КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология личностей
К У Р С О В Ы Х Р А Б О Т: 1. Сестра милосердия и пациент с расстройствами памяти. 2. Сестра милосердия и пациент с расстройствами интеллекта. 3. Творческое отношение в деятельности сестры милосердия. 4. Стадии нравственного развития в христианской духовности (на собственном примере).
Лекция 4 На первой лекции мы приблизились к пониманию личности как уникальной богоподобной сущности, на следующих двух лекциях мы проследили внутреннюю жизнь личности начиная от примитивного восприятия раздражителей от рецепторов до поведения личности на уровне нравственной высоты. Образно говоря, в своем изучении личности мы шли вглубь. Теперь обратимся к другому методу и пойдем в своем исследовании вширь. Оглянемся вокруг себя и посмотрим, какие личности окружают нас, как можно группировать и классифицировать определенные личностные типы. Здесь нам поможет отрасль психологии - ХАРАКТЕРОЛОГИЯ, которая изучает характеры людей. В психологии ХАРАКТЕР определяется как совокупность наиболее значимых особенностей, определяющих мышление, волю и поведение данного субъекта. Характер складывается под влиянием трех значимых величин. От рождения мы получаем определенные задатки, например тип темперамента, телосложения, склонность к тому или иному виду активности. Затем, формирующее значение оказывает среда. Тип воспитания, например, гармоничное воспитание в атмосфере веры, надежды и любви или деформирующее воспитание ("золушка" - отверженный ребенок, "кумир семьи", все прихоти которого удовлетворяются). Кроме семейного воспитания имеет значение социальное окружение - например атмосфера лицемерия, насилия, или доверия и открытости в ближайшем или отдаленном окружении. В третьих, для христианина это воздействие Божественной благодати. Человек, как мы помним, это воплощенный дух, он призван к Богообщению. Венский психиатр Альберт Нидермейер писал: "Даже самый одержимый психопат, может быть нравственно улучшен, зная, что ничто кроме его воли не стоит между ним и любовью Христа". Попытки классифицировать людей по характеру известны с глубокой древности, а точнее со времен Гиппократа. Многим исследователям характерологии бросалось в глаза соответствие внешнего облика и внутреннего устроения. Так установилось мнение о том, что у одних людей более важными бывают вертикальные измерения, у других - горизонтальные. Первые получили названия респираторных, астенических, линейных типов, вторые - пищеварительных, гиперстеничных, флегматичных. Им усваивались определенные личностные свойства. Так первые склонны к одиночеству и умственной деятельности, в то время как невысокие люди с признаками тучности будут общительными, веселыми и спокойными. Наиболее важной работой этого направления стала книга Эрнста Кречмера "Строение тела и характер". Кречмер различает три основных типа. Пикник - циклотимик. Он характеризуется преобладанием поперечных измерений. Это широкий человек, одной из черт которого является циклоидия или недостаточная эмоциональная устойчивость. Ему присуще жизнелюбие, поверхностность, быстрое установление неглубоких дружеских отношений. Психопатические личности этого круга называются циклоидами, в случае психического заболевания развивается МДП. Циклотимики поэты реалисты, юмористы; исследователи - описатели фактов; лидеры - отважные романтики или ответственные организаторы. Астеник - шизотимик. Он характеризуется преобладанием вертикальных измерений. У людей этого шизоидного типа контакт с людьми и вещами, как правило затруднен. Им свойственно самодовольство и недостаточный реализм. Психопатические личности - шизоиды, в случае психического заболевания развивается шизофрения в ее гебефренической, кататонической и параноидной форме. Шизотимики поэты - склонны к трагедийности или романтизму; исследователи - логики, концептуалисты; лидеры - чистые идеалисты, деспоты, фанатики, хладнокровно-рассчетливые. Атлетик - иксотимик. Это крепкий, костистый человек со спокойным характером, однако способный неожиданно взрываться. Отечественный физиолог И.П.Павлов различал четыре типа, опираясь на темперамент: Сангвинник - сильный, уравновешенный тип. Активен, быстро адаптируется к новой обстановке, хорошо переключается с одного вида деятельности на другой.В проблемных ситуациях реагирует адекватно, позитивно и конструктивно. Холерик - сильный неуравновешенный тип. Он легко приобретает активные навыки, однако возникают трудности в плане сдерживания себя. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Медлителен, с трудом усваивает активные навыки, зато легко - навыки, связанные с торможением. Меланхолик - слабый тип нервной системы. Он застенчив, чувствителен к стрессам, пессимистичен, с трудом приобретает навыки. Психоаналитическая типология различает пять основных типов, основываясь на фиксации детских комплексов, то есть остановке на той или иной нормальной стадии развития: Оральный - характеризующийся сильной зависимостью от других. Пассивная установка этого человека может сопровождаться такими чертами, как чрезмерная щедрость, болтливость. Анальный - основными чертами которого являются бережливость, упрямство и любовь к порядку. Уретральный - характеризующийся честолюбием и духом соперничества в сочетании со стыдливостью. Фаллический - характеризующийся решительностью, уверенностью в себе и целеустремленностью. Генитальный - или уравновешенный. Карл Юнг разработал классификацию, основанную главным образом на установке индивида по отношению к окружающему миру. Он различает интровертов и экстравертов, из которых первый обращен вовнутрь, а второй проявляет интерес преимущественно к окружающему миру. Интровертированной личности свойственна застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. Экстравертированная личность характеризуется склонностью к авантюрам, открытостью и общительностью. Айзенк добавил к двум полюсам оси Юнга вертикальную ось стабильность - нестабильность (уровень тревожности) и получил следующую схему распределения личностных черт: НЕСТАБИЛЬНЫЙ Тревожный Нервный Угрюмый Обидчивый Суровый Агрессивный Сдержанный Раздражительный Пессимистичный Изменчивый Скрытный Импульсивный Асоциальный Оптимистический Спокойный Активный ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЙ Пассивный Общительный Благоразумный Открытый Вдумчивый Словоохотливый Мирный Чувствительный Флегматичный Добродушный Контролируемый Расторопный Слабохарактерный Лидер Безмятежный Беспечный СТАБИЛЬНЫЙ Эдуард Шпрангер построил свою типологию, выделив чистые прототипы личностей, основываясь на системе ценностей и отношению к миру. По его мнению, выделяется
Перейдем к наиболее принятой клинической типологии личностей. Она чисто описательна, выведена из практики. Она является результатом клинической наблюдательности и ведет свое начало от Эмиля Крепелина, лучше всего описана у Ганнушкина в его замечательном труде "Статика, динамика и систематика психопатий". Основной идеей этой типологии является то, что существуют определенные патологические типы личностей или психопаты, в ослабленной степени, они называются акцентуатами. Акцентуатом, или личностью склонной к тому или иному патологическому типу, является, по сути дела каждый человек. Отметим тот интересный факт, что хотя психопатии описанные Крепелиным, Ганнушкиным, Куртом Шнайдером на основании только клинического наблюдения, без заранее взятой теоретической основы, оказываются соответствуют, как бы притягиваются, к тем или иным "страстям", которых, по "Добротолюбию" описано 8. Более того. При дальнейшем осмышлении мы придем к выводу, что страсти, как греховные наклонности души, или точнее духа, приводят к искажениям характера, что мы видим на примере психопатий и являют собой почву для манифестации психических заболеваний, то есть уже расстройств на уровне тела. Таким образом подтверждается основное христианское положение о единстве и преемстве тела души и духа. Как всегда, по возможности опираясь на святоотеческое предание, вспомним слова Василия Великого: "Не малый подвиг - преодолеть злой навык, ибо навык, укоренившись долгим временем, часто получает силу естества". Итак начнем знакомство с основными типами патологических характеров в их сродстве со страстями и болезнями. Шизоидная личность в первую очередь характеризуется интроверсией. Как мы помним, это слово означает направленность интересов вовнутрь, поступки исходят из логики, зачастую оторванной от внешнего мира. По образному сравнению Э.Кречмера, шизоды подобны "римским особнякам, с наглухо зашторенными окнами, в глубине которых происходят роскошные пиры, не видимые снаружи". У них прихотливая фантазия, могут быть выдающиеся способности в области абстрактного познания. Их эмоциональная жизнь парадоксальна, им может быть свойствен феномен "дерева и стекла". Это значит, что они бесчувственны и туповаты как дерево к страданиям ближних, в то же время какая-то неприятность, очевидно не связанная с ними вызывает неадекватную эмоциональную реакцию в виде катастрофы - в этом проявляется их стекловидная хрупкость.Они предпочитают уединение, у них необычные интересы. Основанием для установления корреляции между этим типом характеропатии и страстью гордости является тенденция к изоляции и исключительному упованию на собственное "Я". Внутренний мир гипертрофируется вплоть до отрицания факта сотворенности. Обычно сниженный уровень сексуальности может отражать недостаточность потребности в отношении с другими людьми вообще. Короче, самозамкнутость Истерики. Проявления этого типа психопатии разнообразны и, увы, широко распространены. Основной бессознательной мотивацией поведения является "жажда признания". Любой ценой, они хотят, чтобы их заметили. Они стараются быть оригинальными, женщины крикливо, или наоборот неадекватно мрачно одеваются. В обществе они либо черезчур шумны, либо принимают интригующе разочарованный вид. Словом, все, что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание. Театральность, демонстративность - вот еще подходяшие к ним слова. Они не способны к усидчивости, терпеливому труду, им нужен немедленно видимый другими результат. В далеко зашедших случаях, так называемой "большой истерии" - у человека возникают судороги или отнимается та или иная часть тела. В основе этого лежит все та же неосознаваемая потребность во внимании со стороны других. Кажется ясно, почему мы увязываем этот вид психопатии со страстью тщеславия. Духовной сутью истерии является кажущесть. Первым истериком в истории был Люцифер - "отец лжи", когда он обещал нашим прародителям "будете как боги". Сразу два искушения: ложь, передаваемая словом "как" и величие - "боги". Это очень приложимо к истерикам. Однако в отличие от шизоидии - производной гордости, здесь есть инфантильная, то есть отражающая незрелость, потребность в других людях. Спаситель осуждал фарисеев, делавших все напоказ, что является назиданием для нас не казаться, а сбываться. Возбудимые, или эпилептоиды. Их наиболее обьединяющей характеристикой служит медленное накопление аффекта (аффектом в психологии обозначается физиологически насыщенная эмоция) и быстрый взрыв. В обычной жизни они могут выглядеть как сладенькие, сверхтерпеливые, склонные к ханжеской нравоучительности люди, но внутри накапливающие разряды злобы, ненависти или агрессии. К ним приложимо старинное высказывание: с мягкой речью на устах, с Евангелием в руках и камнем за пазухой. Почему мы ассоциируем эпилептоидов со страстью гнева? Суть в том, что они лишены такого расположения души как кротости, которая сводится к тому, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Тормозимые или психастеники. Их объединяют такие качества как неверенность в себе, склонность к сомнениям и нерешительность. Им также свойственна повышенная утомляемость нервной системы. В сердцевине своей это робкие, застенчивые, конфузливые люди, которые иногда могут скрывать внутреннюю слабость через педантизм, формализм, порой занудство. Таков описаннный Чеховым "человек в футляре", учитель Беликов, прячущийся за инструкции. Принятие самостоятельной ответственности для них непосильное бремя, от которого они прячутся любой ценой. Иногда психастеник, как упоминает Ганнушкин, это тот храбрец на поле брани, который бросается вперед с зажмуренными от страха глазами. В духовном смысле, здесь как недоверие к себе выступает и невозможность доверия Богу, что сопоставимо со страстью уныния. Св. Иоанн Кассиан пишет так: "Когда уныние нападает на бедную душу инока... и в келии сидеть оно отбивает охоту, и к чтению приступить не допускает, а заставляет воздыхать и жаловаться... Он или в постель пробует броситься, или пытается оставить келейный затвор, ищет избавления в посещении какого либо брата. Так мало помалу, отбившись от келии он забывает о главном деле своего призвания, состоящем в стремлении к Божественной всепревосходящей чистоте. И далее... Опытом доказано, что не бежать надобно от духа уныния, а мужественно противостоять ему." Итак психастеник, от внутренней слабости не может принимать решений, и, преисполненный страхом неудачи, пытается все контролировать собственными силами. Отсюда так называемое обрядоверие, склонность к "магическому мышлению". Рассмотрим полюс застреваемости, где находятся личности, иначе называемые паранояльными. Они не способны к диалектическому мышлению, которое учитывает противоположности, а они словно выхватывают одну частность, мысль, и настолько сильно заряжают ее чувством, что она вытесняет в их сознании и поведении все остальное. Они своенравны, подозрительны, упрямы. Интересно, что суть их идей сводится к нанесенному им ущербу - если он ревнивец - ему недодали верности, если изобретатель - его лишили заслуженной известности. Исходя из доминирующего чувства бессознательной ущербности, справедливо соотнести со страстью корыстолюбия. Как пишет св. Иоанн Кассиан, апостолы называли жадность не только "корнем зла", но и идолопоклонством. В конце концов, что есть жизнь параноика или застревающего психопата, как не слепое поклонение идолу в виде овладевшей им идеей. Следующие два полюса мы рассмотрим вместе - гипо и гипер-тимии, так как являясь проявлениями эмоциональной дисгармонии, они во многом схожи и различаются только знаком плюс или минус. В случае плюса - повышенного аффекта - мы видим безудержного оптимиста, наслаждающегося всеми радостями жизни, приземленного, шумливого и бестактного. Отсюда причина корреляции этого типа со страстью чревоугодия. Далее они берутся за все, задумывают грандиозные проекты, но редко доводят до конца начатое. Гипотимики, наоборот, люди с преобладающим сниженным фоном настроения, что коррелирует со страстью печали. Они унылы, безрадостны или раздражительно-недовольны. Последний оставшийся полюс - неустойчивые психопаты. Иногда они обозначаются как безудержные или безвольные, чем подчеркивается их основной характерологический дефект - отсутствие единого волевого стержня. Основная мотивация - поиск новых удовольствий и наслаждений, без критики, ответственности и стыда. Они подчиняемы и непостоянны, у них не бывает глубоких чувств и привязанностей. Соответствие блудной страсти и неустойчивой психопатии представляется обоснованным не потому, что у этих личностей повышенное сексуальное влечение, а потому что им свойственно слабость механизмов внутреннего контроля, отсутствие тормозов. Св. Иоанн Лествичник подмечает: Змей чувственной страсти многолик. Для тех, кто не имеет греха, он предлагает попробовать и остановиться. А тем кто уже попробовал, он внушает попробовать снова, но по другому. Так вот людей особо проницаемых для этой страсти мы и назовем неустойчивыми. В заключение, хотелось бы привнести для обсуждения сложный вопрос: собственно какую личность можно считать здоровой. и тут мы видим расхождение среди лидеров различных психологических школ. Краеугольный камень или основополагающая характеристика будет следующей. Здоровая личность для Карла Роджерса - полноценно функционирующая Гордона Оллпорта зрелая Эриха Фромма - продуктивная Абрахама Маслоу - само-актуализирующаяся Карла Юнга - индивидуализированная Фритца Перлса личность, проявляющаяся "здесь и теперь" Виктора Франкла - самотрансцендентная. Мы же не ошибемся, если в центре нашей таблицы поставив знак креста, как образ, символ Искупителя. Чем личность дальше от патологических вариантов, тем она христоцентричнее. В гармоничной личности мы обнаруживаем здоровые пропорции смирения и достоинства, послушания и ответственности, жизненной энергии и аскетического стремления к служению. Однако остановимся здесь, потому что рассуждая подобным образом мы покидаем область патохарактерологии и вступаем в нравственное богословие. Следующая лекция будет посвящена кризисам в жизни личности, как нормальным так и патологическим. Мы разберем пути выхода из кризиса и закономерности человеческого развития. Мы также коснемся вопросов тестирования, которые, судя по запискам, вызвали интерес. Спаси Господи. Лекция 5 РАЗВИТИЕ И ФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ. НЕИЗБЕЖНОСТЬ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА. ПСИХОЛОГИЯ ГОРЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА. ПСИХОМЕТРИЯ. Разобрав на прошлой лекции разнообразные личностные типы, усвоив психическую активность личности в ее повседневном функционировании во взаимодействии с окружающим миром, вернемся к вопросу, затронутому на первой лекции, вопросу о динамике личностного роста. Тот факт, что каждая личность развивается, очевиден. Ребенок становится подростком, юноша или девушка получают специальность, зрелый человек вступает в брак, в процессе жизненного пути накапливается опыт и человек становится более глубоким, терпимым, добрым и мудрым. Термин "развитие" часто встречатся в психологии. Однако один из наиболее авторитетных психологов нашего времени, о.Адриан ван Каам предполагает, что в отношении личности уместнее пользоваться категорией "формации". Формация, в его понимании, это динамика личности, протекающая во взаимодействии с Божественным промыслом. Развиваются растения и животные, но их развитие закодировано в их генетической программе. Человек же словно раскрывается, в соответствии с мыслью Творца о нем. Ван Каам выделяет четыре измерения человеческой формации. Это социоисторическое, витальное, функциональное и трансцендентное. СОЦИО-ИСТОРИЧЕСКОЕ. Наша формация во многом обусловлена теми условиями, в которых мы рождаемся. Наше историческое наследие, традиции духовности, стиль жизни, принятый в нашем окружении - все это оказывает воздействие на наше возрастание. Представим, что во время летних каникул, в жаркий день нам привелось искупаться в озере. Так вот факт времени отдыха от напряженных занятий, прекрасный пейзаж вокруг, блики солнца на глади воды - это является в данный момент социо-исторического измерения события. ВИТАЛЬНОЕ. Приятное мышечное напряжение во время этого купания, освежающее чувство струящейся воды, мягкая упругость песочного дна под ногами и запах лесных трав - это витальная или телесная составляющая часть нашего бытия в этот момент. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ измерение. Это мир наших проектов, планов, замыслов. И в этом примере купания, мы увидим, что хоть и на заднем плане, но в нашем сознании обязательно будут присутствовать мысли о том, в сохранности ли наша одежда на берегу, о том где бы найти пропитание на сегодняшний день. В обычной жизни функциональное измерение личности позволяет нам правильно рассчитать нашу подготовку к деятельности, гармонично построить наши отношения с окружающими людьми. И, наконец, ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ измерение. В каком-то смысле оно соответствует нашей духовности. Благодаря этому измерению, мы осознаем свое призвание в этом мире, мы в процессе жизненного пути, проясняем образ Божий внутри нас, реализуем свою свободу, благодаря решимости принимать все большую ответственность, ибо как говорил еще один замечательный психолог Виктор Франкл, пронесший свои убеждения через нацистские концлагеря: "Подлинная свобода - это не свобода от, а свобода для". В нашем примере с озером, трансцендентное измерение может проявиться тем, что исптывая социо-историческое удовлетворение, витальный комфорт, функциональную уравновешенность, мы можем почувствовать радость бытия, благоговение перед Источником жизни, осознать, что явления видимого мира есть только прообразы, символы, в которых приоткрывается неизреченная благодать Творца. Жизнь человека часто сравнивается с путешествием. И вот как путнику могут встретиться преграды, так каждый человек на своем жизненном пути переживает кризисы. В кризисе прерывается плавное течение, выход из кризиса требует напряжения всех внутренних ресурсов личности. Говард Стоун в книге "Консультирование кризиса", иллюстрирует это графичеки: * ******* * * * * ******* * психическое здоровье - психическая патология Автор также выделяет два типа кризиса: кризисы развития и ситуативные кризисы. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ. Наиболее распространенной является последовательность личностных кризисов, описанная психологом Эриком Эриксоном. Его определение развития: "Процесс интеграции индивидуальных биологических факторов (вспомним о типах конституциональной предрасположенности Кречмера, о которых мы говорили на прошлой лекции) с факторами воспитания и социо-культурного окружения". Эриксон считает, что каждая личность, пусть по-своему, но обязательно переживает 8 так называемых психо-социальных кризисов жизни. ПЕРВЫЙ кризис возникает у ребенка до полуторалетнего возраста. Его сюжетом является соотношение между доверием к окружающему миру, если он получает достаточно заботы и эмоционального тепла и недоверием, если он чувствует отверженность. ВТОРОЙ кризис возникает в возрасте 2-3 лет и связан с выработкой навыков чистоплотности. Если родители относятся к этому мудро и благожелательно, у ребенка возникает автономия, в смысле устойчивой самостоятельности, если родители сверхконтролирующие или склонные к тому, чтобы "дергать" ребенка, у него развиваются сомнения и стыд. Сюжет второго кризиса - соотношение автономии и стыдливой сомнительности. ТРЕТИЙ кризис. Напряженность ребенка в этом периоде обусловлена внутренней борьбой между инициативой и чувством вины. В возрасте 5-6 лет у ребенка возникает возможность действия в соответствии с собственным замыслом. Насколько успешно это у него получается, настолько та или иная эмоция определяет его дальнейшее формирование характера. ЧЕТВЕРТЫЙ кризис. Происходит в возрасте от 7 до 12 лет, что соответствует его регулярным занятиям в школе. Суть кризиса - напряженность между способностью к эффективному труду, производительности и чувством несостоятельности, неполноценности сравнительно со сверстниками. ПЯТЫЙ кризис связан с проблемами идентификации. Человек в возрасте от 13 до 21 года обосновывает собственную идентичность, в чем то подражая значимым для него личностям и пытаясь привести в соответствии с ними свой собственный опыт. При благоприятном разрешении кризиса человек "становится собой", в противном случае ему грозит так называемое "распыление" или беспорядочное смешение ролей, которые он вынужден играть в обществе. ШЕСТОЙ кризис, переживаемый в цветущем возрасте от 21 до 35 лет характеризуется противоположностью между установлением подлинно близких, доверительных, интимных отношений с любимым человеком и, с другой стороны, угрозой изоляции, замкнутости на самом себе. СЕДЬМОЙ кризис - кризис между так называемой "генеративностью", то есть появлением особого стремления к максимальной заботе о своих потомках и возможностью стагнации, застоя, развитием механистичной холодности в семейных отношениях, закостения супружеских и родительских связей. Период этого кризиса продолжителен: от 35 до 60 лет. ВОСЬМОЙ кризис переживается во время старения. Он состоит в континууме между цельностью, интегративностью, мудростью, осознанием жизни как единого целого и отчаянием, чувством непоправимостью ошибок, горечью от невозможности начать жизнь сначала. Такова наиболее общепринятая последовательность кризисов развития, которые переживает любой человек на протяжении жизни. Однако кроме этого каждому знакомы СИТУАТИВНЫЕ кризисы, связанные со столкновением человека с такими обстоятельствами, как например болезнь, утрата близкого человека, семейные или профессиональные проблемы. В качестве наглядного примера психологического подхода к кризису, я хочу привести здесь краткий материал из книги Y.Spiegel "Процесс горя: анализ и консультирование" (1978). Автор описывает следующие стадии: 1. Шок и неверие. Человек эпизодически неполностью осознает окружающее (так называемое суженное сознание). Трудность осмышления происшедшего с ним. 2. Восстановление контроля - пассивность, трудность принятия решений, чувство пустоты внутри. Человек пытается поступать так, будто ничего не случилось. 3. Регрессия - изменение отношений с окружающими. Жалобы, слезы, идеализация периода, предшествовавшего горю, стремление к примитивным объяснениям происшедшего (например Бог дал - Бог взял), обвинение, страх потери контроля. 4. Адаптация - постепенный отказ от регрессивного поведения. Помощь человеку в этих кризисах осуществляет консультант, психотерапевт или священник. Однако каждый из нас, особенно те, кто избрал своей судьбой так называемую "помогающую" профессию, должен осознавать основные особенности и пути выхода из кризиса. Джей Адамс, священник, проработавший много лет в психиатрической больницах, признанный авторитет в области пастырского консультирования, приводит следующую иллюстрацию взаимодействия человека с серьезной проблемой: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ !!! !!! _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ при этом только последний вариант поведения свойствен зрелому христианину. Для того, чтобы помочь человеку справиться с кризисом, мы должны принять тот факт, что кризис это не всегда плохо. Само слово "кризис" происходит от греческого "кринео", что означает перекресток, распутье дорог. Этим подчеркивается, что в кризисе всегда существует элемент выбора. В китайском языке понятие кризисной ситуации передается с помощью двух иероглифов, при этом один означает - опасность, а другой возможность. Какие же опасности несет в себе кризис? Во-первых, это его отрицание. На сознательном, или бессознательном уровне, человек пытается вести себя так, словно ничего не случилось. Он бравирует собственной стойкостью, он говорит себе и другим "Ну и что?" Так вот это демонстративное безразличие является по сути одним из вариантов бегства от реальности. Второй опасностью кризиса является создание ложной реальности. Человек пытается спастись от невыносимой внутренней боли уходом в злоупотребление успокоительными средствами или алкоголем. Иногда он, в тщетных попытках отвлечься, с головой уходит в работу, становясь "трудоголиком". Третьей и наиболее серьезной опасностью становится обесценивание жизни вообще, гнев на судьбу или на Бога, ощущение опустошенности, которое может привести человека к самоубийству. Теперь о возможностях, которые обязательно несет в себе кризис, каким бы тяжелым он ни воспринимался. Именно взывая к этим возможностям должен строить свою работу специалист, в чье призвание входит помогать людям. Любая попытка помочь начинается с выслушивания. При этом не следует сразу пытаться утешать. Преждевременными словами утешения можно отодвинуть боль на задний план, но задачей помогающего специалиста служит пройти вместе с человеком весь его скорбный путь, оказаться надежным спутником, нелицемерно сострадающим его печали. Итак, одной из возможностей кризиса является то, что человек ощущает свою причастность всему человечеству. Существует красивая легенда о том, как одна женщина, у которой умер младенец, принесла его к ногам Будды и сказала: Господин, ты всемогущ, оживи моего сына. На что Будда ответил: единственным, что может помочь это зола из очага дома, в котором еще никто не умирал. И тогда женщина отправилась по всей стране искать такую семью, где никто не умирал и не нашла ее. Вернувшись назад, она сказала: теперь я все поняла. Далее. Христианин верит, что в этой жизни нет случайностей. Чудеса необычайно редки, иначе они бы не были чудесами. Господь обращается к нам в событиях каждого дня и особенно в период кризиса, Его призыв становится особенно явным. И тут следует понять, к чему Он призывает нас. В результате кризиса всегда открываются новые пути, призвание делается более очевидным. И тут роль консультанта в том, что он может помочь страждущему осознать, что это еще "не конец его истории, а начало новой главы, а может и целой новой части книги его жизни". Третий существенный момент относительно возможностей кризиса и путей выхода из него. Человек не должен отождествлять свою личность исключительно с тем, что ему довелось пережить. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что человек абсолютизирует условия своей жизни, предшествовавшие кризису. Он может сказать, что раньше все было идеально, а сейчас настолько же невыносимо. И здесь уместно помочь человеку научиться отделять себя от так называемого "сырья кризиса". Человек должен научится дистанциироваться от этого. Если человек сцеплен со своей болью, нет места для того, чтобы подействовала Благодать. А если хотя бы на секунду, на мгновение, человек найдет в себе силы поблагодарить Господа за случившееся с ним и сделает это искренне, а не суеверно, то обязательно произойдет чудо - отступит парализующая скорбь и человеку станет доступным смысл страдания, может что-то вроде того, как сформулировал его тот же Франкл: "Смысл страдания - стать иным". Мы бы добавили - стать ближе к Богу. И заключительное. При правильном исходе кризиса, он не должен быть забыт, репрессирован, загнан в подсознание. Напротив, он должен послужить строительным материалом личности, переживания кризиса должны быть встроены, интегрированы в личность, обогатить ее, сделав человека более опытным, сострадательным и осознанно принимающим все - хорошее и на первый взгляд не слишком приятное, ниспосланное Свыше, проникаясь расположением Иова: "Бог дал, Бог взял, да будет благословенно имя Господне". Следующая часть нашей лекции будет посвящена понятию ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ. Явления о которых пойдет речь тесно связаны с концепцией бессознательного в личности, о чем мы говорили в первой лекции. Упрощенно, суть психологической защиты такова. Сверхсильные стрессовые факторы, с которыми человек сталкивается в условиях кризиса, оказываются неприемлемыми для рассудка, сознание словно отказывается их принять и тогда они получают развитие в бессознательной сфере. В этом случае, человек даже не осознает, что своим поведением выказывает тот или иной тип психологической защиты. Однако для специалиста, который встречается с человеком в ситуации кризиса, важно распознавание этой защиты для того, чтобы адекватно оценить тяжесть состояния клиента и пути выхода из него. Заслуга детальной разработки этих защитных механизмов принадлежит психоаналитической школе. Итак разберем лишь некоторые из них: Сам факт защиты называется РЕПРЕССИЯ - то есть выдавливание из сознания непереносимых для него эмоций. Одним из распространенных вариантов защиты является РЕГРЕССИЯ то есть возвращение к ранним, детским формам поведения. Например больной, всячески подчеркивая свою беззащитность, преувеличивает свою потребность в помощи, просит, чтобы его называли только по имени.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ - вариант психологической защиты, когда человек, переполненный эмоциями, будучи не в силах адресовать их по назначению, обращает все свои чувства на нейтральный объект. Так иногда близкие умершего вследствие неизлечимого заболевания пациента обращают свой гнев на медицинский персонал, якобы за недосмотр. Ребенок, наказанный родителями может пнуть безответную кошку, что тоже будет примером перемещения. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - мы говорим об этом варианте психологической защиты, когда человек начинает призывать на помощь логику, пытаться хоть как-то объяснить свое положение с помощью шатких доводов здравого смысла. Пример: у компетентной пожилой медсестры во время профилактического медосмотра обнаружено уплотнение в молочной железе, но она всячески оттягивает маммографическое обследование, стараясь уверить себя в том, что подобное часто встречается после 50-ти лет, в то время как на самом деле она панически боится онкологического заболевания. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - незрелая личность в затруднительных обстоятельствах начинает вести себя так, как другой человек, которым она восхищается, слепо копируя его манеру поведения и отказываясь от собственной индивидуальности. ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ - подчеркивание чувств, противоположных фрустрирующим эмоциям. Об этом варианте защиты может идти речь, когда пациент с ампутированной конечностью становится одержим мыслью, что ему обязательно надо выучиться танцевать, или когда школьник, боящийся любой боли, первый входит в кабинет медсестры на прививку. В последней части лекции мы подведем некоторый, промежуточный итог итог нашего изучения основ психологии. То, о чем вы услышали, разрабытывалось психологами приемущественно в этом столетии, когда психология получила статус отдельной науки. Как и у любой науки, у нее существуют собственные методы исследования. Какие же? Их можно свести к 5 основным видам: наблюдение/самонаблюдение/эксперимент/тест/клинический метод. Эксперимент используется для определения наименее специфичных психических функций, например для выянения способности к запоминанию: запомнить и воспроизвести через 10 минут 10 слов, или для проверки операционных способностей разума предлагается последовательно вычитать из 100 по 7. В качестве эксперимента психологом может быть предложено объяснить переносный смысл поговорки. Тест это более сложный тип эксперимента в котором предусматривается возможность выразить результаты в стандартизованных единицах, для того, чтобы избежать личных оценок. Такой подход называется ПСИХОМЕТРИЯ. В мире насчитываются сотни, если не тысячи, тестов, опросников и анкет. Наиболее употребительными являются лишь несколько. Так, для исследования умственного развития наиболее употребительной является шкала интеллекта Векслера, сконструированная по разному для взрослых и детей. Среди личностных тестов, то есть напрвленных на выяснение доминирующих черт личности, наибольшим авторитетом пользуется MMPI. В нем около 300 вопросов, предусматривающие ответы "да" или "нет", после обработки которых выявляется так называемый "личностный профиль", позволяющий увидеть дисгармонию в той или иной сфере. Существуют нейропсихологические тесты, используемые для уточнения зоны поражения мозга. Суть в том, что в результате нарушения функционирования тех или иных участков мозга у человека нарушаются определенные навыки. Такой диагностикой занимается отрасль - нейропсихология. Существует также особый вид психометрического исследования - проективные тесты. К ним относится Тест чернильных пятен Роршаха и ТАТ. На этом мы закончим сегодняшнюю лекцию. Лекция 6
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |