникает явление.

3. В эксперименте имеется возможность многократного воспроизведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Первой формой экспериментального метода в психологии является лабораторный эксперимент, который получил развитие не только в психологии, но и во многих смежных науках. Методам лабораторного исследования соответствует специальная аппаратура, проектирование лабораторных помещений, аппаратуры и т.д. - особая область экспериментальной психологии. В последнее время возникла возможность выхода экспериментально-психологической техники за пределы лаборатории. Этот вид эксперимента можно назвать полевым экспериментальным методом, использующим более портативную аппаратуру.

Естественный эксперимент (А.Ф.Лазурский) организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в этом виде, как они разворачиваются сами по себе.

Разновидностью естественного эксперимента выступает формирующий эксперимент, который предполагает целенаправленное воздействие на индивида в целях формирования у него определенных качеств. Например, проследить, как влияют на особенности мышления при усвоении понятий, изменения в обучении. Такой формирующий эксперимент будет называться обучающим. Формирующий эксперимент может применяться и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности. В этом случае он будет

Эти виды эксперимента были весьма основательно разработаны в психологии и описаны в исследованиях Н.А.Менчинской, Г.С.Костюка, А.А.Люблинский, А.Ф.Лурия, Ф.Я.Юдович и др.

Беседа является вспомогательным средством для дополнительного исследования изучаемой проблемы. Беседа должна быть планово организованной в соответствии с задачей исследования. Беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она должна быть максимально естественной.

Требования к методу:

1.Вопросы должны быть понятны и интересны испытуемому;

2. Опросы не должны содержать подсказки (особенно важно в работе с детьми, т.к. они подвержены внушению);

3. Вопросы должны быть полностью продуманы или продуманы в общих чертах (возможны изменения в соответствии с ответами);

4. В процессе беседы необходима гибкость, находчивость исследователя.

5. Ответы во многом зависят от тактичности, приветливости исследователя, его понимания.

6. Ответы необходимо записывать буквально, а данные соотносить с данными других методов.

7. Вопросы, задаваемые исследователем, не должны подсказывать ответ.

Методы опроса, интервью, анкетирование

Среди наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих. Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:

1. Опрос “лицом к лицу” - интервью, проводимое исследователем по определенному плану;

2. заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

Опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не только об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие либо вопросы или вводить новые, а так же изменять их порядок. Методика не стандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

К заочному опросу (анкетирование) целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в большом охвате людей, гарантии анонимности. Это способствует искренности отвечающего.

Рекомендуется в исследованиях сочетать метод анкетирования с интервью, так как анкетирование наряду с большим охватом людей позволяет в короткий срок получить материал для глубокого анализа.

Социометрические методы помогают определить статус личности в группе, показатели эмоциональной экспансии и т.д.

Тесты - это краткие экспериментальные приемы, применяемые для выявления уровня психического развития личности. Различают несколько видов тестов интеллекта, креативные, проективные, способностей. Тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью - все это составляет психодиагностические методы. Английское слово тест означает “проба” или “испытание”. Термин был введен в практику в конце 19 века американским психологом Дж. Кэтелом. Широкое распространение тесты получили с тех пор, как, А. Бине совместно с Т. Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей. В настоящее время метод используют наряду с другими методами для выявления способностей, навыков, умений, для более точной характеристики некоторых качеств личности для выявления годности для работы в той или иной области и т.д. Диагностическая ценность теста во многом зависит от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был результатом приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недостаточно проверенные и обоснованные тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительных ущерб в педагогической практике, в области профессионального отбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности (изделий, художественных, литературных, научных произведений, изобретений, школьных сочинений и т.д.) Для каждого из этих видов продукции человеческой деятельности должна быть разработана соответствующая техника анализа.

Моделирование - это сравнительно новые методы теоретического исследования, необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции.

Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников и т.д.) Зная основные вехи жизни индивида можно понять, в результате каких обстоятельств сформировались те или иные черты личности.

Обработка данных. Специальную группу обрабатывающих методов исследования составляют количественные (статические) методы, применяемые в целях психологического измерения и качественный анализ, заключающийся в категоризации количественно обработанных материалов по типам, видам, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования.

Интерпретационные методы в психологии сказываются в зависимости от двух видов взаимосвязей психических явлений - "вертикальных" генетических связей между фазами -и уровнями развития и структурных "горизонтальных" связей между всеми изученными характеристиками личности.

Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований и свойств личности.

Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д. специфическое выражение этого метода представляет собой психография.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.