Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора социологической информации




Методы исследования – различные способы получения данных о свойствах объекта. Они должны быть адекватными целям, соответствовать специфике объекта исследования.

Основными методами сбора первичной информации является наблюдение, анализ документов, опрос и эксперимент.

Анализ документов. Любое исследование начинается с анализа материалов, уже имеющихся по данной проблеме. Под документами в социологии понимаются любые специально созданные предметы, которые хранят и передают информацию (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино, видео, фотодокументы, произведения живописи и т.д.), фонетические (магнитофонные записи, пластинки, CD). В зависимости от статуса документы бывают официальные (отчеты, статистические данные, документы организаций) и неофициальные (анкеты, жалобы, письма). Также выделяют первичные (необработанные документы, составленные на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обработанные, сделанные на основе данных первичных источников); личные (заявления, анкеты) и безличные (протоколы). Способы анализа документов: традиционный, классический (умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документе) и количественный метод – контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения и подсчета смысловых единиц. Разновидностью метода анализа документов является библиографический метод, когда с помощью личных документов (писем, дневников, мемуаров) извлекается информация, позволяющая представить себе не только данную личность, но и общество в целом на различных этапах его развития.

Наблюдение. Под наблюдением в социологии понимается непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация социальных процессов. Можно выделить несколько его типов. В зависимости от положения наблюдателя наблюдение бывает: «включенным» – социолог становится членом группы; «невключенным» – наблюдение со стороны, открытым (группа знает, что за ними наблюдают) и инкогнито (не знают). По степени формализоваанности выделяют неконтролируемое и контролируемое наблюдение. В первом исследователь пользуется лишь общим планом, во втором – регистрирует события по детально разработанной процедуре. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Эксперимент-метод – выявление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. Различают естественные (полевые) и лабораторные эксперименты.

Опрос-прием – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опросы бывают четырех видов: анкетирование (письменный опрос), интервью (устная беседа), социометрический опрос, экспериментальный опрос.

Анкетирование – наиболее распространенный опрос. Опрашиваемых лиц называют респондентами. Выделяют опрос по почте и опрос на месте; радиотелевизионные и телефонные опросы.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью: о фактах и выявление оценок; стандартизированные и нестандартизированные (свободные); групповые и индивидуальные.

Экспериментальный опрос – интервью с особо компетентными по данной проблеме лицами (экспертами).

Социометрический опрос – метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров, степени разобщенности.

Все перечисленные методы имеют свои преимущества и недостатки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.