Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы психологического консультирования




__________________________________________________

!

!!

ВОСПИТАНИЕ!! КУЛЬТУРА

И!! И

ОБРАЗОВАНИЕ! ПСИХО-! ДУХОВНОСТЬ

! Т Е Р А П И Я!

! И!

! КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ!

!!

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

ФИЗИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА _____________________________________________________________

Психологическое консультирование, соотносимое с психотерапией, может быть рассматриваеваемо как комплексный мультидименциональный процесс, применительно к различным аспектам которого приложимы следующие определения авторитетных авторов:

Примечание: в настоящем изложении материала, при употреблении терминов "консультирование" и "психотерапия", мы исходим из остроумного замечания C.H.Patterson (1974): "Разница между этими понятиями существует не в реальной жизни, а только в головах тех, кто хочет, чтобы эта разница была".

В фундаментальном "Руководстве по инновационным психотерапиям" под редакцией R.Corsini, психотерапия определяется как "путь, основанный на определенной теории, воплощаемый специфическими приемами, приводящий к изменению внутреннего мира: то есть эмоционального самочувствия, интеллектуального восприятия и волевых действий личности".

"Энциклопедия психологии" (1971) определяет консультирование как "интерперсональные отношения, при которых одна личность (консультант) предпринимает попытки помочь другой личности (консультируемый, клиент, пациент) справиться с проблемами в сфере образования, призвания, семейных проблем и других областях проявления затруднений."

Авторы монографии "Современные психотерапии: христианский подход" S.Jones & R.Butman описывают индивидуальное консультирование или психотерапию, как "диадический (двухсторонний) процесс взаимодействия между клиентом, находящимся в состоянии дистресса и профессиональным помощником, чьи навыки признаются и принимаются клиентом."

J.Cavanagh в книге "Техника и психология пастырского консультирования" определяет консультирование в рамках: "определенных динамических отношений, в которых консультант, являющийся более зрелой, образованной и опытной личностью прилагает принципы здравого смысла для достижения более "нормального" образа поведения, мышления и чувствования клиента".

Карл Роджерс, классик гуманистической психотерапии, получившей название "клиент-центрированного подхода", пишет: "Консультирование это не разрешение отдельно взятой проблемы, но помощь индивидууму вырасти настолько, чтобы он мог справляться с этой и дальнейшими проблемами, обретая себя в более интегрированном качестве. Он становится более независимым, более ответственным, менее сконфуженным, поступает более организованно." Конкретизируя практику недирективного консультирования, он описывает подход, когда консультант создает атмосферу принятия, отражения и прояснения чувств, выражаемых пациентом. При этом возникают помогающие отношения, включающие любовь, надежду и понимание в которых отвечающий консультант помогает клиенту обнаружить себя и найти более удовлетворяющий путь выражения себя, предусматривающий рост в свободе, само-сознании и возможности поступать соответственно собственному выбору.

Дальнейшая тенденция к "гуманизации" психотерапии актуализирует постулат Ж.П.Сартра: "Никто не может познать себя иначе чем через другую личность". Психология интегрирует в себя понятия традиционной духовности. Отмеченный почетной наградой Американской Психологической Ассоциации, психолог и католический священник о.Адриан Ван Каам формулирует цель консультирования как "рост в свободе и ответственности. В процессе аутентичного контакта клиент становится более адекватным, более компетентным, обнаруживает себя в большей безопасности, чувствует себя более любящим и любимым. Психотерапия, таким образом, представляет собой бережное способствование клиенту в утверждении его подлинного достоинства и раскрытия его уникального призвания от Вечности."

Еще 10 лет назад на Западе насчитывалось 260 отдельных школ психотерапии (Strupp and Binder, 1984). Несомненно, что их число растет. Увеличение направлений консультирования связано не столько с новыми открытиями психологии, сколько с амбициями практикующих специалистов.

Наряду с этим нельзя недооценивать известный феномен, обозначенный Ж.Лаканом как "с-фактор". Речь идет о том, что терапевтические парадигмы и методики, разработанные и работающие в первоначальной культурной среде подвергаются существенному видоизменению в условиях иной ментальности. Остается не до конца осмысленным, насколько и как происходит динамика консультативных подходов. Несмотря на появившиеся последнее время работы, прослеживающие особенности, например, "российского психоанализа", нет аргументированной позиции относительно тенденции к деформации, или к обогащению новым содержанием классических психологических направлений Запада в евразийской культурной среде.

Примечательно, что по доминирующим видам психотерапии можно судить о состоянии общества. Системой социалистического тоталитаризма в СССР обуславливалась нетерпимость к направлениям психотерапевтического мышления, несовместимым с культивировавшейся идеологией. В рамках официозной психотерапии был дозволен ограниченный ассортимент психологических техник. Так доминировали разнообразные приемы директивного внушения, включающие гипноз и аутогенную тренировку; рациональные, а точнее, сугубо дидактические варианты психотерапии и, как оригинальный, широко насаждавшийся метод так называемого эмоционально-стрессового воздействия. Наряду с этим, психоанализ, базирующийся на индивидуально-личностном подходе к пациенту, несмотря на атеистичность его классического варианта, критиковался как реакционная теория, а гуманистическая психология как попытка утопического отвлечения пролетариев от борьбы за свои социальные права. В этом проявлялась натороженность носителей идеологии в отношении возможности установления подлинных человеческих взаимоотношений в структуре аутентичного психотерапевтического раппорта как альтернативы круговой поруки лжи на уровне мировоззрения. Можно упомянуть лишь несколько примеров одиночек подвижников, разрабатывавших гуманистически ориентированные методики, среди которых "терапия творческим самовыражением" М.Е.Бурно и "аксиопсихотерапия" о.В.Ларичева.

В условиях коллапса социализма мы оказываемся свидетелями небывалых изменений общественного сознания. Крах идеологии на фоне утраты традиционных духовных ценностей породил экзистенциальный вакуум. Растерянность обывателя привела к формированию двух крайних полюсов психотерапии, на одном из которых подчеркнуто императивная манипуляция сознанием - отечественные техники "кодирования" и импортное НЛП, а на другом - увлечение оккультно ориентированными практиками. Примечательным до комизма является некритичное смешение разнородных явлений: в некоторых зазывных рекламах через запятую можно встретить перечисление услуг, оказываемых одним и тем же "психотерапевтом: привораживание, психоанализ, массаж".

Среди разнообразных классификаций направлений консультирования, уместно ввести группировку психотерапевтических школ по принципу линии между "что"-терапевтами и "как"-терапевтами. Первые ориентируются на изменения, в значительной степени механизированные, для вторых приоритетное значение имеет фактура терапевтического взаимодействия. Это соотносится с экзистенциальными категориями магизма и единобожия, онтологический антагонизм которых прослежен в одноименной монографии о.Александра Меня.

Далее мы попытаемся классифицировать актуальные для современности психотерапевтические подходы. Сначала разграничим их по принципу работы с пациентом, находящимся в измененном состоянии сознания и те, когда терапевтическое взаимодействие осуществляется в состоянии активного бодрствования.

К первым относятся разнообразные виды гипноза и приемы трансперсональной психологии. В данном случае клиент находится в состоянии транса той или иной глубины и соответственно становится доступным любому виду внушения. Речь, таким образом, идет о директивном стиле, когда человеку прямо или косвенно диктуется желательный для психотерапевта эффект. Так происходит манипулирование на уровне бессознательного. Различается классический и так называемый эриксонианский гипноз. В последнем случае введение в транс достигается особо подобранным ритмом и структурой речи. Дальнейшее развитие это методика получила в виде весьма популярной системы НЛП (нейро-лингвистического программирования). Адепты этого направления не без оснований приписывают себе магические возможности. Действительно, оказывается что "пристроившись" к позе или другим особенностям поведения человека, можно это поведение изменять незаметно для него, вызывать желаемые чувства и поступки. Несколько особняком стоит столь распространенное в нашей стране "кодирование". Как бы ни проводилась эта процедура, сутью ее остается запрограммированность человека, превращение его в управляемый агрегат. Некий след, остающийся в недрах бессознательного, уродует неповторимую человеческую личность. Происходит прямая задействованность механизмов "примитивного мышления", ведь известно, что австралийский абориген погибает, если шаман направит на него кость, как-то связанную с его тотемом. Естественно, что даже практикуемое из благих намерений такое воздействие, недопустимо с точки зрения христианского отношения к человеку, как посягающее на его свободу, ответственность, целостность и изначальное богоподобие.

Сеансы трансперсональной терапии состоят в том, что при помощи особого "голотропного" дыхания под аккомпанемент медитативной музыки убыстряющегося темпа пациент входит в транс и здесь воспроизводит не только воспоминания своего рождения, но и обстоятельств предыдущих жизней. Теоретики этого направления (С.Гроф) часто аппелируют к восточному и языческому культовому опыту: от тибетской "Книги мертвых" до психоделических переживаний индейских шаманов, описанных в книгах К.Кастанеды. Заключая этот раздел, следует подчеркнуть, что неприемлемость любых психотерапевтических методов, связанных с измененным состоянием сознания определяется ключевым для православного духовного опыта понятием трезвения. Это противоположное как экстазу, так и оцепенению состояние внутренней собранности, интеграции духовных, душевных и телесных измерений. "Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться" призывает апостол (1Фес.5:6).

Среди психотерапевтических подходов осуществляющихся при условии неизмененного сознания кратко охарактеризуем три большие группы.

В первую очередь, это так или иначе модифицированные психоаналитические подходы. Иначе они называются динамической психотерапией, так как основной акцент ставится на прослеживание глубинных потребностей и мотиваций, которые приводят к состояниям невротических срывов. Как правило это длительные курсы регулярных бесед со специалистом. Иногда при этом открываются возможности для прояснения искажений духовной сферы пациента. Так православный психоаналитик И.Карузо пишет: " Каждая болезнь должна быть диагностирована в двух аспектах: с позиций природной этиологии и с позиций духовности - что хочет Бог сказать человеку через эту болезнь. Психотерапия - это помощь человеку в его пути от ереси - - невроза к полноценной жизни - православию. Жизнь-ересь это принятие относительных ценностей за абсолютные. Цель психотерапии это открытие человека навстречу абсолютным ценностям".

Вторая группа представляет собой совокупность т.наз. бихевиоральных или поведенческих методик. Здесь теоретической основой является учение И.П.Павлова об обусловленности поведения разнообразными комбинациями сочетаний "стимул - реакция". Эти методы иногда оказываются эффективными для преодоления боязни и невротической тревоги, навязчивостей. В рамках этого направления разработаны особые техники тренировок доведения симптоматики до абсурда, при успехе которых человек обретает возможность отнестись к тому, что его мучило с улыбкой. Интересное описания подхода такого рода можно встретить в классическом образце православной духовности книге " Откровенные рассказы странника своему духовному отцу". Там описывался работник, который искал возможности напиться и потом буянил, не помня себя. И вот супружеская пара помещиков, которые отличались благочестием и добротой, предложили ему: "Живи у нас, пей сколько хочешь, но пожалуйста не выходи из дома пьяный". И что же? Он обрадовался, напился раз другой, словом полностью дошел до предела, которого и не чаял, но осознав, что ругаться вроде и не с кем, вскоре утратил к выпивке всякий интерес. Так, иногда, дойдя до пределов падения (в клинической практике чаще через воображение) человек начинает подниматься. В рамках этого подхода происходит также обретение человеком свободы в общении и решительности. Это направление подчеркнуто нейтрально в отношении высших, духовных измерений человеческого бытия.

Третья группа представляет собой широкий спектр так называемых экзистенциальных или гуманистических методов. Здесь культивируется человеческая индивидуальность, что видно на примере "самоактуализирующей терапии" А.Маслоу, "терапии, центрированной на клиенте" по К.Роджерсу или "психосинтезу" по Р.Ассаджиоли. Объединяющей особенностью является подчеркнутое уважение к достоинству личности. Христианское отношение к этому направлению предусматривает условное разграничение данных подходов по философскому критерию первичности "эссенции" - сущности или "экзистенции" - существованию. Примат экзистенции, характерный для вышеперечисленных подходов определяет окончательную антропоцентричность, то есть несовместимую с подлинной религией (religare - связь) автономию человека. Если же специалист исходит из признания первичности "эссенции" - сущности, то в психотерапевтическом контакте обретают звучание вопросы призвания человека от Вечности, смысла его существования, ориентация по отношению к высшим ценностям (логотерапия В.Франкла или аксиопсихотерапия о.Валерия Ларичева). Особое место занимает трансцендентная терапия католического священника и психолога о.Адриана ван Каама. Под трансценденцией он понимает постепенное приближение личности к той форме, какой она существовала в замысле Бога о ней. Каждый кризис, согласно ван Кааму является приглашением к благодатному преодолению собственной самости (трансформация). Помощь специалиста состоит в том, чтобы способствовать обретению человеком новой целостности, изменении тревожного чувства ложной вины благоговейным ощущением глубинной зависимости от Бога. В процессе терапии человек становится способным прислушаться "не только к тому, что он хочет от жизни, но к тому, что жизнь хочет от него".

Требования к личности терапевта высоки и многообразны. Для того, чтобы дать о них представление, приведем один из перечней критериев пригодности к деятельности психологического консультанта (Fr.Fuster S.J.):

1. Незаурядные интеллектуальные способности и возможности быстрых оперантных суждений.

2. Оригинальность в сочетании с уравновешенностью, свидетельствующая о полноценности внутренних ресурсов.

3. Любознательность, способность "свежо" воспринимать, склонность к самопознанию.

4. Интерес к людям как к отдельным личностям, а не как к объектам манипуляций даже мотивированных помощью.

5. Критичность к собственной личности, чувство юмора.

6. Осознавание сложности мотиваций и многообразия внешних и внутренних факторов, приведших к факту консультирования.

7. Терпеливость, такт, отсутствие заносчивости и позы.

8. Способность устанавливать теплые и доверительные терапевтические отношения сотрудничества.

9. Работоспособность, привычка к методичному труду, возможность выдерживать давление.

10. Отсутствие боязни принятия ответственности.

11. Личностная интегрированность, само-контроль, выдержка и стабильность поведения.

12. Нравственность, внимание к этическим аспектам процесса.

13. Общая образованность, глубокий интерес к психологии.

Прежде чем приступить к работе, консультант должен отдавать себе нелицемерный отчет в возможности того, что движущее им стремление помочь клиенту, может оказаться выражением бессознательных деструктивных мотиваций, таких как: 1) любопытство, вследствие информационной депривации; 2) получение внимания как следствие эмоциональной депривации; 3) подтверждение собственной значимости как следствие сниженной само-ценности; 4) обретение власти, что проявляется авторитарностью; 5) обретение репутации "эффективного разрешителя проблем"; 6) стремление к "спасению" клиента, т.наз. "комплекс Мессии", что проявляется установкой: "Вы не сможете справиться с этим, я сделаю это для вас"; 7) стремление полностью соответствовать или наоборот демонстрировать противоположность образу своего предшественника, что является признаком манипуляции консультантом со стороны клиента.

Переходя к описанию практических основ консультирования, мы структурируем материал в виде тезисов, что позволит, приняв их во внимание, творчески и разнообразно применить в зависимости от конкретных требований ситуации "здесь и теперь".

* Отличие терапевтического взаимодействия от обычной беседы состоит в неслучайности вопросов консультанта, происходящей от его стремления приблизиться к соприкосновению с теми "слоями" личности клиента, которые скрыты сложным комплексом характерологических защит.

* Консультирование начинается с момента того, как пациент начинает доверять своему консультанту. Признаки переживаемой пациентом угрозы, подозрения, обвинения указывают на отсутствие чувства безопасности, необходимого в терапевтическом взаимодействии.

* С самого начала устанавливается атмосфера безусловного принятия, апелляция к достоинству клиента, открытость навстречу.

* Проницательное внимание не только тому, что пациент говорит, но и тому, что он старается, но не в состоянии выразить с попыткой оценки внешности, манер, движений и других факторов невербальной коммуникации.

* Заинтересованный взгляд в сторону пациента без пристального разглядывания.

* Участливое терпение в периоды молчания, плача и гнева.

* Особенности речевого контакта: спонтанность, значимость деталей, центрированность на настоящем моменте, готовность к поддержке без форсирования.

* Уклонение от немедленной интерпретации, отсутствие культивирования самопонимания клиента, но кропотливая работа по созданию благоприятных условий для постепенной проработки открывающихся инсайтов.

* Повторение терапевтом фрагмента прямой речи клиента:

а) имплицитно повышает чувство ответственности за произнесенное; б) подтвердает ощущение у пациента того, что терапевт находится "вместе с ним"; в) иногда углубляет уровень осознавания; г) иногда приводит к высвечиванию неожиданной грани реальности и появлению нового смысла.

* Избегание внешнего выражения напряженного ожидания, разочарования или осуждения, даже если содержание сообщаемого серьезно затрагивает систему ценностей консультанта.

* Благожелательно поддерживающее содействие поискам выхода через реалистическое оценивание доступных ресурсов. Способствование нахождению позитивных аспектов, присутствующих даже в самой мучительной ситуации. При достаточном уровне духовной зрелости клиента совместное обсуждение возможного смысла происходящего как приглашения судьбы к изменению внешних или внутренних измерений бытия.

Ознакомившись с основами консультативного процесса, мы глубже проникаемся осознанием того, что в основе подлинного терапевтического взаимодействия прослеживается стремление к приближению по направлению глубинной личностной уникальности. В этом движении мы соприкасаемся с явлением бессознательных сфер личности. Возвращаясь к оценке подходов "что" и "как" консультантов, мы можем утверждать, что терапевтический контакт оказывается тем более продуктивным, чем яснее он ориентирован не на "решение", а на "открытие".

Как заключение, пример из практики: В беседе участвуют два терапевта и клиент. Каждый из двух специалистов идентифицирует себя с определенной "частью Я" клиента, который на первых порах остается наблюдателем, однако нередко включается в диалог "субличностей", которые доводят ту или иную позицию до возможного предела. Пациент испытывает захватывающее чувство, оказываясь свидетелем непримиримой борьбы, которая, в зависимости от профессионализма терапевтов, отражает подлинный безсознательный конфликт клиента. В разыгрывающейся архетипичекой драме с разоблаченного трансцендентного страха спадают причудливые личины. Из зрителя, пациент становится безпристрастным судьей и, впоследствие царем, властителем своей личности и слугой своего призвания. Он преодолевает внутренний раскол и принимает решение.

Так в процессе терапии произошла идентификация защитных механизмов трансцендентного страха. Если следовать вместе с человеком и пройти с ним те ярусы, где гнездится секс и пойти дальше, обнаружится страх. Страх бытийный, страх быть человеком и перестать быть человеком. Это страх, парализующий дух и единственная возможность справиться с ним трансцендировать его. Когда человек обнаруживает себя беспомощным, он обретает привилегию обратиться к консультанту. Терапевтический процесс сравним с увлекательным путешествием, где консультант не проводник, а спутник. Девиз путешествия - "Клиент знает, но не знает, что знает, а консультант не знает, но знает, что клиент знает". Так они оказываются нужными друг другу, так они проходят вместе один из периодов жизненной истории клиента. Правильные терапевтические отношения имеют в своей основе подлинную любовь, которая проявляется трепетной признательностью таинственного пути уникальной человеческой личности. И тогда сбываются слова Апостола: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви" (1 Ин.4:18).

ПРИЛОЖЕНИЕ: КАК ЭТО БЫВАЕТ В ПРАКТИКЕ?

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ - транскрипт (дословная запись) одной из встреч, которая длилась около часа. Консультирование клиентки, обратившейся к специалисту с жалобами на навязчивые расстройства, происходило в течении нескольких месяцев с периодичностью один раз в неделю. К моменту настоящей встречи невротические симптомы практически редуцировались, однако психотерапия, достаточно эклектичная по своим методам, продолжается, ориентированная на возрастание в осознавании личностных проблем.

Несмотря на отсутствие драматических эффектов, анализ динамики терапевтического взаимодействия, может выявить такие характерные аспекты диалога, как "сопротивление", несколько отличное от аналогичного психоаналитического термина, и ряд "инсайтов" - открытия и принятия нового знания о себе, что и является целью такого рода консультирования. Интерпретация этого транскрипта может быть различной, однако эффект данной встречи оценен клиенткой положительно, что подтверждается в процессе дальнейших сеансов.

С(пециалист): Мы договаривались в прошлый раз, что ты предложишь самостоятельно, как построить нашу встречу сегодня.

К(лиентка): Мне надо было придумать, что меня будет смущать.

С: А если ты не придумаешь?

К: Так все в общем-то и произошло... я только подумала...

С: О чем?

К: Что вы будете слушать

С: Ты можешь сказать, что готовилась к встрече?

К: У меня было домашнее задание подумать, какие стрессовые моменты меня смущают.

С: Угу

К: Я подумала, надо рассказывать, как мне трудно подойти к кому-нибудь, спросить время и я всегда тщательно выбираю

С: Кого-то особо?

К: Нет, я выбираю чаще женщин... чтобы была одета как-то так, надо, чтобы человек был ненапряженный, чтобы не думал так, а то некоторые все время думают... простую.

С: А ты такая?

К: Ко мне часто подходят

С: А ты простая?

К: Нет.

С: Получается, внутри непростая, а внешне производишь впечатление простой?

К: Нет, когда я встречаюсь впервые, я нормальная, когда уже знакомство происходит, человек уже видит, что я смущаюсь,...

странная, в общем...

С: Значит несовпадение внутреннего и внешнего?

К: Да.

С: Как ты относишься к этому?

К: Это плохо

С: Чем?

К: Потому что я сама чувствую, что не могу поговорить на какие-то темы с незнакомым человеком, я сжимаюсь постоянно, как вы сказали, опасности все время жду

С: Я сказал или это правда?

К: Вы так выразились, получается, что это так и есть.

С: Последний раз, когда мы поменялись местами и я попросил тебя побыть терапевтом, что ты чувствовала?

К: Очень интересно

С: Хорошо. Что мы будем делать, чтобы было интересно сегодня?

К: Я думала, что могла бы снова влезть на стул или спеть или что-то там выступить, я понимаю, это принесет пользу, но я не смогу.

С: Это похоже на посещение стоматолога - понимаешь, что надо, но ждешь боли?

К: Нет, здесь по другому. Мне хочется все делать, но я понимаю, что вновь буду смущаться, стоять, кривляться...

С: А что тебе хочется делать?

К: Поговорить. Просто поговорить.

С: Могу я предположить, что "просто поговорить" значит для тебя, что ты почувствуешь себя привычнее, то есть в большей безопасности, защищенной?

К: Ага

С: То есть ты предлагаешь обычный разговор, не делать никаких усилий, никаких упражнений?

К: (насмешливо) Гимнастики...

С: Да, гимнастики внутренних ресурсов, некоторые делают упражнения для накачивания мышц, а мы для накачивания уверенности. Нам нужна такая гимнастика?

К: Нужна

С: Тогда получается, словно зимним утром, когда еще темно, человек выбирает, потягиваясь в теплой постели, или встать заняться гимнастикой или подремать, не покидая уюта. А как мы?

К: Лучше встать

С: Снова возвращаемся к выбору - займемся гимнастикой или уютно поговорим?

К: Я знаю, что это надо, но...

С: То есть ты понимаешь, что гимнастика будет эффективнее?

К: Если вы так считаете...

С: То есть я вроде как всезнайка, чародей, волшебник, гуру, учитель, разрешитель проблем для тебя?

К: Может и так

С: А не может быть так, что те проблемы, которые надо решить именно тебе, ты пытаешься перевалить на другого?

К: Не знаю

С: Но ты веришь, что я знаю, как решить твои проблемы и чем больше буду я стараться, тем больше будет толку?

К: Угу

С: Ты действительно так думаешь?

К: Но ведь я не знаю, как решить проблемы, а вы должны знать. Ну, если у человека заболит голова, то он идет к врачу.

С: Можешь ли ты назвать то состояние, с которым ты приходишь ко мне болезнью?

К: Я не знаю

С: Когда ты произносишь "Я не знаю" у тебя возникает чувство защищенности?

К: То я думаю, что это болезнь, то не болезнь, тут 50 на 50, получается я не знаю.

С: Хорошо. Но вновь твой выбор, ты сегодня - источник идей, решать чем заниматься придется тебе.

К: Мы будем говорить или делать упражнения?

С: Или гулять, или танцевать, или купаться или простимся сейчас - все будет, как ты выберешь

К: Тогда я выбираю, чтобы все было как обычно

С: Видишь ли, я предлагаю тебе решать, но в жизни выбор все же ограничен какими-то условиями. И наше условие сегодня, чтобы наше занятие было необычным.

К: Тогда я, допустим, выбираю поговорить, но немного

С: Ты уверена что выбрала самый эффективный для тебя вариант встречи? Может быть ты пытаешься отдалить что-то более важное?

К: Может быть и так

С: Хорошо. Итак, представь - это ты решаешь, ты определяешь, от тебя исходит инициатива, вперед!

К: А что делать?

С: Проиграем назад - Я говорю, от тебя исходит инициатива, ты отвечаешь - а что делать.

К: Ну

С: Ну

К: Ну

С: Вдумайся, была свобода, ты могла предложить все, что ты сделала - ты спросила, что делать

К: Да

С: Означает ли это, что ты не умеешь пользоваться свободой?

К: Может быть

С: Но вновь, тебе решать, пробуй...

К: Тогда я хотела спросить, муж упрекает меня, что когда я начинаю говорить, у меня одна тема пошла, потом перескакиваю на другую, нет ли у меня шизофрении?

С: Ты действительно хочешь спросить у специалиста, нет ли у тебя шизофрении?

К: Да

С: А что от этого изменится?

К: Я буду знать

С: Если ты будешь знать, что от этого изменится?

К: У меня исчезнут сомнения

С: При каком варианте ответа?

К: При любом

С: А если сомнения останутся - это самое худшее?

К: Да

С: То есть сомнения хуже шизофрении?

К: Да

С: Знаешь, признание этого стоит того, чтобы случилось то, чего ты хотела - я временно беру инициативу в встрече. Можешь ли ты описать свой идеальный портрет, ты говорила о том, что не устраивает тебя в тебе, что не устраивает мужа, а вот теперь, скажи, вернее опиши, какой тебе хотелось бы быть

К: Не мнительной, не робкой

С: Ты заметила, что начинаешь с приставки "не"? А еще?

К: Ну, незакомплексованной

С: Могла бы ты описать "желаемую себя" положительно, без отталкивания от того, что "не должно быть"? Итак, я хочу быть...

К: Более оживленной, более смелой, еще что?

С: А существует ли, что-то, что не усиливалось бы словом "более", что-либо новое?

К: Еще?

С: Да

К: Ммм...

С: Хорошо, во сколько ты сегодня проснулась?

К: В 11

С: Сейчас 16. С 11 до 16 как-то проявились свойственные тебе черты?

К: А что особенного случилось?

С: Не знаю. Что-нибудь в тебе помешало или помогло тебе сегодня?

К: Да, когда я еду в город, подруги часто останавливают машины и "за спасибо" просят довезти до метро. Я не могу. Я буду ждать автобуса или такси, я лучше заплачу, чем всю дорогу буду думать - давать ему 6 тысяч или "спасибо" сказать.

С: Как называется качество, которое мешает тебе поступать также легко, как подруги?

К: Мнительность.

С: Если бы не была мнительной, ты бы легко останавливала машину?

К: Да

С: Что мы сегодня можем сделать для того, что-бы хоть немного поработать над мнительностью. Начнем с того - что это такое?

К: Мнительность - это недоверчивость, подозрительность, это когда я впервые знакомлюсь с человеком, я напрягаюсь.

С: Можем ли мы с этим что-нибудь сделать?

К: Можем

С: Как?

К: Ну, может быть вы что-нибудь такое скажете, а я сделаю

С: Ты заметила, что опять выбрала пассивную позицию, опять ждешь волшебного слова. Избегая самостоятельности, ты готова расплачиваться послушанием, не так ли?

К: Я жду, да я жду совета, я не знаю что делать

С: Тебе кажется, что совет может тебе помочь?

К: Может

С: Так бывало в твоей жизни, чтобы совет помогал?

К: Да

С: Расскажи

К: Разные были ситуации... длинные истории...

С: Хоть один конкретный случай?

К: Муж очень часто хорошие советы дает - тебе нужно быть мягче, быть сдержаннее

С: Это работает?

К: Не очень сильно, но ведь сразу я не могу перевоспитаться, я понимаю, что он правильно говорит.

С: Если бы муж не давал советов быть спокойнее и мягче, ты бы не догадывалась об этом?

К: Я бы может быть и знала, но со стороны виднее

С: А может тебе просто нужно получать знание о себе со стороны из-за какой-то внутренней неполноты, той же недоверчивости и мнительности в отношении себя, может проще пользоваться ресурсами со стороны чем своими собственными?

К: (после паузы) Может

С: Сегодня мы открыли что-то новое, так бывало и раньше. Что-нибудь из того, что мы обсуждали здесь, получалось перенести в реальную жизнь?

К: Наверное, но не помню.

С: Будет ли наша сегодняшняя встреча полезной? Не получится ли так, как иногда бывает: Клиент - ля-ля-ля, что это такое? Специалист - фа-фа-фа, это именно это.

К: У вас какая-то заготовка есть, я не могу ее понять...

С: Тебе кажется что у меня есть заготовка

К: Да

С: Честно сказать, у меня одна заготовка - провести сегодняшнюю встречу без своих заготовок, с этого я и начал. Окажется ли наша встреча полезной и кто это может сделать?

К: Мы вместе

С: Отлично. Ты веришь, что мы можем что-то совместно сделать. Я вкладываю знания и опыт, а ты?

К: Я буду действовать по вашей установке

С: Можно ли считать действие по установке равноценным вкладом в общее дело?

К: Частично. Некоторые по жизни с этим живут, я вот пришла.

С: Это немало. Это шаг. Но твоя позиция теперь - вот она я, делайте со мной что хотите.

К: Это так.

С: Что ты можешь делать, кроме того, что скажу я?

К: То, что вы скажете.

С: И это ты называешь общим, совместным делом?

К: Ну я не знаю, у меня уже в голове путается, вы так хитро ставите вопросы, что я в тупике.

С: В чем хитрость? Просто когда я вновь говорю об инициативе, ты чувствуешь себя в тупике. Это тебе свойственно?

К: Может быть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.