Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и подходы к развитию процесса информатизации образования в МГСУ




Информатизация образования в России развивается, несмотря на крайне неблагоприятные социально-экономические условия, и в этой связи определенный интерес могут представлять основные подходы, проблемы и опыт Московского государственного социального университета.

На всех факультетах МГСУ читается учебный курс "Социальная информатика", позволяющий студентам включиться в проблематику информатизации общества, без знания которой о подготовке специалиста, удовлетворяющего современным требованиям, по нашему мнению, говорить невозможно.

Встает проблема более эффективного использования возможностей Центра обучающих технологий МГСУ в плане визуализации информации в ходе учебных занятий. В ближайшем будущем планируется широкое использование техники для демонстрации на большом экране цветной пленки лазерного принтеpa через кодоскоп, а также активной жидкокристаллической панели для дублирования на кодоскопном экране изображения монитора ведущего преподавателя.

Остается острой проблема соответствия современным требованиям компьютерных классов и кабинетов самоподготовки в академиях, институтах, на факультетах, в ряде представительств и филиалов университета. Как минимум на головной машине компьютерных классов необходимо инсталлировать, помимо других программных средств, пакет SPSS последней версии для занятий, остальные же инсталляции возможно осуществить на домашних компьютерах преподавателей и аспирантов, что очень важно для поднятия уровня научной и преподавательской работы.

Необходимо решить до конца проблему кадровой переподготовки с тем, чтобы все преподаватели университета имели необходимые материалы и были готовы проводить занятия с использованием современных информационных технологий.

Разрабатываемые электронные учебные пособия, целесообразно делать не полнотекстовыми, а включать в них контрольные вопросы. По каждому учебному курсу должны быть разработаны исходные данные для подготовки частично автоматизированной системы рубежного контроля. Это позволит в дальнейшем преподавателю лично принимать экзамен (зачет) только у тех студентов, которые имеют необходимый минимум знаний.

Перспективным направлением в образовании сегодня является использование в учебном процессе электронных учебников. Экспертные системы в качестве средства обучения сегодня получают все более активное распространение в мире и в стране, так как помогают реализовать новую концепцию обучения, позволяющую объединить знание и понимание. В МГСУ создан электронный учебник по курсу "Информатика и ВТ" и ряду других курсов. Идет работа по подготовке такого учебника по социальной информатике. Подходы к созданию следующих учебников важно регулярно обсуждать на общеуниверситетских семинарах.

Более активного использования требуют возможности электронного читального зала МГСУ. Вся имеющаяся учебно-методическая документация, в том числе конспекты лекций, а также материалы научных конференций оперативно представляются всеми факультетами и кафедрами в электронный читальный зал. Подразделения Университета регулярно пополняют рубрикаторы тем Библиотечно-информационного центра МГСУ по проблемам социального развития для перспективного централизованного поиска информации в сети Интернет.

В современной вузовской практике наиболее перспективными направлениями являются: включение образовательных программ в федеральные и региональные телекоммуникационные сети; развитие компьютерной университетской сети RUNNet; создание вузовских Internet-центров. В целом создание единого информационного пространства, доступного в учебном заведении любого уровня, рассматривается ректором МГСУ, профессором В.И. Жуковым [179]как одна из наиболее актуальных задач развития системы образования.

Собственный Интернет-центр позволяет Академии социального образования и Московскому государственному социальному университету регулярно пополнять своими научно-педагогическими разработками информационно-интеллектуальное пространство России, вести эффективный международный информационный обмен.

Реализуемая в настоящее время Программа информатизации МГСУ предполагает прежде всего разработку и развитие так называемого "виртуального МГСУ" и внедрение электронного обучения[180].

На наш взгляд, необходимо продолжение и углубление разработки удовлетворяющей современным требованиям модели информатизации обучения в университете. Компьютер в этой модели должен рассматривается с трех сторон: изучаться как таковой, как средство обучения и как демонстрационное средство. Далее, очевидно, должно последовать создание каждым подразделением университета: кафедрой, факультетом, институтом, представительством, филиалом — концепции и программы информатизации научного и учебного процесса.

 

 

Вопросы для повторения к главе 1:

1) Какие возможности предоставляют новые информационные технологии для современного образования?

2) Что понимается учеными и специалистами под "дистанционным обучением"?

3) Каким образом могут повлиять новые информационные технологии на взаимоотношения учащихся и преподавателей?

4) В чем заключается специфика и традиции российского образования?

5) На каком международном конгрессе по образованию в состав фундаментальной информатики впервые был включен раздел — социальная информатика — и определены основные проблемы ее исследований?

6) Что является предметным полем исследований педагоги ческой информатики?

7) В чем заключается идея опережающего образования в контексте устойчивого развития мирового сообщества?

8) Какова структура концепции опережающего образования?

9) Почему мультимедиа-технологии могут помочь осуществить смену парадигмы образования? В чем отличие новой парадигмы образования?

10) Охарактеризуйте основные проблемы и теоретические подходы к развитию процесса информатизации образования в МГСУ.

Глава 2. Социальная информатика как комплекс учебных дисциплин

Современные международные требования к уровню информационной подготовки специалистов могут быть реализованы только в случае системного характера этой подготовки, включающей как преподавание теоретико-методологических основ информатизации общества, так и прикладных информационных дисциплин, что позволит обеспечить успешную профессиональную и личностную самореализацию выпускников высшей школы в современной информационной среде.

Именно поэтому в университетах классического типа, в том числе и на социологических факультетах, необходимо преподавание целого комплекса дисциплин направления социальной информатики.

Рассмотрим основные подходы и накопленный в Московском государственном социальном университете опыт преподавания социальной информатики как учебного направления.

Общая характеристика социальной информатики как комплекса учебных дисциплин в университетском образовании

Предпосылки введения курса социальной информатики в образовательную концепцию университета

В настоящее время учебный курс по социальной информатике используется в программах подготовки студентов и аспирантов ряда ведущих университетов России — в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Изучается этот курс в МГУ им. М.В. Ломоносова, на всех факультетах МГСУ, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также с 1998 года — в Московском государственном химико-технологическом университете.

Начало же системного, углубленного преподавания данного направления в социологическом университетском образовании было положено, на наш взгляд, созданием в 1994 году кафедры социальной информатики на социологическом факультете МГСУ, входящей ныне в структуру факультета социальной информатики Академии социологии и управления МГСУ.

Характерно, что решением Ученого совета университета учебный курс "Социальная информатика" первоначально был включен в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех специальностей университета. Данное расположение дисциплины, по нашему мнению, было наиболее оптимальным с точки зрения ее содержания и значения. Однако в настоящее время дисциплина перемещена в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин, что, видимо, является в определенной степени отражением сложности становления данного междисциплинарного направления, имеющего значимую мировоззренческую компоненту.

Цели преподавания учебного курса "Социальная информатика"

Процесс информатизации общества — процесс социотехнический, в котором, как уже было ранее отмечено, должны диалектически объединяться три его составляющие: компьютеризация, медиатизация и интеллектуализация. Если успешное развитие первых двух составляющих в значительной степени связано с решением технических проблем, то процесс интеллектуализации требует решения в основном проблем социальной когнитологии, в том числе проблем совершенствования образования.

Только интеллектуальный человек, т.е. человек, способный правильно оценивать ход информатизации общества, адекватно воспринимать, анализировать информацию и, возможно, порождать новые знания, пополняя ими информационную среду общества, только такой человек может быть активным участником и подвижником процесса социокультурной информатизации.

Представляется, что преподавание курса социальной информатики будущим специалистам социального профиля — выпускникам университета, в случае МГСУ — классического, является вкладом в развитие процесса интеллектуализации общества в целом, повышения уровня его информационной культуры.

Задачи учебного курса "Социальная информатика"

Итоги преподавания в МГСУ в течение более чем семи лет курса "Социальная информатика" для студентов разных специальностей социального профиля свидетельствуют о том, что в соответствии с разработанной нами концепцией данный учебный курс:

· логично встраивается в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

· носит мировоззренческий характер, помогает студентам заложить основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в Рос сии. Процесс информатизации, процесс перехода к постиндустриальному, информационному обществу воспринимается студентами после прослушивания учебного курса как важнейшая составляющая мирового развития;

· показывает важность и насущную необходимость овладения основами компьютерной грамотности, без которой студенты и выпускники университета не смогут органично включиться в реалии современной информационной среды и актив но содействовать ее социокультурному развитию;

· методологически подготавливает студентов к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующих их специальностям предметных областях: социологии, политологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере, социальном туризме и других.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.