Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т е м ы




ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЧЕЛОВЕК - ИНДИВИД - ЛИЧНОСТЬ. СВЯТООТЕЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ О ТРИХОТОМИИ ЛИЧНОСТИ. ПОНЯТИЕ О БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОМ. ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА. ЭТАПЫ ЖИЗНИ. ВЛЮБЛЕННОСТЬ И ЛЮБОВЬ. СМЕРТЬ КАК ЗАВЕРШЕНИЕ ЗЕМНОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ.

ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ, ПРОЧИТАННЫЕ В СВЯТО-ДИМИТРИЕВСКОМ УЧИЛИЩЕ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В 1996 г.

АСІМІЛЯЦЫЯ ЗЫЧНЫХ

 

Частковая асіміляцыя па глухасці назіраецца, калі звонкі гук стаіць перад глухім: ры б ка, ка з ка. Асіміляцыя па звонкасці – глухі перад звонкім: про сь ба, бара ць ба.

Асіміляцыя па звонкасці не назіраецца перад санорнымі: свой, кроў.

Асіміляцыя па мяккасці – прыпадабненне цвёрдых гукаў перад мяккім, замена цвёрдага парным мяккім: с пі (спаць), з біраць (збор). Гукі [л], [л’] не падпарадкоўваюцца гэтай заканамернасці: яны могуць спалучацца як з цвёрдымі, так і з мяккімі – шы ль да, шы ль дзе.

Не замяняюцца мяккімі перад мяккімі:

· губныя б, п, в, ф, м: б ляск, м не;

· заднеязычныя г, к, х: к веткі, г неў. Выкл.: мя к кі;

· зацвярдзелыя дж, ж, ш, ч, р, ц.

Перад дж, ч адзначаецца няпоўная рэгрэсіўная асіміляцыя з, с па спосабе ўтварэння. Свісцячыя з, с перад шыпячымі дж, ч мяняюцца на шыпячыя ж, ш: прые з джы, разно с чык.

Пярэднеязычныя д, т перад шчыліннымі ж, ш, з, с мяняюцца на афрыкаты (асіміляцыя па спосабе ўтварэння):

· д, т перад ж, шч, дж: а д шумець, а д жаць;

· д, т перад з, сдз, ц: а д званіць, а д сыпаць.

Поўная асіміляцыя назіраецца ў пазіцыі:

· выбухныя д, т перад ч, ц: а дч уць, у ка дц ы, лё тч ык, у ха тц ы;

· свісцячыя з,с перад ж, ш: зж аць, сш ытак.

 

Сцяжэнне гукаў: дс, тсц (сусе дс кі, студэн ц кі).

 

Лекция 1

Братья и сестры.

Сегодня мы приступаем к изучению основ психологии. Прежде всего, задумаемся над тем, для чего сестре милосердия нужны эти знания. Здесь я употреблю первый психологический термин - мотивация - так вот что является побуждением в деятельности сестры милосердия? Стремление оказывать помощь. Надеюсь, что именно это стремление привело вас сюда учиться.

Теперь, что нужно для того, чтобы оказывать помощь? Два фактора: любовь и дисциплина. О любви теперь я говорить не буду, но для компетентной помощи любовь должна быть дисциплинированной, предусматривающей сдержанную осторожность, гибкую мудрость. Слишком интенсивной, но неправильно выраженной любовью можно и повредить. Вспомните слова Апостола: "Будьте просты на зло, но мудры на добро". Любовь должна быть дисциплинированной, умелой и базироваться не на страсти, а на уважении к достоинству каждой личности. А иначе бывает так, как говорил митрополит Антоний /Блюм/: Зачастую мы любим наших ближних, как любим вареники - мы едим их.

Давйте приблизительно определим психологию как науку о внутреннем мире человеке и особенностях меж-человеческих отношений. Целью наших лекций и семинаров является овладение ее основами, что позволит нам любить больных не слепо, а осознанно, служить им профессионально, понимая их, порой лучше, чем они, в силу своего состояния, способны понять самих себя.

Свое путешествие мы начинаем, может быть, с самого сложного, с понятия личности. Существует множество определений этого понятия, которые более или менее удачны, вы можете найти их в разнообразных учебниках. В русском языке личность - производное от слова лик. В Церкви мы так часто называем иконы - лики. И мы не ошибемся, если доверимся мудрости языка - каждый человек - это икона, порой очень запыленная, но как в иконе, в каждом человеке отражены черты "образа Божия". По латыни личность - персона, и согласно лингвистическим подходам это слово расшифровывается как пер, что означает - через и сонаре - звук. То есть нечто, через что передается звук воли Божией. Инструмент, из которого Господь извлекает звук, может быть хорошо настроен и тогда мы видим гармоничную личность или издавать скрежещущие, уныло-занудливые или душераздирающие диссонансы. И так мы приходим к понятию того, что личность есть сотворенный образ, с присущим ему стремлением проявлять себя в соответствии с волей Творца о нем.

В литературе мы встречаем порой такие термины: организм – индивид - личность. Давайте сравним их, приложив к себе.Каждый из нас безусловно является одновременно и первым и вторым и третьм. Говоря человеческий организм, мы подразумеваем наше место в тварном мире, наш биологический род - гомо сапиенс, нашу связь с остальным миром. Частью своего существа мы соприкасаемся с животным, растительным, органическим и неорганическим миром. Да, человек венчает собой пирамиду творения, но будучи ее вершиной, он имеет много общего с ней. Так вот понятие человека еще не исчерпывает всю нашу суть.

Говоря индивид, или индивидуальность, мы имеем в виду уже то, что делает нас отдельными членами сообщества людей. Но быть отдельным еще не значит быть уникальным. Знаменитый психолог и психотерапевт Виктор Франкл так иллюстрирует этот факт, используя геометрические аналогии. Если спроецировать цилиндр, конус или шар из высшего измерения в низшее, то есть из трехмерного в двухмерное, то во всех трех случаях, получается круг. И увы, так происходит во многих психологических концепциях, которые отличаются редукционизмом - то есть упрощением личности, сведением ее к биологическим или социальным измерениям, пренебрегая человеческой духовностью. На уровне индивидуальности, на стадии индивида, мы осознаем себя через других. Он или она - это не Я. Я нечто другое, особое, но что?

Так вот. Я - это личность. Один из признанных психиатров Курт Шнайдер описывает личность как "единство чувств, стремлений и желаний". Выделим из этого определения ключевое слово "единство". То есть цельность, нечто объединяющее. Личность это объединение тела, души и духа в уникальную сущность перед лицом Бога.

Именно так "Дух, душа и тело" назвал свою маленькую, но мудрую книгу архиепископ Лука /Войно-Ясенецкий/. Вы знаете его историю, которая должна для каждого медика быть примером объединения профессионализма в работе и подлинной веры. И для многих современников и коллег оказывалось непонятным, как хирург, сделавший своей рукой много внутренних операций, пишет о том, что человеческое сердце является местом пребывания духа в человеке. Опираясь на традиционную святоотеческую трихотомию - то есть тройственное восприятие личности, Владыка так описывает духовную составляющую нашей личности: "Дух имеет общение с миром трансцендентным, живет в нем и сам принадлежит вечности... Дух есть сумма нашей души и части ее, находящейся вне границ нашего сознания" (стр.157).

Давайте кратко задумаемся об этих составляющих измерениях личности.

Тело. Как замечает прот. В.Зеньковский, большинство людей, даже если признают душу, то как-то склонны считать ее частью тела, в то время как на самом деле, обстоит наоборот - тело есть часть души. Мы, как личности, есть воплощенные души, то есть души, облаченные плотью, телом. Отсюда должно вытекать и наше отношение к телу.

Рассмотрим три существующие точки зрения: Аскеты язычники, а порой и христиане незрелого духовного устроения видят в теле нечто недолжное, унизительное, темницу духа и пищу для червей. На самом деле, душа ни в коем случае не пленник тела и не хотела бы его оставлять.

Поборники материализма поклоняются ему. Культом тела пропитана современная массовая культура. По данным опросов наиболее престижной является сейчас профессия фотомодели, то есть по сути дела, движущегося манекена.

Истинный, зрелый, христианин относится к телу, как сказал один из средневековых подвижников, как к "брату ослу" - он видит в нем полезную, иногда ленивую, иногда терпеливую, иногда смешную тварь, которая может и помогать и мешать, может и умилить и рассердить.

Теперь поговорим о том, что мы можем рассматривать как душу, в этой трихотомической концепции. Давайте условимся, что душа будет определять такие аспекты нашего существования, как восприятие, сознание, мотивации, эмоции, способности к научению, мышление и память. Как мы видим, душой в определенном смысле, мы соприкасаемся с животным миром, в то время как телом и с миром растительным. Однако существует разница, между человеческой душой и душой животного. Так, соответственно православному антропологическому богословию, душа животного заключается в жизни тела, ничего другого видеть не может и распадается с ним. Душа человека в теле повсюду, кроме того мы верим, что душа способна жить без тела. Часто светская, гуманистическая, антропоцентрическая психология, не признающая духовного начала в человеке, останавливается на этом уровне.

Мы же, как христиане, признаем в качестве оновного - духовное начало в личности. Дух - это то, что отличает нас от остального тварного мира и делает нас в какой-то степени родственными Богу. Это способность к творчеству, дар слова, свобода, совесть, вера и возможность Богообщения. Эти качества составляют духовность человека, обуславливают бессмертие. Вместилищем духа, согласно святоотеческому учению, является сердце человека. Соответственно святоотеческой мысли, подлинная слава человека не в том, что объединяет его с тварью, а в том, что роднит его с Богом. Откровение не уточняет нам, в чем именно состоит это родство: в достоинстве, в бессмертии, в свободе или в Богопознании. Однако исходя из понятий образа и подобия, святые отцы разделяли их и учили, что образ Божий это общее достояние человечества, это то, что нам уже принадлежит, в то время как подобие это нечто еще нереализованное. Таким образом, достижение богоподобия - цель жизни, исходящая из свободной воли человека. Он может возделывать свою природу и усовершенствовать свой образ, но может и не исполнить волю Божию о себе. Растление в себе образа Божия является источником и причиной вечных мучений.

Итак, на сложнейший вопрос, что же есть личность, мы можем, в первом приближении ответить: целостность, единство. Единство чего? Духа, души и тела. Что является основным свойством личности? Ее уникальность. Под уникальностью мы понимаем неповторимость. Но не только. Как вы знаете, ни одна из снежинок, также не повторяет другую. Понятие уникальности включает осознание того, что каждая личность, приходящая в мир, имеет свою особую задачу в замысле Бога о мире, свою миссию, свое призвание. Каждая личность бесконечно ценна и дорога перед очами ее Творца. Мы можем поступать в соответствии с волей Бога о себе - тогда в богословии это называется синергия, дословно, совместная деятельность или уклоняться от Божией воли.

Итак мы приходим к еще одной важнейшей характеристике личности и на вопрос: что является основной особенностью личности, мы ответим: возможность роста, развития, раскрытия. Личность никогда не пребывает в состоянии покоя, застывшесть - признак смерти. Мы сейчас не будем говорить о посмертной участи души, но во время земного пути, личность находится в постоянной динамике. Эту динамику личности хорошо описывает американский исследователь, психолог и священник Адриан ван Каам. Он утверждает, что в каждый момент существования происходит либо формация - плавное раскрытие личности навстречу Божией воли о ней, деформация - разрушительный для личности процесс отклонения от предвечного замысла Бога, реформация - то есть существенный момент личностного роста, поднимающий нас на более высокую ступень личностной зрелости и трансформация, когда подобный процесс происходит при видимом участии Божественной Благодати.

Итак, мы увидели, что личность - это понятие динамичное то есть движущееся. Первая теория, предложенная для того, чтобы объяснить почему происходит эта динамика, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду. Это имя надо знать, потому что его влияние распространилось далеко за пределы психологии. После длительных наблюдений за своими больными, он пришел к выводам, которые изменили все представление о психике человека. Его основная заслуга перед наукой в том, что он открыл и обосновал существование безсознательного в человеческой личности. Под бессознательным он понимал мир влечений, которые мы не осознаем, но которые зачастую определяют наше поведение. Иногда это безсознательное прорывается наружу. Как?

"Заседание закрыто, ах, простите, заседание открыто" - объявляет председатель. Своей оговоркой он выдает, что на самом деле ему хотелось бы, чтобы заседание скорее закончилось."

Завидующий литератор, говорит другому автору в казалось бы дружеской беседе: "Надеюсь с твоей новой пьесой, тебя постигнет удача". Очевидно, что употребляя подсознательно глагол "постигнет" он имеет в виду прямо противоположное - неудачу, провал.

Безсознательное, помимо оговорок и действий, проявляется в склонности забывать что-то, особенно если за это было стыдно или в сновидениях. Вся психотерапия, которую предложил Фрейд, получившая название психоанализ, много времени уделяет обсуждению сновидений. Признавая важность открытия безсознательного, современная психология отвергает дальнейшие концепции Фрейда о том, что это безсознательное определяет все наше поведение. Однако сам факт присутствия безсознательного в человеческой личности важен особенно для медицинской психологии. Дело в том, что комплексы, загнанные в подсознание, могут быть причинами неврозов.

В западном пособии по психиатрии приводится следующий случай. Набожная женщина внезапно узнала об измене своего мужа. После серьезного разговора она простила его, но на следующее утро у нее оказалась парализованной правая рука. При этом никаких признаков органического заболевания найдено не было. Этот случай можно расценивать как невротическую реакцию. Подсознательно ей хочется ударить своего мужа этой рукой, но нравственные нормы, в которых она была воспитана, не позволяют ей сделать этого и происходит символическое замещение - от чувства вины у нее как бы отсыхает рука.

Наше бессознательное огромно. Никто не знает, что творится в его глубинах. О богатстве и противоречивости его вы можете судить по снам, которые вы видите. А что происходит, когда человек попирает нравственные законы?

Читаем статью о совести в Православном Богословском Энциклопедическом Словаре: " Буря страстей и шум мира сего могут заглушить карательный или судящий голос совести. Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке. А когда затихают голоса мира сего и проносится шум страстей /это случается и в течении всей жизни, но в особенности перед смертью/, тогда злая или наказуемая совесть сказывается со всей ясностью. Тогда она производит в человеке с одной стороны безпокойство и боязливость, а с другой - мучительное ожидание будущего воздаяния. Каин, Саул, Иуда могут послужить образцами."

После того, как мы уяснили, что личность это единая структура, с преобладающим духовным началом в случае правильного ее устроения, обсудили основное свойство личности - уникальность, основную характеристику - динамичность то есть рост или снижение, обсудили место бессознательного, давайте задумаемся о том, по каким возрастным границам можно проследить становление нашего Я.

 

Обрисуем весь жизненный цикл личности по возрастным этапам:

1. Детство Детство включает три стадии.

Первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. В этом периоде развивается независимость и появляется речь.

Второе детство охватывает период с 3 до 6 лет, это развитие в первую очередь познавательных процессов.

Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

2. Отрочество подразделяется на два периода.

Пубертатный период от 12 до 16 лет. У подростка формируется новое представление о себе самом.

Ювенильный период - от 16 до 20 лет соответствует приспособлению подростков к семье, школе и среде своих сверстников.

Юность представляет из себя самостоятельный переходный период от отрочества к зрелости. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Здесь мы несколько отвлечемся и попробуем осмыслить критерии подлинной зрелости. Как в социальной сфере, так и в духовной - это готовность к принятию на себя обязательств. Именно этим отличается влюбленность от подлинной, зрелой супружеской любви. Первая свободна от обязательств, вторая пронизана обязательствами. Мы заговорили о влюбленности, потому, что она чаще всего настигает человека в возрастном периоде юности.

Чувство влюбленности бывает необыкновенно интенсивно, оно преодолевает страх даже перед смертью. Влюбленность похожа на райскую весть, но в свое чистом виде она может привести к тяжкому злу. Обычно считают, что ко греху приводит только бездуховное низменное чувство. Это не всегда так. Влюбленность часто обожествляетсяся, мы видим массу примеров этому в светской культуре, но божественность эта лишь по поверхностному сходству. Самоотречение ради любимого или любимой, когда нам кажется, что мы все можем сделать для них, ни требуя ничего взамен, это лишь заготовка, модель к той любви, которой мы должны возлюбить Бога и ближнего по заповеди. Но если поклоняться влюбленности безусловно, остановиться только на ней, она превращается из подобия Божественной в бесовскую. Она по ангельски не слышит зова самости, но по бесовски не слышит ни Бога, ни ближнего. Из всех видов любви, она, на высотах своих, похожа на любовь Божию и поэтому легче всего становится идолом. Из-за влюбленности часто обижают родителей, разрушают семьи, иногда страдают дети. Это самый непрочный вид любви.

Люди, стремящиеся к истинному, ответственному союзу, знают, что это скромное на вид дело, требует терпения, смирения и благодати Божией. В браке, в отличие от влюбленности, просто невозможно обоготворять мужа или жену - этому мешает понимание другого человека, знание его неизбежных недостатков и домашняя простота. Хорошо пишет о любви в браке кандидат психологических наук, священник Борис Ничипоров в своей книге " Введение в христианскую психологию". Цитирую: " В противоположность /романтической любви/, брак, если он строится на правильных духовных основах, предусматривает переживание постоянно обновляющегося чувства. Чудо брака состоит в том, что Господь часто соединяет несоединяемое. Оказывается психологическим фактом то, что два человека - мужчина и женщина, девушка и юноша, сочетавшиеся браком в Боге, не могут не полюбить друг друга. У Данте есть слова: истинная любовь не может не быть взаимной. И далее, если они не оставят путь духовного самораскрытия, то обязательно будут любить друг друга больше и больше".

Теперь, вернемся к описаниям периодов человеческой жизни.

Зрелость обычно разделяют на три стадии.

Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность.

Собственно зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.

Завершающий период зрелости начинается с 60 - 65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. До 75 лет мы говорим о первой старости, после 75 возраст считается преклонным.

Оказавшись перд лицом смерти, человек переживает ряд этапов, описанных разными авторами. Э. Кюблер-Росс была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, как они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох.

Согласно этому автору, умирающие обычно проходят через пять стадий. Первая из них - отрицание. Слова - нет, не я, не может быть - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько зрелая личность у человека, насколько значительна для него поддержка окружающих, настолько он преодолевает эту стадию тяжелее или легче.

Вторую стадию характеризует реакция гнева. "Почему именно я?" - явно или замаскировано звучит этот вопрос к близким или ухаживающим за ним людям. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Третья стадия это так называемое "выторговывание". Больной начинает думать или говорить о том, что он может сделать, для того, чтобы не умереть. Он дает обетя изменить свою жизнь, стать примерным пациентом или благочестиво исполнять обряды.

После этого начинается стадия депрессии. Вопросов умирающий больше не задает. Он замыкается в себе и испытывает потребность плакать, вспоминая тех, кого он оставляет.

Последняя, пятая: стадия - это принятие смерти, как финальный этап жизни, когда умирающий смиренно ждет своего конца.

В заключение, я должен сказать, что на глубоко верующих людей, а, точнее, возвращаясь к предмету нашей лекции, людей, являющих собой зрелую, интегрированную, цельную личность, эти стадии не распространяются. Святой Игнатий Богоносец восклицал: Прекрасно закатиться от мира к Богу, пустите меня к чистому Свету. Последними словами профессора Московской духовной академии Болотова были: как хороши предсмертные минуты.

Благодаря клинической реанимации, возрастает число людей, переживших состояние клинической смерти. Та же Элизабет Кюблер-Росс, которая описала стадии умирания, в 1976 году потрясла научный мир словами: Речь идет не о вере и надежде, я точно знаю, что после смерти существует жизнь. Ей вторит врач реаниматор д-р Роллингс: по своему опыту, я могу сказать, что не видел еще ни одного человека, который пережил бы состояние клинической смерти и оставался агностиком или атеистом.

Рассмотрев возрастные периоды функционирования личности во время ее земной жизни, позвольте остановиться. К семинару я предлагаю каждому из участников занятия продумать 5-минутный ответ на следующие вопросы:

 

1. Составьте план лекции, которую вы только что прослушали или предложите свой план лекции на тему "Понятие личности в медицинской психологии".

2. Для чего вам, как сестре милосердия могут пригодиться знания по психологии?

3. О чем бы вам хотелось бы услышать или узнать на лекциях и семинарах по этому предмету?

4. Из данной лекции, своих размышлений на эту тему, или из книг, /в таком случае не менее, чем из двух/ предложите определение личности и обоснуйте как достоинства так и недостатки этого определения - потому, что общепринятого определения не существует.

5. Расскажите о сотворении человека, сообразуя свой рассказ с фактом присутствия в личности животного и духовного начала.

6. Почему вы думаете, если согласны с этим, и обоснуйте, что Господу одинаково дорога каждая личность, независимо от пола, возраста, национальности, и прочих факторов?

7. Приведите примеры бессознательного из своей собственной жизни или литературы, попробуйте истолковать какой-нибудь случай, применив теорию бессознательного.

8. Приведите из вашей жизни примеры того, что мы назвали здесь формацией, деформацией, реформацией и благодатной трансформацией.

9. Поразмышляйте над тем, какие бывают виды любви

10. Отношение сестры милосердия к смерти

СЕМИНАР (состоялся до первой лекции):

Участникам /10 сестер в возрасте 15-18 лет/ предлагается высказать собственное мнение о том, что скрывается под словом "психология":

1. Наука о мыслях и поведении

2. Изучение различных психических состояний

3. Служит для помощи в разрешении проблем между людьми

4. Определяет характер людей, их душевное состояние

5. Помогает построить планы, которыми может руководствоваться человек.

6. Отражает взаимодействие между людьми в их различных психических состояниях.

7. Изучает те или иные реакции на определенные ситуации

8. Исследует что заставляет людей поступать тем или иным образом.

9. Продолжая ту же мысль - исследует мотивы поведения.

10. - нет ответа.

На основании этого выработано групповое определение психологии: " Наука о психике, как душевной жизни человека, внутренних психических процессах и состояниях. Объектом изучения являются внутри и вне- личностные взаимодействия, определяющие ту или иную форму поведения. Цель изучения - оказание грамотной помощи людям в их психических реакциях, протекающих как в нормальной, так и в патологической форме".

Сформулированы следующие ожидания от курса мед. психологии:

1. Научиться не давать угаснуть интересу к жизни.

2. Распознавать внутренние движения души собеседника с тем, чтобы правильно реагировать в ситуации.

3. Не стесняться в обращении с людьми.

4. Легче обращаться, зная, что стоит за словами человека.

5. Влиять на настроение - улучшать, не принося вреда.

6. Знать, когда требовать от человека, а когда оставить его в покое.

7. Научиться убеждать

8. Помочь, чтобы человек научился помогать самому себе

9. Побольше узнать о том, как изменяется внутренняя жизнь человека с возрастом.

10. Разбираться в людях, уметь улавливать оттенки.

Лекция 2

ПСИХИКА В ЕЕ ОТНОШЕНИИ К МИРУ. АКТИВАЦИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ. ТЕОРИЯ ПОРОГА. ПРОБЛЕМЫ ПАРАПСИХОЛОГИИ. МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ. ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС.

Братья и сестры.

На прошлой лекции мы обсуждали центральное в психологии понятие личность. В процессе нашего курса мы, так или иначе, будем возвращаться к проблемам личности, пытаться углубить наше понимание собственной личности для того, чтобы встречи с людьми на нашем жизненном пути стали осознанными, наполненными и радостными.

В прошлый раз мы приблизились к пониманию личности как уникального единства тела, души и духа. Можно условно сказать, что сферой нашего внимания будет душа, дословно психология означает "наука о душе". Исторически, психология своими корнями уходит в философию, так же и мы, где возможно, будем опираться на христианскую философию, которая в наиболее чистом своем виде представляет собой святоотеческое предание.

Итак читаем определение души преп. Иоанна Дамаскина: "Душа есть сущность живая... бестелесная, невидимая, не имеющая определенной формы, одаренная разумом. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум или дух принадлежит душе. Она свободна. Как ангелы, она невещественная субстанция".

Теперь, подразумевая, что мы имеем в виду именно душевное измерение, мы будем говорить о психике человека. В сегодняшней лекции мы попытаемся понять, какие закономерности присущи психике в ее отношении к окружающему миру.

Иными словами, зададимся вопросом: как действует человек? А действует он постоянно, так как в окружающую среду и каждое мгновение он получает бесчисленные и разнообразные сигналы из внешнего мира, на которые он осознанно или неосознанно реагирует. Реакция человека на внешние стимулы обуславливает его эффективное поведение, адекватное той или иной ситуации.

Действие человека это трехэтапный процесс. На первом этапе срабатывает восприятие, одновременно с которым возникает активация сознания. На втором этапе происходит обработка информации и сравнение ее с предшествовавшим опытом. На третьем этапе происходит выбор и реализация наиболее подходящей формы поведения.

Итак, для того, чтобы действие стало возможным, требуется АКТИВАЦИЯ сознания. Без активации человек подобен выключенному компьютеру, который пылится где-нибудь в углу - он не функционирует.

Мы различаем физиологическую активацию и психологическую активацию.

В первом случае речь идет о том действии, которое производят сигналы внешнего мира на нервные центры, расположенные в области ретикулярной формации. Этот участок расположен у основания головного мозга. Здесь сигналы классифицируются и если оказываются достаточно важными, направляются на уровень коры головного мозга. Именно там происходит психологическая активация.

И здесь мы откажемся от сравнения человека с компьютером и вот почему. Дело в том, что когда происходит психологическая активация, то оказываются задействованными множество тончайших, чисто человеческих факторов. Речь идет о том, в каком состоянии сознания человек находится. Мы различаем бодрствование, сон, промежуточные и измененные состояния сознания. Избирательность расшифровки сигналов в случае психологической активации зависит также от особенностей личности.

Поясню последнее на примере. Один и тот же предмет вызывает разные мысли, чувства и обуславливает разные действия у людей различного внутреннего устроения. Представим дерево. Его вид вызывает у ботаника желание его классифицировать и определить его возраст, плотник прикидывает сколько досок из него получится, у путника возникает желание отдохнуть в тени развесистой кроны, а мудрец предается размышлениям о красоте и целесообразии сотворенного мира.

А вот как пишет в 4-ом веке авва Дорофей в своей притче:

"Ночью мимо стоящего, проходят три человека. Один думает - он ждет кого-либо, чтобы пойти и содеять блуд. Другой думает - это должно быть вор. Третий думает - он ждет соседа, чтобы пойти на молитву. Трое видели одного и того же - заключает авва Дорофей - но возымели о нем мнение сообразно со свои душевным состоянием".

Мы сейчас попытались представить себе процесс активации сознания, без которого невозможно ВОСПРИЯТИЕ и который, собственно "запускается" этим восприятием.

Восприятием мы называем результат улавливания нашими рецепторами сигналов окружающего мира. Мы молимся словами Симеона Метафраста: "чувств просвети простую пятерицу". Действительно, мы получаем информацию посредством пяти видов рецепторов.

ОСЯЗАНИЕ. Рецепторы находятся в коже. Благодаря им мы можем представить форму, мягкость, температуру объекта.

ОБОНЯНИЕ. Рецепторы находятся в носу. Следует заметить, что по сравнению с животными, мы в значительной степени утратили обоняние. Центром обоняния является особая область - ринэнцефалон - в дословном переводе нюхающий мозг. Наивысшего развития он достиг в пору господства рептилий на земле. До сих пор, у таких пресмыкающихся как крокодил, ринэнцефалон управляет гневом, страхом, половым инстинктом. У человека эти функции берет на себя кора головного мозга, тонкая оболочка, благодаря которой мы способны на самопожертвование и любовь.

ВКУС. Рецепторы располагаются в сосочках языка. Человек может различать горький, соленый, кислый и сладкий вкус.

ЗРЕНИЕ. Посредством этого вида рецепторов, мы получаем большую часть /примерно 80 процентов/ информации из окружающего мира. Может быть поэтому Господь говорит: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло"/Мф. 6-22/. Наше зрение бинокулярно, то есть мы видим мир трехмерно, однако эта трехмерность исчезает на расстоянии свыше 15 метров, когда включаются механизмы перспективы.

СЛУХ. Рецепторы находятся в так называемом внутреннем ухе, надежно защищенном в глубине черепа. Мембраны реагируют на звуковые волны определенной длины.

Для того, чтобы сигналы внешнего мира, полученные с помощью рецепторов дошли до нашего сознания, необходимо ВНИМАНИЕ. Без внимания осознанное восприятие невозможно. Перечислим факторы, повышающие внимание. Это: интенсивность стимула/новизна/повторяемость/а также наши избирательные потребности и интересы. Очевидно, что автомат с газированной водой скорее заметит страдающий от жажды, чем просто прогуливающийся человек.

Эффект повторяемости часто употребляется в рекламных целях. Приходится сталкиваться с тем, что дети, словно запрограммированные, повторяют девизы рекламных роликов. Таким образом, для духовно ориентированных людей неприемлемо пассивное времяпрепровождение у экрана телевизора, когда неосознанно в памяти откладываются мусорные залежи рекламных заставок.

Далее прослеживая пути функционирования человеческой психики, мы не можем обойти ТЕОРИЮ ПОРОГА.

Каждый сигнал внешнего мира, или так называемый стимул, для того, чтобы дойти до нашего сознания и вызвать определенную реакцию, должен обладать достаточной интенсивностью. Иными словами, он должен быть достаточно сильным для того, чтобы преодолеть два порога.

Первый порог - он называется физиологическим - определяется степенью чувствительности наших рецепторов. Надо сказать, что мы не воспринимаем и миллионнной доли информации, обрушивающейся на нас со всех сторон.

Второй порог - это психологический порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Он изменчив и во многом зависит от состояния воспринимающего. Если человек серьезно взволнован, он не заметит, его сознание не зафиксирует укуса комара, хотя он и шевельнет рукой.

Существует теория ПОДПОРОГОВОГО ВОСПРИЯТИЯ. В ней речь идет о том, что происходит со стимулами, проходящими первый - физиологический барьер, но недостаточно сильными для того, чтобы проникнуть в сферу сознания. Это очень интересная и недостаточно изученная область психологии, через которую проходит граница, разделяющая психологию и парапсихологию.

Вот одно из известных доказательств подпорогового восприятия. Во время эксперимента, проведенного в 50-х годах в США, в кинопленку, прокручивающуюся со скоростью 24 кадра в минуту, что в соответствии с законами восприятия, позволяет создать иллюзию движения из статичных кадров, был вмонтирован дополнительный 25-й кадр, который человек, сознательно естественно не воспринимал, то есть просто не мог зафиксировать. На этом кадре была надпись: покупайте воздушную кукурузу в фойе кинотеатра. Так вот, после просмотра фильма, кукурузы было раскуплено вдвое больше чем обычно. Такого рода факты заставляют задуматься об угрозе манипуляции человеческой психикой.

Многие ученые предполагают связь и сходство между подпороговым и экстрасенсорным восприятием. В обоих случаях речь идет о сигналах, которые слишком слабы для того, чтобы быть зафиксированными обычным сознанием. Однако, как мы увидели, они способны оставить след, который возымеет свое действие.

Экстрасенсорным восприятием занимается ПАРАПСИХОЛОГИЯ. В науном отношении эта дисциплина достаточно слаба, потому что факты, с которыми она имеет дело, не всегда могут быть проверены и воспроизведены, здесь велика возможность бессознательного обмана или сознательного фокусничества. Однако в связи с тем, что этот вопрос всегда окружен интересом в современном обществе, следует задуматься о нашем к нему отношении.

К экстрасенсорному восприятию относятся следующие феномены:

- Способность угадывать факты, недоступные для органов чувств

- ясновидение;

- Способность улавливать информацию о человеке, находящемся далеко - телепатия;

- Способность угадывать, что произойдет в будущем - предвидение;

- Способность воздействовать на предметы без помощи мышц - телекинез.

В том, что подобные вещи действительно существуют, сомневаться не приходятся. Интересующиеся найдут подробные описания подобных случаев в объемном труде священника Г.Дьяченко, вышедшем еще в 10-х годах нашего века, где собраны сотни необыкновенных фактов. Научный подход со стороны современных психологов /и парапсихологов/ прямо противоположен оккультному. Оккультисты - или приверженцы "тайных учений" приписывают данным явлениям мистическую суть, считают что посвященный адепт сразу получает возможность магически воздействовать на мир вопреки природным законам. Большая часть ученых, противостоя оккультистам, считает, что речь идет не об особых уникальных возможностях "избранных", а о непознанных пока ресурсах человеческого мозга, потенциально скрытых в глубинах каждого из нас.

Православное отношение к данным явлениям суммировано в книге посвященной учению афонского старца Силуана. Оно состоит в том, что подобные феномены могут происходить вследствие трех причин.

В первом случае - это бесовские наваждения. Богословие утверждает, что Сатана не может знать будущего. Однако можно предположить, что обладая многотысячелетним опытом деструктивной деятельности, силы зла приобретают особую искушенность и знание человеческой натуры, для того, чтобы на основе деталей прогнозировать вероятность наступления тех или иных событий.

Во втором случае, источником особого восприятия является природная наклонность. В этом нет ничего удивительного. Одним с раннего детства дается абсолютный музыкальный слух, другим незаюрядные абстрактно-интеллектуальные способности. Вспомним Моцарта, начашего сочинять симфонии в 4 года или вундеркиндов-шахматистов. Вполне справедливо предположить, что могут существовать люди у которых врожденнный физиологический порог восприятия намного ниже средне-статистической нормы.

В третьем случае, мы можем говорить об особом действии Божественной благодати, которой удостаивается, или лучше сказать одаряется подвижник, идущий правильным, угодным Богу путем.

Хочется подчеркнуть необходимость очень трезвого и даже настороженнного отношения к проявлению подобных способностей у человека недостаточно или искаженно духовно развитого. Опасность этих явлений состоит в том, что неизмеримо возрастает возможность сознательного или безсознательного участия в делах сил тьмы или возникновения тонкой гордости с особым надмением в человеке, природно одаренным подобными возможностями. Следует полагать, что у Бога были причины отделять видимый мир от невидимого к нашему же благу.

Итак, мы постарались разобраться, каким образом человеческая психика с помощью чувств может находиться в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Мы выяснили, что такое взаимодействие невозможно в первую очередь без активации сознания. Однако для того, чтобы сигнал внешнего мира получил адекватную оценку сознания, для того, чтобы сформировалась эффективная реакция, необходимы такие психические компоненты как МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ.

Оба этих понятия являются производными от латинского глагола - мовере - двигать, то есть обозначают какие-то динамические процессы.

МОТИВАЦИЯ представляет собой, в первую очередь побуждение. Ее нужно отличать от мотива, говоря мотив, мы подразумеваем уже какую-то интеллектуально обоснованную причину. Мотивация - это побуждение, потребность всего организма, глубокая и стойкая.

Различают первичную, или биологическую мотивацию, и более высокую, не имеющую отношения к выживанию или размножению данного организма. Мотивации второго вида обычно называют потребностями.

Почему мы придаем такое значение мотивациям. Дело в том, что именно от них зависит наше восприятие мира. Люди с разным жизненным опытом, с разными устремлениями по разному воспринимают мир, находясь в одних и тех же условиях.

Позвольте проиллюстрировать данное положение рассказом из книги "Пролог": Один из первых вельмож Римского императора поселился в Египетской пустыне и прожил среди монахов 25 лет. Один из братьев соблазнился, увидев его одетым в мягкую одежду, обутого, горячую пищу к обеду, постель в келии и вино. Прозорливый старец - вельможа - спросил его о том, что тот имел в жизни и тот ответил, что всегда спал на земле, ел сухой хлеб и не знал бани, кроме как реки. А старец рассказал, что когда был советником царю, то имел великолепный дом, кровать из золота и множество рабов. Тогда монах воскликнул: горе мне за мое осуждение. Я от скорби прежней жизни ушел в покой, а ты от великого покоя в скорбь и от славы и богатства в смирение и нищету.

Поговорим о первичных, биологических мотивациях. У взрослого человека это:

ГОЛОД. Он контролируется гипоталамусом, способным вызывать как потребность в пище, так и чувство насыщения, то есть известны возбуждающий и тормозной центры.

ЖАЖДА. Известен ее возбуждающий центр, но тормозной центр еще не открыт.

ПОТРЕБНОСТЬ ВО СНЕ. Животное лишенное сна погибает через несколько суток. Пользуясь возможностью, напомню некоторую информацию о процессе сна. Сон это особое состояние сознания. Различают две фазы сна: так называемый быстрый и медленный сон. Быстрый сон называется так потому, что в эти периоды, возникающие несколько раз за ночь, на ЭЭГ возникает определенная картина биоэлектрических волн головного мозга, а также регистрируются быстрые движения глаз под закрытыми веками. Отсюда второе название этого состояния - РЭМ - фаза сна. Именно в эту фазу человек видит сновидения и если его разбудить в это время он сможет не забывая воспроизвести их.

ПОТРЕБНОСТЬ В КИСЛОРОДЕ. Она сознательно не ощущается. Ее удовлетворение происходит рефлекторно посредством дыхания.

СТРЕМЛЕНИЕ ИЗБЕЖАТЬ БОЛИ. Здесь мы остановимся подробнее, так как это важно для медиков. Боль одновременно служит и информационным сигналом и стимулом, вызывающим реакцию организма не ее устранение. Существуют различные точки зрения относительно того, является ли реакция на боль врожденной или зависит от опыта раннего детства. Ясно одно, что чувствительность, переносимость и отношение к боли у людей варьирует в широких пределах. Важным для нас является и знание того, что мозг, кора головного мозга, может блокировать сигнал, идущий из зоны поражения. классическим является пример солдата, который вдохновленный порывом атаки не осознает того, что его рука оторвана снарядом. Возможно проявление такой же нечувствительности к боли в состоянии глубокого гипноза. Возможно и обратное: переживание боли на физиологическом уровне тогда, когда ее нет. Широко известен эксперимент, когда в состоянии гипноза испытуемому внушалось, что к его руке прикладывается раскаленный металл и в то же время к нему прикасались монетой обычной температуры. На этом участке кожи образуется настоящий серьезный ожог. Возможно такого рода механизмами можно объяснить возникновение стигматов, то есть кровотечений на месте представляемых язв Распятого Спасителя. Следует отметить, что феномен стигматизации неизвестен в духовном опыте Православия.

И последнее, СЕКСУАЛЬНЫЕ И МАТЕРИНСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Они, в отличие от предыдущих, не связаны с выживанием индивида, а служат целям продолжения рода.

Настало время поговорить о более высоких потребностях. Известный психолог А.Маслоу включил все известные мотивации в свою широко известную "иерархическую пирамиду потребностей".

Самореализация Культурно-эстетические потребности в справедливости и красоте Потребности в уважении, одобрении, благодарности Потребности в привязанности, в причастности к группе Потребности в безопасности: физической и психологической Физиологические потребности

Составление такого рода иерархии - несомненное достижение психологии. Однако следует относиться с известной долей критики к антропоцентрическим школам, в частности к светскому гуманизму, к которому принадлежит Маслоу. Из его теории следует, что высшие потребности не могут проявиться, когда не удовлетворены низшие, более примитивные потребности. Это не всегда так. Мы знаем, что мученики первых веков Христианства отбрасывали свою безопасность во имя возможности исповедовать свою веру. Великие подвижники ограничивали свои физиологические потребности, претерпевая добровольно жажду, голод, лишали себя сна для того, чтобы "утончить плоть" и высвободить духовные стремления.

Второе возражение. На вершине пирамиды, как высшая человеческая потребность указывается самореализация или самоактуализация. Суть ее по Маслоу состоит в следующем: Идущий по этому пути человек, вместо того, чтобы подчиняться мнению большинства, начинает все более прислушиваться к собственным чувствам. Он вновь обретает дар восхищаться миром, которым обладал в детстве. Он все чаще отказывается от рутины повседневных действий, стараясь переживать "состояние вершины - опыт пика", когда все вокруг становится новым и преисполненным освежающего неизведанного смысла. Он принимает на себя все большую ответственность, что ведет к развитию у него все большего само-уважения и постепенно он становится способным заботиться о других и процветании человечества. Разумеется это удел немногих, идеальный путь. 90 процентов людей фиксируют свои потребности на уровне защищенности.

То, что вы слышали сейчас - гимн человеческого величия - является апофеозом антропоцентрической психологии, которая простирает возможности человека в бесконечность. Однако и практически и теоретически, подобный подход оказался несостоятельным. Сам Маслоу, в конце жизни отказался от идеи "свободных школ", где детей воспитывали исключительно в духе само-реализации. Справедливое и логическое корректирование гуманистической психологии мы находим в трудах психолога и священника о.Адриана ван Каама. Он считает, что само-актуализация не должна являться заключающей стадией личностного роста, за ней должна следовать само-трансценденция, когда человек не просто актуализирует, проявляет себя в мире, но перерастает самого себя, приближаясь к своему идеальному "Я", к тому, каким задумал его Бог в предвечном плане о мире. Ван Каам также считает, что человек изменяется и возрастает не сам по себе, а формируется во взаимодействии с Божественным Промыслом о нем. На прошлой лекции мы разбирали формативную динамику личностного развития.

Последнее, что мы разберем сегодня - это ЭМОЦИИ. Мы можем понимать их как внутренние переживания, окрашенные физиологически. В книге Рассела Дикса "Принципы и практика пастырской помощи" эмоции в зависимости от их позитивной и негативной окраски сгруппированы по следующим контрастным парам: тревога - вера; страх - радость; вина - ощущение себя прощенным; отчаяние - надежда; одиночество - ощущение себя любимым; боль - мужество; скука - творческое вдохновение; ощущение себя отверженным - ощущение себя нужным.

Интенсивность и продолжительность эмоций варьируют. Внезапная и кратковременная эмоция может принять форму шока, говоря об устойчивой и возрастающей эмоции, мы имеем в виду чувство. Таким образом наша деятельность во взаимодействии с окружающей средой всегда окрашена эмоционально.

Каково значение эмоций в нашей жизни, играют ли они положительныю или отрицательную роль для человека? (Из аудитории возгласы: положительную) Не всегда. Точнее сказать, и ту и ту. Возьмем например эмоцию тревоги. Ее положительная роль в том, что она предупреждает об опасности, мобилизует организм, позволяет бустрее обнаружить правильную форму поведения в неблагоприятной ситуации; в то же время, ее отрицательная роль в том, что она может блокировать все действия человека, заставить трястись, связав по рукам и ногам.

Раз уж речь зашла об эмоциональном ответе на стрессовые факторы, то для сестры милосердия может оказаться небесполезным знание особенностей реагирования людей на опасность, грозящую организму. Видный психиатр Эрнст Кречмер, о котором мы поговорим подробнее, когда будем разбирать типологию личностей, описал две формы поведения человека в неблагоприятной для него ситуации. Это реакции по типу "двигательной бури" и "мнимой смерти". Они широко известны и в животном мире.

При "двигательной буре" птица, пойманная в силки начинает беспорядочно биться. Человек охваченный тревогой начинает суетиться, бросаясь то в одну, то в другую сторону, он берет в руки вещи, вновь откладывает ее, кому-то звонит, пристает с вопросами, но вновь отвлекается, не дослушав ответа.

Реакция по типу "мнимой смерти" наблюдается, когда например потревожив насекомое, видишь, что оно замирает, притворившись мертвым. Так же и человек с этим типом реагирования, в минуты страха или горя словно цепенеет, ни на что не обращает внимание, уходит в себя, часами лежит в постели.

Понимание этих двух типов реагирования поможет сестре милосердия выбрать индивидуальную тактику помощи пациенту в том или ином состоянии.

На сегодня все. На следующей лекции мы продолжим разбор психики человека в ее отношении к окружающему миру, затронув такие проблемы, как психология памяти, мышления, творчества, нравственности.

Спаси Господи.

Лекция 3

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТА. ВОЛЯ. ТВОРЧЕСТВО И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОС ТИ.

Братья и сестры.

На прошлой лекции вы получили представление о том, как происходит взаимодействие между организмом и окружающей средой. Сигналы, воспринимаемые рецепторами, преображаются в нервные импульсы и, через ретикулярную формацию, достигают, или не достигают, вследствие порога, головного мозга. Таким образом, рецепторы и ретикулярную формацию, можно рассматривать как фильтры, просеивающие все разнообразие поступающей информации и доводящие до сознания лишь наиболее значимые раздражители. После того, как эта значимая информация попадает на уровень мозга, то он "решает", как эту информацию обрабатывать и хранить.

Когда мы говорим "решает", мы имеем в виду не осознанное помышление, но быстрый, можно сказать "автоматизированнный" процесс по обработке и хранению полученных сведений.

 

Давайте сначала обсудим вопрос хранения, психологическим механизмом которого является ПАМЯТЬ. Относительно обьема памяти существует две точки зрения.

Первая из них заключается в том, что не слишком существенная информация забывается. Ученые, подчеркивающие важность процесса забывания, аргументируют свою точку зрения тем, что если бы вся поступающая информация сохранялась, то нервные сети оказались перегруженными. Представим себе сумку, которую нерасчетливая хозяйка набила картошкой, помидорами, пакетами молока, яйцами и замороженной рыбой. Очень скоро, особенно если она еще поедет в переполненном автобусе, продукты в ее сумке перемешаются, потекут, и чего доброго, перепачкают окружающих. Так же и мозг, набитый бесполезными сведениями, может потерять возможность отличать главное от второстепенного и в конечном счете, "потечет", распространяя зловоние бесполезных протухших знаний.

Согласно второй точке зрения, то ученые предполагают, что возможно, человек не забывает ничего вообще. Информация, которая не требуется для дальнейшего использования, просто "оседает на дно памяти", и, теоретически, при определенных обстоятельствах, человек может припомнить до мельчайших подробностей все что он делал и как себя чувствовал в какой то отдельных день, скажем, тридцать лет назад. Гипотеза смелая, по существует несколько фактов в ее подтверждение. Приведу один. В психиатрическую больницу в состоянии старческого слабоумия попадает простая, малообразованная женщина. После длительного пребывания, когда все лечение, практически сводилось к уходу за ней, ее состояние ухудшается, она забывает все что она делала, даже то, что она ела на завтрак. Вдруг ошеломленная медсестра вызывает врача в связи с тем, что пациентка начинает разговаривать на необычном звучном языке. К своему изумлению, врач распознает классическую латынь. Пациентка декламирует звучные оды, а иногда произносит предложения, обращенные к окружающим. Все в растерянности. Что произошло? Знаете, произойди это сейчас в нашей больнице, то ведь среди современного общества так много людей, не имеющих духовной дисциплины, и наверняка бы нашлись люди, предположившие бы переселение душ, а поведение несчастной старушки расценили бы в качестве доказательства того, что в ней перевоплотилась душа знатной римлянки. На деле все оказалось проще. Кто-то из ее дальних родственников вспомнил, что в юности, она работала девчонкой-служанкой в доме деревенского пастора, который имел обыкновение изучать вслух латынь. Видимо, слышанное безсознательно запечатлелось у нее в памяти и проявилось лишь в состоянии старческого распада психики.

Окончательного согласия среди ученых, относительно объема так называемой долговременной памяти, нет. Однако объем кратковременной памяти, определен научными экспериментами.

Строго говоря, выделяется три вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.

Первая - это примитивный процесс, происходящий на уровне рецепторов. За четверть секунды решается вопрос о том, пойдет ли информация через ретикулярную формацию к высшим слоям головного мозга. Именно столько работает сенсорная память. Иллюстрацией может служить ощущение, что взглянув на яркий свет, вы чувствуете еще немножко его воздействие на сетчатку глаза, как при вспышке молнии. У этого вида памяти существует лишь длительность, о емкости здесь говорить не приходится.

Второй вид памяти - краткосрочная. Ее длительность - около 20 секунд. Лучше всего представить следующий пример: кто-то вам говорит телефонный номер, вы его набираете и тотчас же забываете, если не стараетесь повторять, запоминать или, другими словами, закладывать его в долгосрочную память.

Емкость. Как показано еще в конце прошлого века исследователем Эббингаузом, емкость кратковременной памяти характеризуется "волшебным числом" - семь. Это значит что мы одновременно в состоянии удерживать в памяти только семь цифр, предметов или понятий. Но что делать, если нам предстоит действовать скажем с длинным телефонным номером, например, включающим междугородный код, который по сути представляет набор 10 или 12 цифр. Тогда мы их группируем в блоки. 0, 9, 5, 2, 4, 2, 5, 3, 7, 6. Запомнить невозможно. Но помня, что код Москвы (095), мы разбиваем цифры в числовые понятия 242 -53-76. Таким образом мы имеем всего четыре блока, которые легко удерживаются в памяти.

Третья память - долгосрочная. В принципе, ее длительность и емкость не имеют пределов. Известны люди в совершенстве знающие более десятка иностранных языков. Представьте, какой объем слов хранится в памяти. Надо сказать, что для долгосрочного запоминания имеет значение ряд факторов.

Во-первых это повторяемость материала. Если мы хотим, чтобы в нашей памяти что-нибудь осталось надолго, наилучшим способом будет как можно чаще встречаться с этим в жизни. Если мы хотим, по заветам Св. Отцев "напитать" свой ум Евангелием, то нет лучшего средства чем поступать по рекомендации Оптинских старцев - ежедневно прочитывать по одной главе из Евангелия и двух - из апостольских посланий, а когда таким образом прочтем весь Новый Завет, начинать снова. Так, незаметно для нас, в памяти откладываются целые отрывки из Священного Писания, которые оживляются и приходят на ум в соответствующих обстоятельствах.

Второе - значимость. Лучше всего запоминается то, что подкрепляется эмоциями, а хуже всего - то, что не имеет для нас интереса. Позвольте проиллюстрировать анекдотом. " Жена говорит мужу, заядлому футбольному болельщику: Вот ты помнишь результаты всех игр сезона, а ведь наверняка забыл день нашей свадьбы. - Ну что ты, дорогая, - отвечает муж не отворачиваясь от телевизора, - это было в тот незабываемый день, когда "Спартак" выиграл у "Торпедо" со счетом 2:0".

Несколько слов о процессе забывания. В нем играют существенную роль следующие факторы:

Во-первых так называемая - интерференция. Из физики вы помните, или не помните, если это оказалось незначимым, неинтересным для вас, что интеференция означает наложение волн друг на друга. Так вот, если вы стараетесь что-либо запомнить, а в это время испытываете неприятные ощущения или посторонние эмоции. В связи с этим небольшой совет: не позволяйте готовить уроки своим детям под музыку, это будет способствовать быстрому забыванию материала.

Второе - это старение. С возрастом обычно происходит атрофия коры головного мозга, тот факт который в просторечии обозначается как "склероз". При этом забывание происходит по так называемому закону Рибо: скорее забываются последние события. Престарелые люди детально помнят события юности, но забывают происходящее с ними последнее время. Иногда, при выраженных психических нарушениях позднего возраста, происходит "сдвиг в прошлое" - больные узнают своих детей, но называют их именами родителей.

Третье, важное в процессе забывания, это безсознательная желаемость забывания. Иногда посредством забывания, человек пытается уйти от неприятной ситуации. Так человек может "забыть" отдать долг.

Прежде чем закончить раздел нашей лекции, посвященный памяти, мне бы хотелось рассказать о так называемой мнемотехнике, или приемах, позволяющих запоминать нужные сведения.

Вряд ли кто забудет нехитрые строчки: раз, два, три, четыре, пять, - вышел зайчик погулять. А между тем, это простейшая методика для того, чтобы ребенок запомнил первые цифры. Иногда достаточно срифмовать что-то, что вы уже помните с тем, что вы хотите запомнить.

Второй метод - использование акронимов - то есть составление названий из первых букв составляющих слов. Согласитесь, проще запомнить буквы СНГ, чем полное название нашего государства. В помещении духовных школ в Троице-Сергиевой Лавре существует ЦАК, что позволяет воспитанникам проще запомнить полное название музея - церковно-археологический кабинет.

Третий метод - запоминание по созвучию. Я например запомнил, пророчество Иоиля, сбывшееся в Новом Завете:"излию от Духа Моего на всякую плоть", потому что непривычные слова Иоиль и "излию" звучали для меня схоже.

Четвертый метод, так называемых "мест" использовался древнегреческими ораторами. Они в уме привязывали те или иные тезисы своих речей в определенной последовательности к тем местам, которые они проходили по дороге. Сейчас этот метод вполне можно использовать при закупке в магазине нужных продуктов или, например, раздачи лекарств.

Теперь, получив представление о том, как хранится и стирается информация, поговорим о ее переработке, то есть МЫШЛЕНИИ. Мы можем приблизительно определить мышление как установление в психике связей и соотношений между предметами, понятиями, явлениями и событиями. Мыслительная деятельность включает в себя такие операции как анализ - разделение объекта на составные части, синтез - объединение деталей в целое, сравнение - как обнаружение сходства и различия между объектами, обобщение - как установление совокупности на основании какого-либо признака, классификация - подразделение категорий, а также аналогии и ассоциации, позволяющие нам познавать новые понятия при сопоставлении их с уже известными объектами. В качестве иллюстрации разберем лишь частный случай процесса мышления - решение проблемы. Исследователи, проанализировав как происходили выдающиеся научные открытия, выделили четыре стадии решения проблемы.

а) Подготовка. На этой стадии человек собирает всю имеющуюся информацию по решению проблемы.

б) Инкубация. Вызревание. Этот этап может занимать несколько часов, дней или недель. Иногда, для того, чтобы посмотреть на проблему под новым углом зрения или сопоставить факты в необычном порядке, помогают измененные состояния сознания - например засыпание.

в) Третья стадия - озарение или инсайт. Происходит окончательная организация решения. Именно в этот момент выпрыгнул из ванны Архимед с криком "Эврика"

г) Окончательный этап - разработка. Можно назвать эту стадию сверкой с реальностью. Суть ее сводится к тому, насколько правильно принятое решение в сложившихся конкретных обстоятельствах.

Существует даже особая отрасль психологии, так называемая эвристика, помогающая находить оптимальные решения. Разработаны отдельные приемы группового принятия решений, как например "мозговой штурм". Группа, примерно из 10 участников должна высказать максимальное количество идей по предлагаемой проблеме. При этом неважно, насколько они фантастичны или несбыточны, важно не качество, а количество. Никто не должен перебивать друг друга, потому что нередко высказанная мысль, вызывает ассоциацию у другого участника. Высказанные предложения тщательно записываются секретарями, затем происходит их обработка. Как показали исследования примерно 10 процентов высказываемых идей оказываются действительно ценными.

Теперь, от процесса мышления, давайте перейдем к уяснению того, что такое ИНТЕЛЛЕКТ. Предлагаю записать определение, которое дал выдающийся исследователь, составивший несколько тестов на интеллект, принятых по всему миру, Векслер: " интеллект это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами."

 

Различают два вида интеллекта: конкретный и абстрактный. Конкретный или практический интеллект позволяет успешно справляться с реальными повседневными задачами, он определяется быстротой ассоциаций с которой мы сопоставляем навыки и знания, хранящиеся в памяти.

Абстрактный интеллект проявляется операциями со сложными понятиями, сюда входят когнитивные способности (то есть способности к научению).

Развитие интеллекта особенно быстро происходит в детском возрасте. Для оценки интеллектуального развития психологами был предложен коэффициент интеллекта, который представляет собой отношение умственного возраста хронологическому возрасту, умноженное на 100.

Пример: Нарушения в виде снижения интеллекта бывают приобретенные и врожденные. В первом случае мы называем это явление деменцией, во втором олигофренией.

Поговорим подробнее о врожденной задержке интеллектуального развития. К ней могут привести различные факторы. Одной из основных причин являются хромосомные аномалии. В качестве примера можно привести болезнь Дауна. Ко второй группе причин относятся внутриутробные нарушения плода. Например, недостаток иода в организме матери приводит к так называемому кретинизму. Огромный вред для интеллектуального развития приносит мать ребенку если курит или употребляет алкоголь во время беременности. Отдельные инфекционные заболевания, например краснуха, перенесенная беременной женщиной, также могут повлиять на развитие интеллектуальных функций ребенка.

В целом, врожденная задержка умственного развития называется олигофренией (в переводе с греческого - малоумие). Различают следующие степени олигофрении:

Дебильность - легкая степень умственного недоразвития. ИК колеблется между 70 и 50.

Имбецильность - ИК между 50 и 30. Они уже не могут выучиться читать, знают несколько десятков слов. Двигательно они неловкие и неуклюжие. Однако им можно привить навыки гигиены и приспособить к несложной работе.

Идиотия - ИК ниже 25. Эти больные практически необучаемы речи, издают нечленораздельные звуки, неспособны ухаживать за собой.

Последний принцип функционирования психики, который является центральным для целенаправленного действия, и которым мы завершим разбор психики в ее отношении к внешнему миру является воля человека. Это активность сознания, являющаяся основным интегрирующим фактором человеческой деятельности. Это власть над собой, организация мотиваций в стройную структуру, торможение побочных стремлений в соответствии с поставленными целями. Позитивными волевыми характеристиками личности является самостоятельность - то есть ориентация поведения в соответствии со своими убеждениями; решительность, настойчивость - способность к неослабному напряжению энергии и самообладание - контроль над своими эмоциями. Следует отметить и негативный аспект воли, когда человек поступает только в соответствии с тем, что считает правильным его собственное падшее "Я". Авва Пимен говорил: "Воля человеческая есть медная стена между человеком и Богом. Я не знаю иного падения для монаха, когда он последовал собственной воле". Отсюда следует необходимость сознательного "отсечения собственной воли" во имя свободной жертвы послушания, которую приносит человек, избравший иноческий путь жизни.

Итак, мы разобрали основные психические механизмы, которые обуславливают эффективное взаимодействие человека с окружающим миром. Теперь поговорим о психологических подходах к явлениям, которые уже переходят в сферу духовного в человеческой личности. Я имею в виду творчество и нравственность.

Разберем творчество в апекте закономерностей творческого мышления. Чтобы понять о чем идет речь, проделаем небольшой тест. пожалуйста, нарисуйте в ваших тетрадях следующее:

! -----

!!

!! _____

!

А теперь дополните рисунок. Бывают стандартные и оригинальные решения. Так вот творческие люди, в отличие от обыкновенных склонны образовывать новые комбинации из элементов или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Творческое мышление отвечает трем характеристикам:

Оно пластично. Творческие люди предлагают множество решений, когда обычный человек может найти одно или два. Одна из моих знакомых медсестер, вместо того, чтобы выбрасывать испогльзованные системы для капельниц, приспособила их для полива огурцов на даче, в те дни, когда ее нет. Вода, регулярно, по каплям поступает в почву.

Во-вторых, творческое мышление подвижно, оно быстро переходит от одного аспекта проблемы к другому. Иногда дети с творческим мышлением раздражают учителей, потому что задают множество "неуместных" вопросов.

В третьих, творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, непривычные решения.

Именно в способности человека к творчеству, святитель Григорий Палама видит образ Божий в человеке. Он пишет: "Мы... больше чем ангелы созданы по образу Божию. Творчество вещей из ничего - разумеется не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие - но все остальное дано людям. Ничто подобное никогда не свойственно ангелам". Как пишет протоиерей, ныне игумен Иоанн (Экономцев), "Истинное творчество есть создание нового, доселе не существовавшего в природе. Это продолжение Божественного творения в мире. Но то, что для Бога является естественным и самопроизвольным, у человека требует высочайшего напряжения физических и духовных сил. Творчество - это жертва, восхождение на Голгофу. Вот почему велик соблазн отказаться от своего богоподобия, замкнуться в себе, погасив тоску одиночества мечтаниями, наркотическими и алкогольными иллюзиями, или достижениями массового гипноза - видеотехника, компьютерные игры."

Возникает вопрос: каждый ли человек способен к творчеству. В соответствии с учением Григория Паламы, каждый человек является Божественным избранником. Люди различаются лишь разнообразием даров и талантов, а также способностью и готовностью принять Божественную благодать.

Истинное творчество всегда является результатом синергии - действия Божественной благодати и свободной воли человека. Истинное творчество всегда от Бога, даже если сам художник не сознает этого. Суть в том, что демоны и человек в состоянии бесноватой одержимости творить не могут. Они способны лишь создавать жалкие подделки, имитировать или пародировать подлинное творчество.

И последнее. Психологические подходы к нравственности. Давайте рассмотрим ее в аспекте развития. Наиболее распространенной является последовательность стадий морального развития, описанная психологом Кольбергом. Несмотря на то, что мы говорим о развитиии, некоторые люди останавливаются на одной из стадий, застывая в своем восприятии нравственности пожизненно. Кольберг выделяет три уровня морали, на каждом из которых располагается по две стадии, итого 6 стадий нравственности. Термин "конвенциональный" в данном контексте означает ориентированный на оценку другими людьми, зависимость от мнения, принятого в данном обществе, в противоположность внутренней ориентации субьекта.

Итак...

УРОВЕНЬ ПРЕ-КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ

Здесь поступки субьекта (ребенка или взрослого) определяются только внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. У детей этот уровень длится от 4 до 10 лет.

1 СТ. Ориентация вознаграждения или наказания. Возможность данного поведения определяется либо выгодой либо опасностью, которые могут последовать в его результате.

2 СТ. Наивно-эгоцентрическая ориентация. Суждение о поступке выносится на основании той пользы, которую можно извлечь. При этом, как и на первой стадии данного уровня, последствия такого поведения для окружающих совершенно не интересует субьекта.

УРОВЕНЬ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ

У детей в норме он продолжается от 10 до 13 лет. Человек, находящийся на этом уровне ориентируется на ту социальную роль в глазах окружающий, которую он считает для себя приемлемой в обществе.

3 СТ. Ориентация по типу "хороший мальчик". Ребенок поступает так или иначе, руководствуясь тем, заслужит ли он одобрение взрослых или нет. А иногда девушка наложит на юное лицо целые пласты косметики и грима лишь для того, чтобы вызвать восхищенные взгляды окружающих. Речь идет о том же уровне морального развития.

4 СТ. Ориентация социального порядка. На этом уровне формируется осознанное принятие предписанных норм поведения в обществе, уважение властей и законов, принятие авторитетов.

УРОВЕНЬ ПОСТ-КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ

По мнению Кольберга об истинной морали можно говорить лишь начиная с этого уровня, потому что предшествующие стадии достаточно примитивны и, условно говоря, достигаются "общественной дрессировкой". На этом уровне человек начинает судить себя исходя из своих внутренних принципов. Дети оказываются способными к этому, начиная с 13-летнего возраста. Вместе с тем, Кольберг отмечает, что многие так и не переходят 4-ой стадии, а 6-ой достигает меньше чем 10 процентов людей.

5 СТ. Контрактная ориентация. Человек начинает признавать и уважать права других людей, подразумевая при этом, что к нему будут относиться так же. Он осознанно принимает принципы общественной безопасности, ненасилия и заботы о других, как наиболее благоприятные для процветания общества, в котором он живет.

6 СТ. Ориентация совести. Человек принимает решения не потому, что так велят законы или нормы, но исходя из принципов возвышенной логики. В данном случае, совесть является единственным судьей человека, а не законы или мнение других людей.

Можно предположить, что существуют более высокие стадии морали. Давайте оценим случай, описанный в "Отечнике" святителя Игнатия Брянчанинова: " Однажды пришли разбойники в келию старца и сказали - мы хотим унести, все, что у тебя есть. Он отвечал - если хотите, чада, то возьмите. Они взяли все и ушли, но старец, обнаружив, что они не захватили мешка, поспешил за разбойниками, крича - чада, вот еще вы забыли мешочек. Они устыдились, вернули все имущество и принесли покаяние, говоря друг другу о старце - воистину, это человек Божиий."

Видимо данное поведение свидетельствует о духовных высотах и уже выходит за рамки психологии. Так что давайте на этом сегодня закончим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.251 сек.