Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология молодежи




Социология молодежи представляет отрасль социологической науки, которая изучает молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций и т.д.

Предметом социологии молодежи являются: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение социального самочувствия и морально-психологической готовности и мотивации к труду и т.д. Социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи. Проблемы молодежи во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости, высокой динамикой социальных процессов и т.д. Однако молодежные проблемы имеют в каждой стране свою специфику, связанную с социокультурными условиями и характеристиками данного общества, его политикой, экономикой, системой образования, религии и т.д.

В социологической науке к исследованию молодежи существуют различные подходы и направления. Рассмотрим некоторые из них.

Структурно-функциональное направление, которое сыграло важную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон) и др. В целом, в рамках данного подхода, ориентированного на достижение стабильности общества, главная проблема – исследование межпоколенческого взаимодействия, на основе которого и происходит интеграция молодого поколения в общество. Однако представителям не всегда удается объяснить и разрешить молодежные проблемы, происходящие в рамках современных молниеносных социальных перемен.

Психоаналитическое направление, пытаясь разрешить молодежные проблемы, базируется на идеях 3. Фрейда, его учеников и последователей (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон). В частности, эпигенетический принцип Э. Эриксона позволил представить развитие человека как последовательное преодоление им возрастных личностных «кризисов идентичности», вызванных несоответствием между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью личности. В свою очередь, Рут Бенедикт утверждает, что на каждом этапе развития индивид испытывает целенаправленное воздействие общества, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. «социальный характер», присущий каждому конкретному обществу.

Социокультурный подход, в рамках которого изучаются различные аспекты становления и развития молодежной культуры и ее субкультурных образований.

Культурологическое направление, изучающее социальные процессы и явления, в том числе и молодежные, в аспекте феноменологии человеческой культуры. Осмысление мира молодежи на основе идей основоположников данного подхода (А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана) позволяет социологам осмыслить ценностное содержание мира, которым живет молодежь, составить представление о целях, идеях, ориентациях, установках молодого поколения, в соответствии с которыми и выстраиваются жизненные и адаптационные стратегии молодежи.

Дифференцированный подход, учитывающий социально-демографические и социокультурные особенности молодежи.

Особое значение в рамках социологии молодежи уделяется молодежным субкультурам, которые, отличаясь от общей культуры общества, являются своеобразным отражением этой культуры, порождающей субкультурные образования. Субкультуры и их ценности не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, а символизируют лишь некоторые отклонения от нее. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Активная субкультурная деятельность молодежи характерна для всех индустриально развитых стран с демократическим режимом власти, что объясняется тем, что определенная степень свободы самовыражения при достаточно высоком уровне материального благосостояния направляет социальную активность молодежи на формирование собственного мира, отличного от мира взрослых, который позволил бы им продемонстрировать собственные достижения наряду с существующими высокими культурными достижениями базовой культуры общества. В этой ситуации часто фигурирует термин «контркультура» как культура, противостоящая базовой культуре общества. Потребность молодежи в самовыражении столь высока, что субкультурные сообщества появляются и развиваются вопреки всем запретам, т.е. движущей силой создания молодежных субкультур является жажда самовыражения. Возрастные особенности, связанные с тем, что юношеский возраст (15 – 18 лет) отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). В группе себе подобных молодые люди удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении.

Ценностные ориентиры современной белорусской молодежи во многом определяются социальными переменами в обществе. В период социальных перемен возникает противоречие между традиционными и инновационными ценностями, которое разрешается в виде социокультурной трансформации, имеющей свои отличительные особенности. Традиционные ценности в современном белорусском обществе подвергаются критическому осмыслению, возникает множество различных комбинаций ценностей на основе имеющихся и стихийно возникших, что отражается на процессах социализации, самоидентификации и социальной адаптации к новым социальным условиям. Завершение переходного периода и стабилизация социальных условий сопровождается институциализацией новых ценностей, что в конечном итоге приводит к смене ценностной парадигмы общества.

Процесс формирования ценностной структуры современной молодежи протекает в противоборстве двух пластов сознания – традиционного и современного, а процесс рационализации сознания молодежи проявляется в противоречии между духовными и рациональными ценностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.