Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Виды и типы социологического исследования




Вопросы для самоподготовки

1. Что такое прикладная социология? В чем ее основное предназначение?

2. Какие специальные и отраслевые теории социологии Вы знаете?

3. В чем отличие предмета исследования специальных и отраслевых теорий от предмета общей социологии?

4. Семья как элемент социальной структуры. Что такое социология семьи?

5. Какие два уровня исследований выделяют в социологии семьи?

6. Какие исторические типы семьи Вы знаете?

7. Какие классификации современных типов семьи Вам знакомы? В чем их сущность?

8. Какова специфика семейно-брачных отношений в белорусской практике?

9. В чем заключается сущность основных функций семьи?

10. В чем специфика предмета социологии молодежи?

11. Какие основные научные подходы и направления к исследованию молодежи Вы знаете?

12. Почему появляются молодежные субкультуры? В чем заключается их значение?

13. В чем специфика ценностных ориентиров современной белорусской молодежи?

 

Вопросы:

1.Социологическое исследование: понятие, этапы, виды.

2.Программа социологического исследования.

3.Методы сбора социологической информации.

4.Отчет о социологическом исследовании.

1 Социологическое исследование: понятие, этапы, виды

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

подготовительный этап включает совместное с заказчиком определение темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовку программы исследования; определение генеральной и выборочной совокупности; разработку и тиражирование инструментария; формирование исследовательской группы, определение сметы исследования, графика работ, соответствующей организационной и материально-технической базы;

полевой этап – этап сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования;

этап подготовки и обработки первичной информации. Собранные на этапе полевых исследований материалы нуждаются в проверке и в подготовке для компьютерной обработки, после чего осуществляется сам процесс обработки и получение различных зависимостей;

заключительный этап – этап обобщения данных, их объяснения и истолкования, формулировка практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются результаты исследования.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, это испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек изучения документов и др. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического анализа – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление.

Наряду с основными критериями, определяющими виды исследования, могут использоваться и дополнительные. В за­висимости от того, изучается объект в статике или в динамике, выделяют следующие виды социоло­гического исследования: разовое (точечное) и повторное исследования. Повторные исследования, в свою очередь, подразделяются на трендовые (когортные, исторические), панельные, лонгитюдные.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных вы­борках или в рамках единой генеральной совокупности с целью изучения изменений на уровне социальных групп.

Объектом когортных трендовых исследований является опре­деленная возрастная группа (когорта), которая постоянно нахо­дится в поле зрения исследователей и периодически изучается. На различных этапах изучения выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно, чтобы это была одна и та же когорта, т.е. социолог отслеживает изменения, происходящие в исходной когорте.

Объектом исторических трендовых исследований является изу­чение однотипных возрастных групп, предпринимаемое через оп­ределенные промежутки времени, с целью выяснения тех изме­нений, которые могут иметь место в одних и тех же возрастных группах по мере изменения самого общества. Иначе говоря, если в первом случае исследователь движется вслед за группой (когортой), интересуясь изменениями, которые могут в ней про­исходить, то во втором случае он как бы стоит на месте и через определенные интервалы времени высвечивает однотипные воз­растные группы, фиксируя их отличительные признаки, напри­мер, фиксируя факт акселерации у выпускников старших классов.

Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможно­сти анализировать индивидуальные судьбы людей, их измене­ния в процессе развития и социализации. Эти задачи решаются с помощью панельных и лонгитюдных исследований.

Панельные исследования – это изучение одних и тех же явле­ний через определенные интервалы времени. Частота повторяе­мости и продолжительность интервалов определяются произволь­но. Важно лишь, чтобы одни и те же лица изучались по сходной методике. Объектом исследования здесь могут быть представите­ли любых возрастных групп, от детского до пенсионного возрас­та. Если же объектом исследования становится молодежная груп­па, то панельное исследование превращается в лонгитюдное.

Лонгитюдное исследование – это изучение индивидуальных изменений членов молодежной группы. Основным требованием лонгитюдного исследования является единство программы, ин­струментария и выборки на всем протяжении изучения объекта, которое может длиться несколько лет.

Особой разновидностью повторных масштабных исследова­ний является социальный мониторинг, которыйпредставляет собой целостную сис­тему изучения и отслеживания тех изменений, которые проис­ходят с определенными социальными объектами в ходе их функ­ционирования и развития. Это отслеживание осуществляется на основе сбора, хранения, обработки и сравнения той инфор­мации, которая накапливается в ходе долгосрочного исследования изучаемого объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.